Понятие и общая характеристика методов осуществления исполнительной власти

Метод управления - средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности посредством воздействия на объекты управления (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан), достижение её целей.

Методы управления:

1. реализуются в процессе государственно-управленческой деятельности, органически связаны с целевым назначением исполнительной ветви государственной власти;

2. используются субъектами исполнительной власти в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции;

3. в них находят свое непосредственное выражение юридически-властные полномочия субъектов исполнительной власти;

4. выбор конкретных методов управляющего воз действия находится в прямой зависимости от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, индивидуального или коллективного характера, ведомственной принадлежности и т. п.);

5. поскольку управляющее воздействие осуществляется как нормативное либо индивидуальное юридически-властное волеизъявление субъекта управления, методы управления находят свое выражение в установлении обязательных для конкретных адресатов, иногда общеобязательных правил поведения либо в формулировании индивидуальных предписаний, вносящихся к конкретным объектам и по конкретным вопросам (распорядительство);

6. методы управления нуждаются в правовой форме их непосредственного выражения, которая придает им обязательный характер;

7. свое наиболее ощутимое проявление методы получают в правовых актах управления.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение, принуждение и поощрение.
Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

Поощрение — это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полез­ных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздей­ствие возбуждает интерес к совершению определенных дел, по­лучению материального, морального или иного одобрения.

Группы методов:

1. Административные (прямое воздействие)

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на поведение объектов управления.

2. Экономические (косвенное воздействие)

Например, квоты, налоги, лицензирование, кредит, экономические санкции.

27. Административно-правовое принуждение (понятие, особенности)

Административное принуждение - это метод гос. управления, представляющий собой совокупность средств психического, физического и материального воздействия, применяемый уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке, в целях обеспечения общественного правопорядка и безопасности.

Административное принуждение имеет присущие ему особенности:

1. Применяется к физическим и юридическим лицам.

2. Закрепляется в законных и подзаконных актах.

3. Применяется широким кругом уполномоченных субъектов.

4. Применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке.

5. Порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами.

6. Применяется как к лицам совершившим правонарушение, так и к несовершившим (меры предупреждения).

7. Законность применения обеспечивается системой гарантий.

8. Применяется в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности.

Группы мер административного принуждения:

1. меры предупреждения

2. меры пресечения

3. меры обеспечения

4. правовосстановительные меры

5. карательные меры

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом; в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца; во взыскании с правонарушителя денежных сумм — штрафа.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение.

28. Система мер административного принуждения, их общая характеристика

Группы мер административного принуждения:

1. меры предупреждения

2. меры пресечения

3. меры обеспечения

4. правовосстановительные меры

5. карательные меры

Меры административного предупреждения - это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием применения мер административного предупреждения выступают предположения о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, личного досмотра, административного задержания технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Меры административного пресечения - это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; применение физической силы; другие меры.

Меры административно-процессуального обеспечения - это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Административные правовосстановительные меры - это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание может быть осуществлено РІ РІРёРґРµ: предупреждения, административного штрафа, обязательные работы, конфискации РѕСЂСѓРґРёСЏ совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения Р·Р° пределы РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

29. Понятие и принципы административного процесса. Стадии административного процесса

Административный процесс –это урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность уполномоченных органов и лиц по возбуждению, рассмотрению и разрешению административных дел.

Принципы административного процесса:

1. Принцип законности - реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

2. Принцип процессуального равенства: равенство сторон; наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

3. Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

4. Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

5. Принцип гласности - административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

6. Принцип национального языка - процесс ведется РЅР° государственном языке РРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации или языке республики – субъекта РР¤, автономной области, автономного РѕРєСЂСѓРіР° или большинства населения данной местности. Участники процесса, РЅРµ владеющие языком, РЅР° котором РѕРЅ отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

7. Принцип быстроты - административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

8. Принцип экономичности - административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

9. Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса - органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Общими для административного процесса являются следующие стадии:

а) возбуждение управленческого дело и его рассмотрение

б) рассмотрение дела является основной стадией процесса; исследуются все обстоятельства, собирается дополнительная информация;

в) принятие решения, в котором устанавливается воля субъекта власти; решение, как правило, носит обязательный характер: обязывает, зап­рещает, уполномочивает; прекращает;

г) обжалование или опротестование принятого решения

д) исполнение принятого по делу решения.

30. Административное производство: понятие, виды

Административное производство представляет собой определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Виды административных производств:

1. регистрационное производство

Включает РІ себя, прежде всего, дейст­вия органов Министерства юстиции РР¤ Рё его территориальных орга­нов РїРѕ государственной регистрации актов органов исполнительной власти, уставов общественных Рё религиозных организаций, регистра­ции юридических лиц Рё прав РЅР° недвижимость.

2. лицензионно-разрешительное производство

Является одной из самых распростра­ненных форм разрешительной системы.

3. производство по принятию правовых актов управления

Чтобы обеспечить законность и целесообразность правовых актов исполнительной власти, действующее законодательство предусматри­вает определенный порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и действия.

4. Производство по делам о поощрении

Поощрительное производство состоит из четырех стадий: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; исполнение поощрения.

5. производство по делам о дисциплинарных проступках

Это установленный нормами права порядок привлечения виновного к дисциплинарной ответственности и наложения взыскания, предусмотренного законодательством. Дисциплинарное производство имеет своей задачей обеспечение правильного и объективного разрешения дела о дисциплинарном проступке в целях укрепления государственной и служебной дисциплины,
охраны прав и законных интересов служащих (рабочих), а также интересов государственных органов, предприятий, объединений, учреждений и организаций.

6. производство по обращениям граждан

Этот вид административного производства опирается на конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

7. производство по делам об административных правонарушениях

Совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Наши рекомендации