Изображение шпоночных и шлицевых соединений, цилиндрических зубчатых передач
Шпоночные и шлицевые соединенияслужат для передачи крутящего момента. В шпоночном соединении в пазы вала 1 и наружной детали 2 помещают специальную деталь 3 — шпонку, имеющую плоские боковые грани, соприкасающиеся с боковыми стенками пазов вала и наружной детали. Форма шпонок может быть различной: призматическая шпонка с цилиндрическими поверхностями, призматическая шпонка без скруглений, сегментная (рис. 8, а).
При выполнении чертежа шпоночного соединения существуют особенности: на изображении, параллельном оси вала, наружную деталь 2 показывают в разрезе, вал 1 изображают с местным разрезом для выявления конструкции шпонки. Шпонку показывают нерассеченной. Форму шпонки выявляют на виде сверху. На нем наружную деталь показывают в разрезе. Поперечную форму шпонки и пазов под нее показывают в разрезе А—А. На этом разрезе показаны характерные размеры шпоночного соединения: диаметр D, высота h и ширина b шпонки, размер А2, относящийся к валу, и А1 относящийся к наружной детали (А1> А2 + h) (рис. 8,б).
Размеры шпонок стандартизованы в зависимости от диаметра вала шпоночного соединения в ГОСТ 23360-… для призматических шпонок и в ГОСТ 24071-… для сегментных.
а) б)
Рисунок 8: а) шпоночное соединение; б) изображение шпоночного соединения
В шлицевом соединении (рис. 9) большое количество шлицев позволяет уменьшить их высоту по сравнению с высотой шпонки и при том же диаметре вала передать увеличенный крутящий момент. Шлицевое соединение позволяет перемещать наружную деталь вдоль оси вала в процессе вращения. Форма сечения шлицев может быть различной.
При изображении на чертеже шлицевых соединений в сечении А—А (рис. 10,б) 2…3 одинаковых элемента (шлицы) показывают полностью, остальные — условно: наружний контур сплошной толстой линией, внутренний контур сплошной тонкой линией.
Размеры шлицевых соединений стандартизованы в зависимости от наружного диаметра вала. На сборочных чертежах обычно указывают условное обозначение по соответствующему стандарту (число зубьев, значения внутреннего и наружного диаметра). Подробности об изображении шлицевых соединений, а также рабочих чертежей деталей приведены в ГОСТ 2.409-…
а) б)
Рисунок 9: а) шлицевое соединение; б) изображение шлицевого
и зубчатого соединения
Зубчатые передачииспользуют для передачи и преобразования вращательного движения между валами с параллельными, пересекающимися и скрещивающимися осями. Между параллельными валами зубчатые передачи осуществляют цилиндрическими зубчатыми колесами.
При выполнении чертежей зубчатых передач применяют условные изображения зубчатых передач и зубчатых колес по ГОСТ 2.402-… Зубья зубчатых колес вычерчивают только в осевых разрезах и показывают всегда нерассеченными. В остальных случаях зубчатый венец ограничивают поверхностями вершин, которые показывают сплошными основными линиями, в том числе и в зоне зацепления. По впадинам зубьев проводят сплошную тонкую линию. Штрихпунктирной линией изображают начальную окружность (рис. 9,б), диаметр которой
dw = mz,
где m — модуль (линейная величина, в π раз меньшая окружного шага зубьев);
z — число зубьев колеса.
Диаметр окружности вершин da и диаметр окружности впадин df можно вычислять по формулам:
da = d + 2m = m (z + 2);
df = d — 2,5m =m(z— 2,5).
Спецификация
Спецификация — текстовый конструкторский документ, определяющий состав изделия и разработанной на него конструкторской документации, предназначенный для комплектования конструкторских документов, подготовки производства и изготовления изделия (ГОСТ 2.102-…; ГОСТ 2.108-…).
Спецификация выполняется на отдельных листах формата А4. Заглавный (первый) лист спецификации имеет основную надпись по ГОСТ 2.104-.. форма 2 (высота — 40 мм), а последующие листы — по форме 2 (высота 15 мм).
Спецификация состоит из разделов, которые располагаются в следующей последовательности: документация, комплексы, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, прочие изделия, материалы, комплекты. Наличие их определяется составом изделия.
В спецификацию для учебных сборочных чертежей, как правило, вносят следующие разделы:
- документация;
- сборочные единицы (если они есть);
- детали;
- стандартные изделия;
- материалы (если они есть).
