Обращения граждан, понятие, виды, порядок рассмотрения
Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу:
1. письменное предложение, заявление или жалоба, а также
2. устное обращение гражданина.
Основными юридически значимыми формами обращения граждан как участников управленческих общественно-правовых отношений к аппарату публичной власти являются их предложения, заявления и жалобы.
1. Предложения – обращения граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных и муниципальных органов и организаций, совершенствование организации работы должностных лиц и организаций какой-либо отрасли, социально-экономических отношений, действующего законодательства и практики его применения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
2. Заявления – обращения граждан Рє полномочным органам Рё должностным лицам РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ реализации СЃРІРѕРёС… прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов, предусмотренных Конституцией РР¤ Рё РґСЂСѓРіРёРј действующим законодательством.
3. Жалобы – обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными объединениями и другими организациями различных форм собственности.
Предложения, заявления и жалобы подаются гражданами в те органы государственной власти, МСУ или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.
К тексту обращений граждан предъявляются всего два требования:
1. Обращение не должно содержать нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Подобные обращения остаются без ответа, а получивший их орган или должностное лицо имеет право на ответное послание гражданину о недопустимости подобного поведения.
2. Текст обращения должен поддаваться прочтению. В ином случае на него просто физически невозможно будет дать ответ. А если фамилия и почтовый адрес тоже окажутся неразборчивыми, то гражданину не смогут сообщить о возникших трудностях.
Федеральные органы исполнительной власти должны производить регистрацию обращений граждан вдень их поступления и рассматривать в течение 30-ти дней с момента поступления.
Ответ на обращение гражданина, не зависимо от того, получено ли оно в письменном виде или по электронной почте, или же через интернет-приемную, всегда дается в письменном виде и отправляется по почтовому адресу, который указал заявитель.
13. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Правовое положение иностранных граждан Рё лиц без гражданства РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также отношения между РЅРёРјРё Рё органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами определяется Федеральным законом РѕС‚ 25 июля 2002 Рі. N 115-ФЗ "Рћ правовом положении иностранных граждан РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно данному закону РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации допускается временное пребывание, временное проживание или постоянное проживание иностранных граждан.
РЎСЂРѕРє временного пребывания иностранного гражданина РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации определяется СЃСЂРѕРєРѕРј действия выданной ему РІРёР·С‹. РЎСЂРѕРє временного пребывания РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации иностранного гражданина, прибывшего РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РЅРµ требующем получения РІРёР·С‹, РЅРµ может превышать 90 суток.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:
1. РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть приняты РЅР° государственную службу, занимать должности РІ органах государственной власти Рё местного самоуправления, связанные СЃ наличием гражданства РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации;
2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
3. не могут участвовать в отправлении правосудия;
4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
5. не имеют права участвовать в референдуме;
6. на них не распространяется воинская обязанность;
7. не могут быть членами политических общественных объединений;
8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
10. РјРѕРіСѓС‚ въезжать РЅР° территорию РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (РЎРќР“), СЃ которыми заключено соглашение Рѕ безвизовом РїРѕСЂСЏРґРєРµ въезда Рё выезда);
11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
14. РјРѕРіСѓС‚ приобретать гражданское оружие РїРѕ лицензии, выданной органами внутренних дел, РЅРѕ только РЅР° основании ходатайств представительств государств, гражданами которых РѕРЅРё являются, Рё РїСЂРё условии вывоза РёРјРё оружия СЃ территории РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РІ течение пяти дней СЃРѕ РґРЅСЏ приобретения;
15. РїСЂРё наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд РёР· РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации может быть РЅРµ разрешен.
14. Государственная служба: понятие, принципы, виды
Государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на государственных должностях.
Принципы государственной службы:
1. Общие
1) законность
2) федерализм
3) приоритет прав и свобод человека и гражданина
2. Специальные
1) равный доступ
2) единство основ государственной службы
3) взаимосвязь государственной и муниципальной службы
4) открытость и доступность
5) профессионализм
6) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства
Федеральный закон «О государственной гражданской службе РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» предусматривает РІ СЃС‚. 4 следующие «принципы гражданской службы»:
1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2. единство правовых Рё организационных РѕСЃРЅРѕРІ федеральной гражданской службы Рё гражданской службы субъектов РР¤;
3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рє гражданской службе Рё равные условия ее прохождения;
4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5. стабильность гражданской службы;
6. доступность информации о гражданской службе;
7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Р’РёРґС‹ РіРѕСЃ. службы РІ РР¤:
1. Государственная гражданская служба - РІРёРґ государственной службы, представляющей СЃРѕР±РѕР№ профессиональную служебную деятельность граждан РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° должностях государственной гражданской службы РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, лиц, замещающих государственные должности РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рё лиц, замещающих государственные должности субъектов РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (включая нахождение РІ кадровом резерве Рё РґСЂСѓРіРёРµ случаи).
