Формы общественного участия
Общественное участие - это непрерывный двунаправленный процесс взаимодействия между гражданами и органом власти (учреждением, ведомством), отвечающим за принятие решения и включающий: меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений ответственным ведомством; полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрении проектов, планов, программ, о выработке приоритетов политики или проведения оценки; активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, сведений о восприятии ими целей и задач, а также об их предпочтениях в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения.
Формы общественного участия:
1-я группа форм общественного участия - “публичные формы” - участие в публичных дискуссиях, встречах и кампаниях в СМИ, иные формы рекламы и агитации: организация отдельных общественных слушаний по проблемам; создание системы регулярных общественных обсуждений проблем, в т.ч. в форме общественные палат; участие в открытых депутатских (исполнительной власти) слушаниях;делегирование представителей в принимающие решения (или проводящие конкурсы, или рекомендательные) комиссии и советы органов власти (экспертные, консультативные, “общественные” и т.п., в “рабочие группы”, в “общественные помощники”, в “советники” и т.п.) и их участие в рассмотрении и решении проблем; публичное обращение к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам на собраниях и сходах, встречах и приемах;
2-я группа форм общественного участия - “экспертные формы” - общественная экспертиза, предложение властям профессиональных рекомендаций, проектов решений, социальных и иных программ, образовательных программ для представителей властей: независимый анализ по отдельной проблеме (в т.ч. в форме “общественной экспертизы”), предложенный общественности и непосредственно властям; регулярный комплексный независимый анализ проблемных процессов; предложение властям проектов нормативно-правовых актов, программ и т.п. (в т.ч. в рамках “народной нормотворческой инициативы”); адаптация (краткое общедоступное изложение) проблем и всех обсуждаемых путей их разрешения (в т.ч. альтернативных); независимый мониторинг реализации актуальных решений властей, выявление фактов нарушений этих решений (в т.ч. неисполнения их) представителями власти, предложенный общественности и непосредственно властям; инициирование и использование результатов социологических исследований, выявляющих общественное мнение и интересы избирателей, для влияния на решение проблем властью; содействие повышению квалификации депутатов и представителей исполнительной власти (в т.ч. в рамках программ “гражданского образования”).
3-я группа форм общественного участия - “непубличные формы” - обращения к представителям властей, обращения в суд и т.п.: письма депутатам и представителям исполнительной власти с обращениями; сбор подписей под обращениями к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам; использование приемных органов и представителей власти, “общественных” приемных, “горячих телефонов” и т.п; законный комплекс непубличных контактов с представителями органов власти (предоставление документов и актуальной информации, ее адаптация, встречи с экспертами и лидерами общественного мнения и т.п. “лоббистская кампания”); обращения к представителям вышестоящих властей (“через голову” властей, непосредственно отвечающих за решение проблемы); обращение в контрольные и правоохранительные органы; судебная и законная внесудебная “защита общественных интересов” и законных частных интересов. Инициирование и участие в судебных процессах (в т.ч. в качестве общественных представителей).
4-я группа форм общественного участия - “формы прямого участие” - прямое участие в реализации социального заказа, грантов и т.п. программ власти: участие НКО в конкурсах по размещению финансируемого из бюджета заказа (социального заказа, социального гранта); участие НКО в реализации финансируемого из бюджета заказа (социального заказа, социального гранта); координация программ и сложение ресурсов НКО и органов власти, в т.ч. вклад части программ социального добровольчества и “гражданского образования” в непосредственную реализацию решений власти.
5-я группа форм общественного участия - “косвенные формы” - косвенные действия: разовые коалиционные действия (контакты, обмен информацией, взаимное содействие повышению квалификации и координация действий) различных групп общественности при воздействии на власть по отдельной проблеме; создание и работа (до достижения результата) устойчивых коалиций для воздействия на власть по проблемам; формирование устойчивых местных общественных центров, обеспечивающих межсекторное социальное партнерство и “экспертные формы” общественного участия (“Think tank”, или “Мозговые тресты”, или “Фабрики мысли”, или Центры публичной политики и т.п.); система подготовки и продвижения во власть лиц ориентированных на межсекторное социальное партнерство и способных сохранить во власти эту ориентацию, а также система использования на благо общественности экспертных возможностей лиц достойно покинувших властные органы; использование кампаний по выборам и референдумам для косвенного влияния на решение проблем и характер отношений с властью.
