Обращения граждан, понятие, виды, порядок рассмотрения

Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу:

1. письменное предложение, заявление или жалоба, а также

2. устное обращение гражданина.

Основными юридически значимыми формами обращения граждан как участников управленческих общественно-правовых отношений к аппарату публичной власти являются их предложения, заявления и жалобы.

1. Предложения – обращения граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности государственных и муниципальных органов и организаций, совершенствование организации работы должностных лиц и организаций какой-либо отрасли, социально-экономических отношений, действующего законодательства и практики его применения во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

2. Заявления – обращения граждан Рє полномочным органам Рё должностным лицам РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ реализации СЃРІРѕРёС… прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов, предусмотренных Конституцией РР¤ Рё РґСЂСѓРіРёРј действующим законодательством.

3. Жалобы – обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении прав, свобод и законных интересов гражданина, нарушенных решениями и действиями (бездействием) каких-либо органов публичной власти и их должностных лиц, общественными объединениями и другими организациями различных форм собственности.

Предложения, заявления и жалобы подаются гражданами в те органы государственной власти, МСУ или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

К тексту обращений граждан предъявляются всего два требования:

1. Обращение не должно содержать нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Подобные обращения остаются без ответа, а получивший их орган или должностное лицо имеет право на ответное послание гражданину о недопустимости подобного поведения.

2. Текст обращения должен поддаваться прочтению. В ином случае на него просто физически невозможно будет дать ответ. А если фамилия и почтовый адрес тоже окажутся неразборчивыми, то гражданину не смогут сообщить о возникших трудностях.

Федеральные органы исполнительной власти должны производить регистрацию обращений граждан вдень их поступления и рассматривать в течение 30-ти дней с момента поступления.

Ответ на обращение гражданина, не зависимо от того, получено ли оно в письменном виде или по электронной почте, или же через интернет-приемную, всегда дается в письменном виде и отправляется по почтовому адресу, который указал заявитель.

13. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан Рё лиц без гражданства РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также отношения между РЅРёРјРё Рё органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами определяется Федеральным законом РѕС‚ 25 июля 2002 Рі. N 115-ФЗ "Рћ правовом положении иностранных граждан РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно данному закону РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации допускается временное пребывание, временное проживание или постоянное проживание иностранных граждан.
РЎСЂРѕРє временного пребывания иностранного гражданина РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации определяется СЃСЂРѕРєРѕРј действия выданной ему РІРёР·С‹. РЎСЂРѕРє временного пребывания РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации иностранного гражданина, прибывшего РІ РРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РЅРµ требующем получения РІРёР·С‹, РЅРµ может превышать 90 суток.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

1. РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть приняты РЅР° государственную службу, занимать должности РІ органах государственной власти Рё местного самоуправления, связанные СЃ наличием гражданства РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации;

2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3. не могут участвовать в отправлении правосудия;

4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

5. не имеют права участвовать в референдуме;

6. на них не распространяется воинская обязанность;

7. не могут быть членами политических общественных объединений;

8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

10. РјРѕРіСѓС‚ въезжать РЅР° территорию РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (РЎРќР“), СЃ которыми заключено соглашение Рѕ безвизовом РїРѕСЂСЏРґРєРµ въезда Рё выезда);

11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

14. РјРѕРіСѓС‚ приобретать гражданское оружие РїРѕ лицензии, выданной органами внутренних дел, РЅРѕ только РЅР° основании ходатайств представительств государств, гражданами которых РѕРЅРё являются, Рё РїСЂРё условии вывоза РёРјРё оружия СЃ территории РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РІ течение пяти дней СЃРѕ РґРЅСЏ приобретения;

15. РїСЂРё наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд РёР· РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации может быть РЅРµ разрешен.

14. Государственная служба: понятие, принципы, виды

Государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на государственных должностях.

