Анализ состояния нормирования труда
Лекция 8. Анализ состояния нормирования труда
Анализ состояния нормирования труда
Анализ состояния нормирования труда на предприятии осуществляется с целью поддержания высокого уровня напряженности действующих норм, расширения степени охвата нормированием различных категорий работающих, проверки и повышения качества имеющихся нормативных материалов, разработки планов пересмотра действующих норм и мероприятий по улучшению работы по нормированию труда.
Анализ качества действующих норм включает:
· оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков на основе показателей статистической и оперативной информации, материалов первичного учета;
· целевой анализ нормирования труда рабочих-сдельщиков, основанный на выборочной проверке норм методами технического формирования;
· анализ применяемых нормативных материалов;
· анализ состояния нормирования труда рабочих-повременщиков;
· анализ состояния нормирования труда специалистов и служащих;
· разработку мероприятий по повышению уровня нормирования труда на предприятии.
Оперативный анализ состояния нормирования труда рабочих-сдельщиков проводится ежемесячно по материалам первичного учета и статистической отчетности. В соответствии с имеющимися рекомендациями1 его целесообразно проводить по структурным подразделениям, профессиям, разрядам рабочих и видам работ. При этом анализируются следующие показатели:
· распределение рабочих-сдельщиков по уровню выполнения норм выработки и средний процент выполнения норм выработки;
· количество пересмотренных норм, в том числе в сторону повышения.
В процессе анализа показатели рассматриваются и в динамике, что позволяет выявить тенденцию их изменений. При наличии отрицательных тенденций необходимо провести целевой анализ для выявления причин этих изменений.
В результате анализа уровня выполнения норм выработки определяется, в какой мере он отклоняется от среднего по предприятию и насколько это вызвано качеством действующих норм.
Если среднее выполнение норм выработки по подразделению превышает величину допустимого отклонения, то это свидетельствует о низком качестве действующих норм.
Вместе с тем необходимо учитывать, что на уровень выполнения норм влияют организационно-технические условия производства, уровень квалификации и производственных навыков рабочих, состояние трудовой и производственной дисциплины, индивидуальная производительность рабочих. Поэтому данные о выполнении норм по действующей отчетности, которая не полностью учитывает простои и сверхурочные работы, не могут достаточно точно характеризовать степень напряженности действующих норм.
Целевой анализ осуществляется на основе данных оперативного анализа и имеет целью выявить причины устойчивых отклонений в напряженности действующих норм по отдельным подразделениям и профессиям рабочих. Его содержание определяется в зависимости от характера выявленных недостатков. Например, если отмечается большое число рабочих, не выполняющих нормы, анализируются материалы учета использования рабочего времени и выясняются причины его потерь, изучаются изменения в структуре кадров (увеличение удельного веса молодых рабочих, пришедших на производство).
Перевыполнение норм выработки может быть и следствием имеющихся недостатков в учете фактического объема работы, нарушения технологии. Такие недостатки могут быть выявлены при анализе доплатных нарядов за работу, вызванную отклонениями от технологии, и за сверхурочную работу.
Если отмечается рост численности рабочих, значительно перевыполняющих нормы выработки, осуществляется выборочная проверка качества действующих норм. Эта проверка должна включать выполнение проверочных расчетов по установлению норм, проведение хронометражных наблюдений, сопоставление действующих норм с нормами, установленными по межотраслевым и отраслевым нормативам.
Выборочная проверка позволяет уточнить уровень напряженности действующих норм по формуле:
где сумма фактических затрат времени на анализируемые операции по хронометражу, мин.;
К - коэффициент, учитывающий нормативное время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, выполнение подготовительно-заключительных работ;
сумма действующих норм времени на эти операции, мин.
Объем выборки (п) определяется по формуле:
где t - коэффициент кратности ошибки (коэффициент доверия);
σ- среднее квадратическое отклонение выполнения норм отдельными группами рабочих от среднего уровня по предприятию;
N - общее количество норм, действующих на предприятии;
Δ - предельная ошибка (точность) выборки.