Наименование каждого раздела указывается в виде заголовка в графе «Наименование» и подчеркивается тонкой линией. Ниже каждого заголовка оставляется одна свободная строка, выше — не менее одной свободной строки.
В раздел «Документация» вносят конструкторские документы на сборочную единицу; Для учебных чертежей в этот раздел вписывают сборочный чертеж, схема деления, пояснительная записка.
В разделы «Сборочные единицы» и «Детали» вносят те составные части сборочной единицы, которые непосредственно входят в нее. В каждом из этих разделов составные части записывают в алфавитном порядке наименований.
В раздел «Стандартные изделия» записывают изделия, применяемые по межгосударственным стандартам (ГОСТ), региональным, национальным, отраслевым. В пределах каждой категории стандартов запись производится по однородным группам, в пределах каждой группы — в алфавитном порядке наименований изделий, в пределах каждого наименования — в порядке возрастания обозначений стандартов, в пределах каждого обозначения стандартов — в порядке возрастания основных параметров или размеров изделия.
В раздел «Материалы» вносят все материалы, непосредственно входящие в сборочную единицу. Материалы записывают по видам и в последовательности, указанным в ГОСТ 2.108-... В пределах каждого вида материала записывают в алфавитном порядке наименования материалов, а в пределе каждого наименования — по возрастанию размеров и других параметров.
5. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Пользуясь техническим рисунком и описанием предложенной конструкции, разработать комплект рабочей документации на изделие «Насос шестеренчатый». Допускается самостоятельно принимать решения по изменению размеров отдельных элементов конструкции, пользуясь справочной литературой.
Насос — машина, преобразующая механическую энергию двигателя в механическую энергию состояния жидкости для ее подъема, перемещения или получения сжатых газов. Шестеренчатые насосы создают давление масла в гидравлических системах.
Рисунок 10. Параметры зубчатого колеса
Таблица 2
Вариант | ||||||||||||||||||
Модуль | 4,0 | 4,5 | 3,5 | 4,0 | 3,5 | 4,0 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 3,5 | 3,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,0 | 3,0 | 3,5 |
Число зубьев | ||||||||||||||||||
Dе | 52,4 | 54,8 | 47,4 | 47,2 | 40,5 | 54,4 | 39,4 | 40,5 | 52,4 | 44,1 | 47,4 | 37,8 | 47,4 | 54,4 | 54,1 | 52,9 | 43,9 | 44,1 |
DI | 32,8 | 32,4 | 31,5 | 28,8 | 25,2 | 36,0 | 27,0 | 25,2 | 32,8 | 28,7 | 31,5 | 24,6 | 31,5 | 32,4 | 32,8 | 30,6 | 28,7 | |
d | 43,2 | 44,0 | 40,8 | 39,2 | 34,3 | 46,7 | 35,0 | 34,3 | 43,2 | 37,8 | 40,8 | 32,4 | 40,8 | 46,7 | 44,0 | 43,2 | 38,5 | 37,8 |
b | ||||||||||||||||||
dB |
Варианты 1-6
Исходя из размеров зубчатого колеса, выбранного в соответствии с вариантом и размерами, данными на рисунке 10 и в таблице 2, выполнить сборочный чертеж насоса с полной информацией о форме и размерах всех деталей в масштабе 1:1; сборочный чертеж корпуса 1, чертежи вала 5, одной крышки, накидной гайки 7. Составить спецификации. Сборочный чертеж оформить на листе формата A3 или А2 (ГОСТ 2.301-...) с основной надписью формы 1 (ГОСТ 2.104-...), недостающие на рисунке размеры назначить самостоятельно, руководствуясь соображениями пропорциональности и рекомендациями из справочников.
На сборочном чертеже насоса выполнить следующие соединения:
I — зубчатых колес 2 с валом 3 и осью 4 призматическими шпонками 10 (размеры шпонки выбрать по справочнику по размерам вала) по ГОСТ 23360-...;
II — крышки 6 и корпуса 1 шестью шпильками 12 (М5…М8) по ГОСТ 22032-...ГОСТ 22043-..., шайбами 14 по ГОСТ 6402-... и гайками 13 по ГОСТ 5915-...;
III — крышки 5 и корпуса 1 шестью винтами 11 (М6…М10) по ГОСТ 17473-...;
IV — бирки 9 (материал — сплав алюминиевый Д16Т) к корпусу 1 с помощью клея (марку клея выбрать самостоятельно).