44.Маркетинг территорий: формирование и позиционирование брендов страны, региона, города, органов МУ
Маркетинг тер-рий- это комплекс мер-тий по информ.продвижению с целью создания, поддержания или изменения мнений, намерений, поведения суб-тов действующих на данной тер-рии, а также потенциальных контактных аудиторий.
Маркетинг страны основан на повышении имиджа, конкурентоспос-сти как страны в целом, так и хоз.суб-тов, соц.институтов.
Осн.аргументы маркетинга страны- это повышение уровня жизни гр-н и фирм страны, полит.стабильность, цивилизован-ть рынка, создание полноценного внутр.спроса, перспект.и понятные цели и стратегии, высокий уровень мен-та, рост инвестиций, активная гос.политика,кот. Направлена на поддержку этих изменений при сохранении открытости эк-ки, в т.ч. для м/н конкуренции.
В целях улучшения имиджа РБ зарубежом, необходимо определить сосок-сть уникальных позит.страновых парам-ров, провести анализ восприятия РБ на внешних рынках, определить некорректные позиции и зафиксировать их.
Цели регион.марк-га:
1) Повышение степени идентификации гр-н со своей страной проживания
2) Повышение конкурентоспос-сти п/п региона, в т.ч. засчёт привлечения инвестиций
3) Создание уровня известности региона
4) Повышение культ.привлекательности, улучшение инфраструктуры региона
Планирование конц-ций регион.марк-га:
1. Аналитический , в т.ч. свод-анализ
Регион оценивается: место проживания и работы, место путешествий и посещения туристов, место для размещения п/п
2. Формирования имиджа и отлич.особен-тей как базы позиционирования тер-рий. Позиционирование- это усиление сильных сторон, ориенторованное на будущее достижение. Усиленное позицион-ние д.ясно отличаться от конкур-щих регионов и формировать полож.имидж.
3. Формирование маркет.стратегий и мер-тий для каждой целевой группы
4. Реализация стратегий, причём в д/срочной перспективе, кот.подразумевает проведение постоянного монитор-га принимаемых решений
Виды позиционирования регионов:
· Территор-географич.положение
· Прир.рес-сы и достопримечат-сти (естественные-реки,горы), историч.наследие, известные личности, объекты культуры
· Инфрастр-ра региона
· Регион.товары,бренды,кот.ассоциируются с названием региона
Мер-тия по привлечению целевых рынков:
- публикации в СМИ
-широкое представление региона в интернете
-осущ-ние широкомасшабной рекламной компании с последующим переводом её в русло постоянно возобновляемой
-орг-ция и проведение выставок,ярмарок
-проведение спорт.мер-тий,культ.мер-тий.
Сущность стратегического планирования и целеполагания в системе государственного и местного управления
Стратегическое управление — самый эффективный вид управления. Под стратегией управления обычно понимается определение долгосрочных целей и задач развития социальной системы (страны, региона, города, сельского населения) и утверждения курса управленческих действий, распределения ресурсов (экономических, финансовых, социальных, образовательных и др.) для достижения этих целей. Формирование стратегии дает ответы на вопросы: какие направления управленческой деятельности необходимо развивать в приоритетном порядке, каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах и какова возможная отдача по выбранным направлениям. Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования и выбора альтернатив.
