Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности

Кафедра административного права и АД ОВД

Дисциплина: Административная деятельность ОВД

ЛЕКЦИЯ

по теме № 7: «Участие в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности общественных формирований и негосударственных правоохранительных организаций».

для курсантов очного отделения по специальности 030505. 65 «Правоохранительная деятельность», специализация – административная деятельность.

Время: 2 часа

Подготовил:

Доцент кафедры АП и АД ОВД

полковник полиции

Ряпухина И.А.

Обсуждена и одобрена на

заседании предметно-методической секции кафедры

АП и АД ОВД

« » 2011 г.

Протокол №

Белгород - 2011

Цели лекции:

1. Учебная цель:Ознакомить курсантов с правовыми основами и организационными формами участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Дать понятие внештатных сотрудников и организации их работы; частных детективных и охранных предприятий как субъектов правоохранительной деятельности. Научить курсантов анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении темы лекции, высказывать и обосновывать своё мнение.

Методические приёмы: конспектирование материала, обсуждение проблемных вопросов.

2.Воспитательные цели:формирование у курсантов профессиональных черт характера (внимательность, ответственность, исполнительность); собственных взглядов, убеждений и мировоззрения на сущность деятельности органов внутренних дел по рассматриваемому направлению; таких качеств, как гуманизма, чувства уважения к мнению других лиц, учиться культуре межличностного общения; а так же ориентирование на более успешную учебную деятельность.

Методические приёмы: личный пример преподавателя, апелляция к авторитетам.

Методические приёмы:после обсуждения каждого вопроса лекции необходимо уточнять у курсантов “Все ли Вам понятно?” или “Есть ли вопросы к лектору?”, что позволит творчески мыслить, рассуждать, доказывать обоснованность своего мнения, а также это возможный выход на дискуссию. В качестве анализа и оценки источников информации служат – использование на лекции технических средств обучения.

Междисциплинарная связь:заключается в связи с дисциплиной “Административное право”.

Вид лекции:академическая с элементами проблемной.

Метод проведения занятия:

ü разъяснение учебного материала с последующим обсуждением на групповых занятиях;

ü репродуктивный, наглядно-пояснительный – при отработке вопросов лекции;

Учебно-материальное обеспечение:

Лекционный зал, отвечающий санитарно-гигиеническим условиям, наличие подготовленных технических средств активного восприятия информации – демонстрация схематичного материала в виде схем с использованием ноутбука, проектора.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции Страницы
Вступительная часть – 5 мин.
Учебные вопросы:
1. Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.- 20 мин.  
2. Внештатные сотрудники милиции и организация их работы. – 20 мин.
3. Частные детективные и охранные предприятия как субъекты правоохранительной деятельности.-20 мин.    
4. Принципы взаимодействия милиции с общественными объединениями и частными детективными и охранными предприятиями по обеспечению общественного порядка и безопасности.- 20 мин.
Заключительная часть (подведение итогов)- 5 мин.

Литература:

Основная:

Федеральный Закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. «О полиции»

Федеральный Закон РФ от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

Приказ МВД России от 20 ноября 1992 г. № 420 «Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции»

Административная деятельность ОВД: Учебник / Под. Ред. В.П. Сальникова. В 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: ЦОКР МВД России, 2005

Дополнительная :

Бекетов, О. И. Правовые основы участия граждан в охране правопорядка [Текст] : учебное пособие / О. И. Бекетов, Т. В. Матузко, А. В. Пономарев. – Омск: Омская академия МВД России, 2007. – 56 с.

Попова, Н. Ф. К вопросу привлечения общественных объединений к охране общественного порядка [Текст] / Н. Ф. Попова, Л. И. Овчинникова // Российский следователь. – 2006. – 3 10. – С. 39-42.

Введение

Состояние общественного порядка и общественной безопасности в любом государстве во многом зависит от того, насколько все граждане проявляют активность в борьбе с правонарушениями. Необходимо отметить, что это взаимодействие может осуществляться как на уровне отдельных граждан, так и на уровне общественных объединений и движений.

Историю взаимодействия правоохранительных органов и населения в нашей стране традиционно рассматривают, начиная с 1917 г. Это методологически оправдано, поскольку именно с этого момента началось построение качественноновых форм правоохранительной деятельности. Для любого политического режима, для любого государства одной из главных задач является обеспечение прочного общественного порядка. В начальный период развития советской власти специальных государственных органов, чьей задачей являлось бы выполнение таких функций, не существовало.

Поэтому естественно, что широкие слои населения — в основном, представители рабочего класса — привлекались к охране общественного порядка. После того, как было принято Постановление НКВД «О рабочей милиции» 29 октября (10 ноября) 1917 г., население продолжало привлекаться к охране общественного порядка. Формы этого привлечения изменялись в соответствии с историческими условиями.