Принципы государственной службы:

1. Общие

1) законность

2) федерализм

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина

2. Специальные

1) равный доступ

2) единство основ государственной службы

3) взаимосвязь государственной и муниципальной службы

4) открытость и доступность

5) профессионализм

6) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» предусматривает РІ СЃС‚. 4 следующие «принципы гражданской службы»:

1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2. единство правовых Рё организационных РѕСЃРЅРѕРІ федеральной гражданской службы Рё гражданской службы субъектов РР¤;

3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рє гражданской службе Рё равные условия ее прохождения;

4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5. стабильность гражданской службы;

6. доступность информации о гражданской службе;

7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Р’РёРґС‹ РіРѕСЃ. службы РІ РР¤:

1. Государственная гражданская служба - РІРёРґ государственной службы, представляющей СЃРѕР±РѕР№ профессиональную служебную деятельность граждан РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° должностях государственной гражданской службы РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, лиц, замещающих государственные должности РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Рё лиц, замещающих государственные должности субъектов РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (включая нахождение РІ кадровом резерве Рё РґСЂСѓРіРёРµ случаи).

2. Военная служба – РІРёРґ федеральной РіРѕСЃ. службы, представляющий СЃРѕР±РѕР№ профессиональную служебную деятельность граждан РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёС… должностях Рё РЅРµ РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєРёС… должностях РІ случаях Рё РЅР° условиях, предусмотренных ФЗ Рё нормативными актами Президента РР¤, РІ Вооружённых Силах РР¤, РґСЂСѓРіРёС… войсках Рё органах, осуществляющих функции РїРѕ обеспечению РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Рё безопасности государства. Таким гражданам присваиваются РІРѕРёРЅСЃРєРёРµ звания.

3. Правоохранительная служба – вид федеральной гос. службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в гос. органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

15. Административно-правовой статус государственного служащего: права, обязанности, ограничения, ответственность, гарантии государственных служащих

Каждый государственный служащий имеет право на:

1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по

должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе,

а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения

им должностных обязанностей;

2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для

исполнения своих обязанностей;

3. продвижение по службе, увеличение денежногоВ содержанияВВ СЃВВ учетом

результатов и стажа работы, уровня квалификации;

4. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств

соответствующего бюджета;

5. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

6. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав,

социально-экономических и профессиональных интересов;

7. внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые

инстанции;

8. ознакомление с должностным регламентом;

9. оплату труда и другие выплаты;

10. защиту сведений о гражданском служащем;

11. должностной рост на конкурсной основе.

Каждый государственный служащий обязан:

1. обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции,

реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе

регулирующих сферу его полномочий;

2. добросовестно исполнять должностные обязанности;

3. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4. исполнять приказы, распоряжения и указанияВ вышестоящихВВ РІВВ РїРѕСЂСЏРґРєРµ

подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий,

за исключением незаконных;

5. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать

обращения и принимать по ним решения вВВ РїРѕСЂСЏРґРєРµ,В установленном

федеральными законами и законами субъектов Федерации;

6. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего

трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной

информацией;

7. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполненияВВ СЃРІРѕРёС…

должностных обязанностей;

8. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не

разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей

сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Запреты для государственных служащих:

1. не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью;

2. не в праве быть депутатом законодательного или исполнительного органа;

3. не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через представителей;

4. не имеет права быть членом органов управления коммерческой организации;

5. не в праве получать гонорары за выступления, публикации в качестве государственного служащего;

6. не в праве получать вознаграждения за исполнение своих обязанностей (взятки);

7. РЅРµ РІ праве принимать без разрешения Президента РР¤ награды Рё почетные звания РґСЂСѓРіРёС… государств;

8. не в праве выезжать в командировки за счет юридических и физических лиц;

9. не в праве участвовать в забастовках;

10. не в праве использовать технические средства по специальности для своих личных целей.

Ответственность госслужащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Госслужащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 15 Федерального закона «Об основах госу­дарственной службы РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» государственному слу­жащему гарантируются:

1. условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2. денежное содержание Рё иные выплаты, предусмотренные фе­деральными законами Рё иными нормативными правовыми актами РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, законами Рё иными нормативными правовы­ми актами субъектов РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации;

3. ежегодный оплачиваемый отпуск;

4. медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода на пенсию;

5. переподготовка (переквалификация) и повышение квалифика­ции с сохранением денежного содержания на период обучения;

6. обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключени­ем случаев, предусмотренных федеральным законом;

7. пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспе­чение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8. обязательное государственное страхование на случай причине­ния вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им долж­ностных обязанностей;

9. обязательное государственное социальное страхование на слу­чай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы;

10. защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправо­мерных действий в связи с исполнением им должностных обязан­ностей в порядке, установленном федеральным законом.

Наши рекомендации