Процесс стратегического планирования.Обычно выбирается несколько (набор) стратегий среди многих (стратегия стабилизации и выживания, стратегия роста и др.). Процесс реализации стратегии обычно разделен на два больших этапа:а) процесс стратегического планирования — выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;б) процесс стратегического управления — реализация определенной стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
Организация (фирма, местное сообщество, регион, страна) тщательно анализирует состояние, в котором она находится, и на основе лучших образцов (теоретических моделей) составляет представление о том, чего она хочет достичь к определенному моменту времени. Такое видение в самом сжатом виде определяет стратегические цели организации. Следующим этапом стратегического управления является определение методов достижения целей, последовательности шагов, нахождения ресурсов; так формируется концепция развития организации, которая и является стратегией для руководства, осуществляющего социальное проектирование. При этом используются различные методы анализа среды и внутреннего состояния организации, когда выявляются сильные стороны системы, ее недостатки, возможные угрозы.*SWOT-анализ: Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats (А. Хемфри)
Вовлеченность местного сообщества в разработку стратегии развития.Концептуальная и стратегическая идея организации местного самоуправления предполагает сочетание инициативы “снизу” с финансово-правовым обеспечением “сверху” и дополняется новой концепцией корпоратизма местного самоуправления. С помощью промышленно-финансовых групп, регионального менеджмента, которые аккумулируют средства населения и объекты собственности, местные сообщества создают новую мотивацию участия людей в решении местных вопросов, привлекают инвесторов, обеспечивающих получение финансовых средств из внебюджетных источников. Выбранная рабочая стратегия развития является основой для разработки стратегического плана, который позволяет уточнить весь организационный механизм реализации выбранной стратегии, ее отдельные структурные элементы, функции, методы и сроки. Разработка и реализация стратегии развития обычно начинается с осознания необходимости развития, с создания органа стратегического развития, разрабатывающего и принимающего заявление (декларацию).
Инициатива в разработке концепции может принадлежать государству, политической власти, общественным институтам, но необходим механизм включения всех заинтересованных партнеров, всего населения, которые, в конечном счете, определяют приоритеты с учетом своих коренных потребностей. Последние обязательно координируются. В процессе публичного диалога заключается договор, который позволяет всем увидеть в нем свои долгосрочные интересы и понять механизм (по шагам) их реализации, создания социальных и экономических условий для достойной жизни и эффективной работы.
После выдвижения стратегических инициатив, их принципиального оформления в декларации определяется главный разработчик, которому предлагается в определенные сроки подготовить концепцию стратегии развития с применением возможных соразработчиков, комиссий и комитетов органов управления. В процессе обсуждения формируется система органов стратегического управления и планирования, которая и создает стратегический план развития, уточняет частные стратегии по отдельным направлениям.
Стратегический план обсуждается экспертами и специалистами на научно-практических конференциях, в процессе социологических опросов населения, СМИ. Затем план принимается законодательным собранием и подписывается всеми субъектами управления, заинтересованными соисполнителями, которые берут на себя обязательства по реализации закрепленных в нем приоритетов. В рамках этого плана обычно разрабатывается стратегический план действий органов исполнительной и законодательной власти, который является концептуальной основой формирования бюджета, правового поля экономической, социальной и других политик. В нем предусматривается механизм согласования текущих и перспективных целей по управлению страной.
Главной целью стратегического управления является постоянное улучшение качества жизни всех граждан государства. Эта цель обычно конкретизируется, что предполагает указания на основные пути ее достижения, поддержки экономики, создания рабочих мест, развития рынка и т. п.
После уточнения целевого блока предлагаются основные стратегические направления, к числу которых относятся:
- формирование благоприятного хозяйственного климата и экономической политики;
- взаимодействие с внешней средой, привлечение инвестиций;
- улучшение социальной и духовной среды (защита отечественных ценностей, развитие образа жизни, физического и духовного здоровья населения, зоны активных преобразований и т. п.).
По каждому из направлений уточняются цели и задачи частной стратегии, предлагаются меры их достижения. Они обязательно соотносятся с генеральной целью, оценивается их реалистичность, конкретность и соотнесенность с отдельными проектами и программами, учитывается наличие реальных субъектов деятельности и имеющихся ресурсов. Проведенный анализ и экспертная оценка позволяют прогнозировать основные результаты в количественном и качественном выражении: улучшение основных экономических показателей, состояние окружающей среды и качество жизни людей, в частности, снижение загрязнений атмосферного воздуха до уровня мировых стандартов и нормативов, повышение доходной части бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на n%; увеличение реальных доходов населения не менее чем на n%; и т. п.