При анализе этих изменений следует учитывать, что развитие форм взаимодействия правоохранительных органов с различными общественными объединениями развивалось как «снизу», так и «сверху», и многие виды и формы участия населения в охране общественного порядка явились результатом начатого в 20-х г. г. эксперимента по введению т. н. «милиционной системы» — попытки «ликвидировать штатные органы милиции и ее функции постепенно передать общественности»[1] Успехи социалистического строительства заставили вспомнить один из тезисов революции — о создании народной милиции. Создание штатной милиции поначалу рассматривалось как временная мера. Милиционная система предполагала сохранить кадровое ядро милиции, привлекая к несению службы представителей трудовых коллективов в качестве переменного состава в порядке общественной повинности. В 1928 г. резолюция XVI конференции ВКП (б) осудила «правый уклон», под который подпадала и милиционная система. Однако, именно эта идея породила и институт сельских исполнителей, и Осодмил (общество содействия милиции), который во многом стал прообразом современных народных дружин.

Формы взаимодействия правоохранительных органов с населением диктовались конкретными историческими условиями. В 1921-1932 гг. это была борьба с кулацкими мятежами, бандитизмом, басмачеством. Для борьбы с ними и были созданы ЧОНы (части особого назначения), которые прекратили свое существование после решения стоящих перед ними задач.

Индустриализация, активный рост городского населения вызвали необходимость создания специальных дружин по борьбе с хулиганством, Осодмила. В этот период общественные объединения правоохранительной направленности возникали на местах по инициативе населения, и, пожалуй, именно для этого этапа развития организационных форм взаимодействия населения с правоохранительными органами характерна наибольшая активность населения.

После принятия в 1931 г. Положения о рабоче-крестьянской милиции ситуация начала меняться. В данном положении декларировалось, что милиция привлекает трудящиеся массы «к непосредственному выполнению отдельных возложенных на нее задач. С этой целью она организует добровольные общества содействия милиции и руководит их деятельностью». Таким образом, общественные объединения правоохранительной направленности оказывались в непосредственном подчинении правоохранительных органов. Учитывая, что к этому моменту окончательно установился принцип централизации милиции, то нет ничего удивительного в том, что в 1932 г. была принята директива, согласно которой Осодмил был реорганизован в бригады содействия милиции (Бригадмил), которые организовывались при соответствующих управлениях милиции. Хотя формировался Бригадмил по-прежнему на добровольной основе, он приобрел откровенно ведомственный характер.

Появление новых форм общественных объединений правоохранительной направленности приходится на 50-е годы. В 1954 г. появились первые комсомольские патрули, а в 1958 г. по инициативе ленинградских рабочих были созданы первые добровольные народные дружины, а 2 марта 1959 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране».

Долгое время ДНД и их специализированные формы — оперативные комсомольские отряды, ДНД на транспорте, бригады по охране социалистической собственности — играли существенную роль в охране общественногопорядка. Однако со временем деятельность таких общественных объединений приобретала все более формальный характер, а после принятия постановления, отменяющего предоставление членам ДНД определенныхльгот, численность дружин значительно сократилась.

В конце 80-х годов возникла новая форма участия населения в охране общественного порядка — рабочие отряды содействия милиции (РОСМ). Однако и их деятельность не получила широкого распространения — в связи с начавшимися в стране политическими и экономическими преобразованиями.

В последние годы, в период социальной и экономической нестабильности общества, подтвердилась необходимость взаимодействия правоохранительных органов с населением. Кроме того, возник новый, нетрадиционный для нашей страны вид негосударственной правоохранительной деятельности — частная детективная и охранная деятельность.

Одной из задач, которую необходимо решить для достижения указанной цели, является «налаживание на новой основе взаимодействия с населением и институтами гражданского общества», для чего необходимо всестороннее развитие конкретных форм взаимодействия правоохранительных органов с общественностью и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности.

Правовые основы и организационные формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности

Статья 10 Федерального Закона Российской Федерации «О полиции» - «Взаимодействие и сотрудничество» - определяет, что «полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами».

Конкретизация этого принципа должна осуществляться посредством других нормативных актов, регламентирующих формы и методы взаимодействия правоохранительных органов с населением. При этом необходимо отметить, что в последние годы был принят ряд законов, регулирующих порядок образования и деятельности общественных объединений, но вопросы участия граждан в правоохранительной деятельности рассматриваются в них наравне с другими вопросами[2], а проект Федерального закона «Об участии граждан в обеспечении правопорядка» находится в стадии разработки и утверждения.

Во многих документах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, упоминается о необходимости взаимодействия с населением.

В Уставе патрульно-постовой службы, Типовом положении об управлении внутренних дел и т. д. Кроме того, принят ряд нормативных правовых актов, в которых утверждается необходимость «восстановить с учетом местных условий и до принятия Закона Российской Федерации «Об участии населения в охране правопорядка» деятельность добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников милиции и других социальных институтов для осуществления профилактической работы с правонарушителями, участия населения в правоохранительной деятельности» и в ряде городов утверждены положения о Народных дружинах.