При выполнении сборочного чертежа корпуса 1 изучить правила оформления чертежей сварных соединений:
V — выбрать типы используемых при сварке швов при соединении деталей корпуса состоящей из пластины, основания и ребер жесткости, выполненных из стали 35.
При выполнении чертежа вала 3 ознакомиться с правилами графического изображения и условного обозначения шлицевых соединений:
VI — длина шлицевого конца вала — 25…35 мм, наружный диаметр шлицев на 1…3 мм меньше диаметра dB.
Позиции на сборочном чертеже должны соответствовать позициям в спецификации, составленной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106-…
Рисунок 11. Шестеренчатый насос
Насос (рис. 11) состоит из пары цилиндрических зубчатых колес 2, установленных в корпус 1. Корпус является сборочной единицей, состоящей из пластины, основания и ребер жесткости. Крутящий момент передается от двигателя валу 3 посредством шлицевого соединения. При вращении колес масло из всасывающей полости попадает между зубьями и переносится в нагнетательную полость. Сцепляющиеся зубья колес препятствуют возвращению масла во всасывающую полость. Чтобы исключить утечку масла, зазоры между зубьями колес и корпусом, а также по торцам зубчатых колес должны быть минимальными, что достигается операцией притирки при изготовлении.
Шестеренчатый насос начинают собирать с запрессовки крышки 5 и втулок 8. Затем на втулки 8 наносят слой смазки (солидола). Крышку 5 крепят к корпусу 1 через тонкую бумажную прокладку (на рисунке не показана) с помощью винтов 11. На ось 4 и вал 3 монтируют на призматических шпонках 10 зубчатые колеса 2. Крышку 6 крепят к корпусу 1 с помощью шпилек 12, гаек 13 и шайб 14. Для уплотнения вала в крышке 6 поставлены сальниковые войлочные кольца 15, которые прижимаются накидной гайки 7.
Варианты 7-12
Исходя из размеров зубчатого колеса, выбранного в соответствии с вариантом и размерами, данными на рисунке 10 и в таблице 2, выполнить сборочный чертеж насоса с полной информацией о форме и размерах всех деталей в масштабе 1:1; сборочный чертеж кронштейна 7, чертежи вала 5, корпуса 2, сальниковой крышки 5. Составить спецификации. Сборочный чертеж оформить на листе формата A3 или А2 (ГОСТ 2.301-...) с основной надписью формы 1 (ГОСТ 2.104-...), недостающие на рисунке размеры назначить самостоятельно, руководствуясь соображениями пропорциональности и рекомендациями из справочников.
В процессе выполнения чертежа общего вида изучить и выполнить следующие виды соединений:
I — зубчатого колеса 6 с валом 3 призматической шпонкой 9 (размеры шпонки выбрать по справочнику по размерам вала) по ГОСТ 23360-...;
II — корпуса 2 с кронштейном 1 шестью болтами 13 (М6…М10) по ГОСТ 7798-..., шайбами 15 по ГОСТ 11371-... и гайками 12по ГОСТ 5915-...;
III — бирки 8 (материал — сплав алюминиевый Д16Т) к корпусу 2 с помощью клея (марку клея выбрать самостоятельно);
IV — крышки сальника 5 с корпусом 2 четырьмя шпильками 10 (М5…М8) по ГОСТ 22032-...ГОСТ 22043-..., шайбами 14 по ГОСТ 6402-... и гайками 11 по ГОСТ 5915-...
При выполнении сборочного чертежа кронштейна 1 изучить правила оформления чертежей сварных соединений:
V — выбрать типы используемых при сварке швов при соединении деталей кронштейна (плиты, основания и ребра жесткости, выполненных из стали 35).
При выполнении чертежа вала 6 ознакомиться с правилами графического изображения и условного обозначения шлицевых соединений:
VI — длина шлицевого конца вала равна 25…40 мм; наружный диаметр шлицев на 1…3 мм меньше диаметра dB.
Позиции на сборочном чертеже должны соответствовать позициям в спецификации, составленной в соответствии с требованиями ГОСТ2.106-...
