Основные положения по организации работы личного состава ИAC на авиационной технике
Организация работы л.с. ИАС и правила эксплуатации AT устанавливаются ФАП ИАО руководствами (инструкциями) по технической эксплуатации и регламентами технической эксплуатации и указаниями ГИ ВВС.
Для авиационной техники устанавливаются следующие виды подготовок, работ и контроля технического состояния:
- подготовка к полетам (предварительная, предполетная, к повторному полету и послеполетная);
- день работы на AT;
- периодический осмотр;
- регламентные работы;
- войсковой ремонт;
- целевые осмотры и проверки;
- подготовка AT к зимней (летней) эксплуатации;
- доработки;
- периодические работы при хранении.
Для рационального распределения сил и средств, определения потребного времени и количества средств наземного обслуживания AT разрабатываются типовые технологические графики (предварительной подготовки, предполетной подготовки, подготовки к повторному полету).
Работы на AT выполняются специалистами ИАС в дни полетов, дни предварительной подготовки и в парковые дни.
Все работы на самолете выполняются только с разрешения техника самолета. О выполнении подготовок самолета к полету записывают в журнал контрольных листов (в журнале подготовки самолета к полетам). Дополнительные работы на самолете, и неисправности при осмотре самолета, записываются в журнал учета неисправностей (в журнале подготовки самолета к полетам).
ПодготовкаА.Т. к полетам, систематическая проверка его технического состояния - основные составные части эксплуатации AT
Важнейшие требования, предъявляемые к подготовкеВС к полету заключаются в следующем:
- выполнение полного объема работ с высоким качеством;
- точное соответствие подготовки к полетному заданию, т.е. снаряжение ВС необходимыми боеприпасами, заправка требуемым количеством топлива, масла, зарядка сжатыми газами;
- проведение необходимых проверочных работ;
- постоянный контроль состояния АТ и своевременное обнаружение признаков отказа, что повышает надежность AT в условиях эксплуатации;
- минимальное время подготовки, обеспечивающее высокую боевую готовность подразделений и частей ВВС.
Подготовка AT к полетам производится в укрытиях, на стоянках и технических позициях и организуется по авиационным эскадрильям. Самолеты АЭ готовятся к полетам техническими наземными экипажами и расчетами специалистов групп обслуживания /подготовки/. Работы на самолетах выполняются параллельно-последовательным методом по технологическим графикам и технологическим картам. Технические экипажи готовят все самолеты АЭ параллельно, а расчеты специалистов групп обслуживания - по своей специальности последовательно.
Состав специалистов в расчете должен обеспечивать выполнение объема работ в установленные сроки с высоким качеством. Специалистов в состав расчета назначают начальники групп обслуживания. Состав расчетов уточняется в конце каждого рабочего дня. Производить подготовку AT к полетам неукомплектованными техническими расчетами запрещается.
Технический состав экипажей и расчетов групп обслуживания для обеспечения полетов назначается не позднее, чем накануне дня полетов. Количество расчетов определяется наличием специалистов в группе обслуживания, видом подготовки AT, вариантом снаряжения самолетов, а также наличием средств контроля.
Расчеты специалистов на случай подготовки самолетов к вылету по тревоге дополнительно укомплектовываются специалистами других подразделений ИАС части, имеющим допуск на выполнение указанных работ. В составе расчета специалисты части проходят тренаж по подготовке самолетов к полету по тревоге не реже одного раза в месяц.
В соответствии с решениями командира авиачасти на проведение полетов заместитель командира части по ИАС выполняет расчет необходимых сил и средств для подготовки авиационной техники к полетам и проводит инструктаж должностных лиц ИТС, на котором доводит до них задачи определяет соответственно по специальности:
- особенности подготовки авиационной техники к полетам;
- руководителей, исполнителей и наряд л/с ИАС на полеты;
- наряд специалистов на технические посты и в команду технической помощи.
Для руководства работой личного состава ИАС в летную смену не позже, чем накануне дня полетов назначается старший инженер полетов. Старшим инженером полетом может назначаться:
- заместитель командира части по ИАС;
- инженер (старший инженер) части по специальности;
- заместитель командира АЭ по ИАС /при полетах самолетов одной эскадрильи (уч. полках с курсантами).
Старший инженер полетов проверяет:
- ход выполнения подготовки AT в АЭ;
- контролирует своевременный выход самолетов в полет в соответствии с плановой таблицей;
- докладывает руководителю полетов и заместителю командира части по ИАС о состоянии авиационной техники;
- организует проверку готовности технической позиции к обслуживанию самолетов.
Из состава уборки неисправных JIA с ВПП и РД;
- ИЗ ИАС и АТЧ на время полетов назначается команда технической помощи, которая
предназначена:
- для оказания помощи экипажу при аварийной посадке самолета на земле.
Команда технической помощи подчиняется старшему инженеру полетов и находится в месте, определенном инструкцией по производству полетов на данном аэродроме.
Из технического состава авиационной части на время полетов назначается наряд на технические посты. Технические посты на аэродроме выставляются:
- в местах перед выруливанием самолета на ВПП и перед вырулированием из зоны рассредоточения самолетов для внешнего контроля состояния;
- на специальной площадке для осмотра оружия после полетов на боевое применение и для сброса тормозных парашютов.
В целях дальнейшего совершенствования организации и повышения эффективности выполняемых работ на авиационной технике, а также исключения летных происшествий и предпосылок к ним по вине инженерно- технического состава, указанием Г. И. ВВС №918 /8099/ от 23.5.84 гг., вводится пооперационный контроль на авиационной технике.
Пооперационный контроль осуществляется в соответствии с перечнем контрольных операций и картами пооперационного контроля, разрабатываемыми инженерами части по специальности, основная задача пооперационного контроля;
- проверить качество выполняемых работ во время выполнения или после завершения технической операции.
Принципы организации пооперационного контроля:
- у каждого исполнителя должен быть контролер, осуществляющий контроль по всему ---перечню контрольных операций;
- контролирующие лица должны быть подготовлены по специальности в соответствии с объемом их функциональных обязанностей;
- контролю должны подвергаться законченные операции или наиболее ответственные работы;
- выполнение контроля возлагается на руководящий инженерно-технический состав (для групп обслуживания - нач. группы, для ст. техник расчета - нач. расчета, пом. нач. расчета);
- контролирующие лица делают запись о проведенном контроле в соответствующие разделы технической документации;
- работы подлежащие контролю помечаются в технологических картах;
- допуск должностных лиц к проведению пооперационного контроля осуществляется после сдачи зачетов и оформления приказа по части.
Для обеспечения качества выполняемых работ на авиационной техники, исполнители должны быть обеспечены необходимой технологической документацией, исправной контрольно-измерительной аппаратурой и инструментом.
Вывод: Таким образом организация работы личного состава ИАС на АТ регламентирована ФАП ИАО, различными инструкциями по ТЭ и регламентами технической эксплуатации.