2. Военная служба – РІРёРґ федеральной РіРѕСЃ. службы, представляющий СЃРѕР±РѕР№ профессиональную служебную деятельность граждан РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёС… должностях Рё РЅРµ РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёС… должностях РІ случаях Рё РЅР° условиях, предусмотренных ФЗ Рё нормативными актами Президента РР¤, РІ Вооружённых Силах РР¤, РґСЂСѓРіРёС… войсках Рё органах, осуществляющих функции РїРѕ обеспечению РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Рё безопасности государства. Таким гражданам присваиваются РІРѕРёРЅСЃРєРёРµ звания.
3. Правоохранительная служба – вид федеральной гос. службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в гос. органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
15. Административно-правовой статус государственного служащего: права, обязанности, ограничения, ответственность, гарантии государственных служащих
Каждый государственный служащий имеет право на:
1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по
должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе,
а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения
им должностных обязанностей;
2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для
исполнения своих обязанностей;
3. продвижение по службе, увеличение денежногоВ содержанияВВ СЃВВ учетом
результатов и стажа работы, уровня квалификации;
4. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств
соответствующего бюджета;
5. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
6. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав,
социально-экономических и профессиональных интересов;
7. внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые
инстанции;
8. ознакомление с должностным регламентом;
9. оплату труда и другие выплаты;
10. защиту сведений о гражданском служащем;
11. должностной рост на конкурсной основе.
Каждый государственный служащий обязан:
1. обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции,
реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе
регулирующих сферу его полномочий;
2. добросовестно исполнять должностные обязанности;
3. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
4. исполнять приказы, распоряжения и указанияВ вышестоящихВВ РІВВ РїРѕСЂСЏРґРєРµ
подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий,
за исключением незаконных;
5. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать
обращения и принимать по ним решения вВВ РїРѕСЂСЏРґРєРµ,В установленном
федеральными законами и законами субъектов Федерации;
6. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего
трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной
информацией;
7. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполненияВВ СЃРІРѕРёС…
должностных обязанностей;
8. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не
разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей
сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Запреты для государственных служащих:
1. не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью;
2. не в праве быть депутатом законодательного или исполнительного органа;
3. не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через представителей;
4. не имеет права быть членом органов управления коммерческой организации;
5. не в праве получать гонорары за выступления, публикации в качестве государственного служащего;
6. не в праве получать вознаграждения за исполнение своих обязанностей (взятки);
7. РЅРµ РІ праве принимать без разрешения Президента РР¤ награды Рё почетные звания РґСЂСѓРіРёС… государств;
8. не в праве выезжать в командировки за счет юридических и физических лиц;
9. не в праве участвовать в забастовках;
10. не в праве использовать технические средства по специальности для своих личных целей.
Ответственность госслужащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Госслужащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 15 Федерального закона «Об основах РіРѕСЃСѓВдарственной службы РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» государственному слуВжащему гарантируются:
1. условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2. денежное содержание Рё иные выплаты, предусмотренные феВдеральными законами Рё иными нормативными правовыми актами РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, законами Рё иными нормативными правовыВРјРё актами субъектов РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации;
3. ежегодный оплачиваемый отпуск;
4. медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;
5. переподготовка (переквалификация) Рё повышение квалификаВции СЃ сохранением денежного содержания РЅР° период обучения;
6. обязательность получения его согласия РЅР° перевод РЅР° РґСЂСѓРіСѓСЋ государственную должность государственной службы, Р·Р° исключениВем случаев, предусмотренных федеральным законом;
7. пенсионное обеспечение Р·Р° выслугу лет Рё пенсионное обеспеВчение членов семьи государственного служащего РІ случае его смерти, наступившей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ исполнением РёРј должностных обязанностей;
8. обязательное государственное страхование РЅР° случай причинеВРЅРёСЏ вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё имуществу РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ исполнением РёРј должВностных обязанностей;
9. обязательное государственное социальное страхование РЅР° слуВчай заболевания или потери трудоспособности РІ период прохождения РёРј государственной службы;
10. защита его Рё членов семьи РѕС‚ насилия, СѓРіСЂРѕР·, РґСЂСѓРіРёС… неправоВмерных действий РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ исполнением РёРј должностных обязанВностей РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном федеральным законом.