Рисунок 12. Шестеренчатый насос
Насос (рис. 12) состоит из корпуса 2, в котором установлены зубчатое колесо 6, смонтированное на валу 3 при помощи призматической шпонки 9, и вал-шестерня 7. Вал вращается во втулке 4, запрессованной в корпусе. К корпусу 2 с помощью болтов 12, гаек 13 и шайб 15 через тонкую бумажную прокладку (на рис. не показана) крепится кронштейн 1. Кронштейн представляет собой сварную конструкцию, состоящую из трех деталей (плита, основание и ребро жесткости). Для уплотнения вала 3 в корпусе 2 используют сальниковую набивку 16, которая прижимается к валу и корпусу сальниковой крышкой 5 при помощи шпилек 10, гаек 11 и шайб 14. Вращательное движение двигателя передается на ведущий вал 3 посредством шлицевого соединения. Зубчатое колесо, находящееся на валу и вращающееся от двигателя, является ведущим, второе — ведомым. При вращении колес масло из всасывающей полости попадает между зубьями и переносится в нагнетательную полость. Зубья колес препятствуют возвращению масла во всасывающую полость.
Варианты 13-18
Исходя из размеров зубчатого колеса, выбранного в соответствии с вариантом и размерами, данными на рисунке 10 и в таблице 2, выполнить сборочный чертеж насоса с полной информацией о форме и размерах всех деталей в масштабе 1:1; сборочный чертеж кронштейна 1, чертежи вала 6, крышки 3, сальниковой крышки 5. Составить спецификации. Сборочный чертеж оформить на листе формата A3 или А2 (ГОСТ 2.301-...) с основной надписью формы 1 (ГОСТ 2.104-...), недостающие на рисунке размеры назначить самостоятельно, руководствуясь соображениями пропорциональности и рекомендациями из справочников.
В процессе выполнения чертежа общего вида изучить и выполнить следующие виды соединений:
I — зубчатых колес 4 с валом 6 и осью 7 призматическими шпонками 10 (размеры шпонок выбрать по справочнику по размерам вала) по ГОСТ 23360-...;
II — корпуса 2 с кронштейном 1 четырьмя болтами 11 (М6…М10) по ГОСТ 7798-..., шайбами 17 по ГОСТ 11371-... и гайками 14 по ГОСТ 5915-...;
III — крышки 3 с корпусом 2 шестью винтами 12 (М5…М8) по ГОСТ 17473-...;
IV — крышки сальника 5 с кронштейном 7 двумя шпильками 13 (М5…М8) по ГОСТ 22032-....-ГОСТ 22043-..., шайбами 16 по ГОСТ 6402-... и гайками 15 по ГОСТ 5915-...;
V — бирки 9 (материал — сплав алюминиевый Д16Т) к корпусу 7 с помощью клея (марку клея выбрать самостоятельно).
При выполнении сборочного чертежа кронштейна 1 изучить правила оформления чертежей сварных соединений:
VI — выбрать типы используемых при сварке швов при соединении деталей кронштейна (корпуса, плиты, основания и ребра, выполненных из стали 35).
При выполнении чертежа вала 6 ознакомиться с правилами графического изображения и условного обозначения шлицевых соединений:
VII — длина шлицевого конца вала равна 40 мм; наружный диаметр шлицев на 2—3 мм меньше диаметра dB.
Позиции на сборочном чертеже должны соответствовать позициям в спецификации, составленной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106-…
Рисунок 13. Шестеренчатый насос
Насос (рис. 13) состоит из пары цилиндрических зубчатых колес 4, смонтированных на валу 6 и оси 7 с использованием призматических шпонок 10 и установленных в стальном корпусе 2. Вал и ось вращаются во втулках 8, запрессованных в кронштейн 1 и крышку 3. Кронштейн 1 представляет собой сварную конструкцию, состоящую из корпуса, плиты, основания и ребра жесткости. С наружных сторон корпуса 2 помещают пропитанные нитролаком бумажные прокладки (на чертеже не показаны), устанавливают крышку 3 и завинчивают винтами 12. Кронштейн 1 крепят болтами 11 к корпусу 2. Для уплотнения вала 6 в кронштейне 1 поставлены два сальниковых войлочных кольца 18, которые прижимаются к валу и кронштейну сальниковой крышкой 5 и шпильками 13. Вращательное движение двигателя передается на ведущий вал 6 посредством шлицевого соединения. Зубчатое колесо, находящееся на валу 6 и вращающееся от двигателя, является ведущим, второе — ведомым. При вращении колес масло из всасывающей полости попадает между зубьями и переносится в нагнетательную полость. Зубья колес препятствуют возвращению масла во всасывающую полость.