Требования к точности расчетов будут удовлетворены, если для расчета объема выборки будет принято
Величина а определяется по формуле:
где Xi - средний процент выполнения норм рабочими, попавшими i-ю группу (i-й интервал);
Х - средний процент выполнения норм по предприятию;
ni - количество рабочих, входящих в i-ю группу.
Проверка проводится непосредственно на рабочем месте в следующем порядке:
· сопоставляются существующие и запроектированные организационно-технические условия выполнения операции;
· сопоставляются фактическое и запроектированное содержание операции, анализируются методы и приемы ее выполнения и определяется рациональный вариант трудового процесса;
· проводятся хронометражные наблюдения и устанавливается фактическая продолжительность операции и ее элементов;
· сопоставляется продолжительность элементов операции по действующим нормам, результатам изучения затрат рабочего времени, а также с межотраслевыми и отраслевыми нормативами;
· делаются выводы о напряженности действующей нормы. Такая комплексная проверка позволяет оценить качество действующих норм и разработать необходимые меры по его повышению.
Оценка уровня нормирования труда рабочих-повременщиков проводится по следующим показателям:
1. охват нормированием труда рабочих-повременщиков;
2. удельный вес рабочих, работающих по нормам, установленным на основе межотраслевых, отраслевых и других более прогрессивных нормативов;
3. качество действующих норм.
Первый показатель отражает удельный вес рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, и определяется по формуле:
где Чн - численность рабочих-повременщиков, труд которых нормируется, чел.;
Чобщ - общая численность рабочих-повременщиков, чел.
Второй показатель дополняет первый и призван уточнить, по каким нормативам рассчитаны действующие нормы. В связи с этим рекомендуется учитывать его в виде поправочного коэффициента к первому показателю. Данный коэффициент отражает структурный качественный состав действующих норм и рассчитывается по формуле:
где ОП, ТОм, ТОц - удельный вес рабочих, выполняющих работы, соответственно по опытно-статистическим нормам, местным технически обоснованным нормам и нормативам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим более прогрессивным нормативам, в общей численности рабочих-повременщиков, труд которых нормируется.
Скорректированный показатель охвата нормированием труда рабочих-повременщиков может быть определен по формуле:
Завершающим этапом анализа является выборочная проверка качества действующих норм. Для этого проводят фотографии рабочего времени как за отдельными рабочими, так и за группами (бригадами). По результатам данных о потерях рабочего времени судят, насколько правильно установлены нормы численности (обслуживания). При значительных потерях сокращают численность работающих или расширяют зоны обслуживания.
Для характеристики уровня нормирования труда специалистов и служащих используются два показателя:
1) удельный вес численности специалистов и служащих, труд которых нормируется;
2) уровень напряженности используемых нормативов.
Первый показатель нормирования труда специалистов и служащих рассчитывается по формуле:
где Чн -численность специалистов и служащих, труд которых нормируется;
Чоб - общая численность специалистов и служащих.
Второй показатель рассчитывается по группам специалистов и служащих, охваченных различными видами норм труда:
1) охваченных нормативами численности
где Чнi и Чфi — соответственно нормативная и фактическая численность специалистов и служащих по функциям управления;
2) охваченных нормативами времени:
где Чнр —численность специалистов и служащих, находящихся на сдельной системе оплаты труда, а также работающих по нормированным заданиям;
В — уровень выполнения норм по подразделениям;
i = 1,2,3,..., п — количество подразделений на предприятии;
3) охваченных нормативами подчиненности и обслуживания:
где Чпфi, Чпнi - соответственно фактическая и нормативная численность служащих, подчиненных одному руководителю по всем подразделениям предприятия;
т — количество подразделений предприятия, где применяются указанные нормативы.
По результатам проведенного анализа разрабатываются меры, направленные на повышение качественного уровня нормирования и расширение сферы его применения. Эти меры должны предусматривать:
· расширение сферы нормирования труда;
· установление и внедрение технически обоснованных норм взамен устаревших;
· своевременную замену норм выработки и обслуживания новыми нормами по мере проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;
· пересмотр ошибочно установленных, а также устаревших норм на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, совершенствования управления;
· разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов по труду и повышение на этой основе качества норм.