Однако кроме народных дружин существуют и иные организационные формы участия населения в охране общественного порядка. В последнее время в ряде научных работ было предпринято несколько попыток классификации общественных объединений правоохранительной направленности. Например, функциональный, при котором формы взаимодействия населения с правоохранительными органами распределялись

на основании того, осуществлению какой именно функции правоохранительной деятельности они способствует (дознавательской, следственной и т. д.).

Такая классификация охватывает все виды правоохранительной деятельности, но является при этом односторонней, поскольку ориентирована исключительно на функции правоохранительных органов. К тому же, если следовать данной классификации, мы обнаружим, что многие виды участия населения в правоохранительной деятельности дублируются: внештатный сотрудник милиции, например, может способствовать исполнению как дознавательской, так и следственной, оперативно-розыскной функциям.

Более перспективной выглядит другая классификация, сформулированная на основании принципов организации деятельности общественных объединений.

Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995г. дает следующую формулировку. Общественное объединение — это «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Исходя из указанной дефиниции, общественные объединения можно разделить на две большие группы:

1) общественные объединения, чья деятельность непосредственно ориентирована на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

2) общественные объединения, чья деятельность не имеет выраженной правоохранительной направленности, но при этом вопросы охраны общественного порядка в той или иной мере входят (или могут входить) в сферу деятельности данного общественного объединения.

При рассмотрении объединений первой группы следует обратиться к уже упомянутым народным дружинам — как традиционному и, в свое время, наиболее распространенному виду общественных объединений правоохранительной направленности. В последние годы их деятельность постепенно восстанавливается. В марте 1993г. было утверждено Положение о Московской городской народной дружине, в ноябре 1995 г. — Устав межрегиональной общественной организации «Народная дружина Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Народная дружина — это добровольное самоуправляемое некоммерческое общественное объединение, созданное на основе свободного волеизъявления граждан и общности интересов для достижения общих целей, направленных на обеспечение участия широких слоев населения в охране общественного порядка. Народные дружины действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Деятельность дружин осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека, гласности и добровольности.

Народная дружина: 1) участвует в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений; 2) проводит профилактическую и воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений; 3) участвует в мероприятиях по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий; 4) оказывает помощь пограничным войскам в охране Государственной границы РФ; 5) участвует в мероприятиях по поддержанию порядка и обеспечению безопасности на городских водоемах и в местах массового отдыха населения города; 6) оказывает помощь населению, предприятиям и организациям в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; 7) организует общественную вахтенную охрану предприятий малого и среднего бизнеса; 8) обеспечивает круглосуточную общественную охрану автомобильных стоянок; 9) обобщает и анализирует статистические данные и информацию о состоянии общественного порядка, вырабатывает рекомендации по совершенствованию и устранению причин правонарушений, выносит их на рассмотрение органов власти и управления.

Существует еще целый ряд общественных объединений, имеющих выраженную правоохранительную направленность. Их можно назвать «специализированными» народными дружинами, поскольку их деятельность, как правило, ориентирована на охрану общественного порядка в какой-то определенной сфере. Это может быть охрана порядка на транспорте, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с распространением наркотиков и т. д. Общие принципы, методы и формы организации их деятельности такие же, как у народных дружин, и различаются только за счет специфики направленности деятельности этих общественных объединений.

Ко второй группе можно отнести, во-первых, такие общественные объединения, как различные общества охраны природы, защиты памятников и т. д. Хотя их деятельность нельзя назвать правоохранительной, но легко представить себе ситуацию, когда осуществление их функций оказывается напрямую связанным с охраной общественного порядка, или для их осуществления необходимо взаимодействие с правоохранительными органами. К этой же группе можно отнести некоторые органы общественной самодеятельности — общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы». Это могут быть различные комитеты (уличные, квартальные, в школах и дошкольных учреждениях — родительские и т. д.), советы (общежитий, ветеранов) и собрания (по месту жительства, работы). В последние годы в общественной жизни заметно усилилось влияние церкви, поэтому нельзя не учитывать и такие формы организации граждан, как собрания прихожан. Понятно, что взаимодействие перечисленных видов общественных объединений с правоохранительными органами носит эпизодический характер, осуществляется для решения конкретных проблем и связано, чаще всего, с вопросами профилактики правонарушений.

Кроме двух рассмотренных групп, существуют некоторые формы участия населения в охране общественного порядка, которые трудно классифицировать по предложенной схеме.

Во-первых, это разного рода комиссии, которые нельзя отнести к общественным объединениям за счет того, что их членами являются не только граждане (как представители общественных организаций), но и представители правоохранительных органов, депутаты, представители профсоюзов и т. д. (См. ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях»). К ним относятся, например, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии. К задачам этих комиссий относятся рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях, осуществление профилактической и воспитательной работы и т. д.

Во-вторых, в нашей стране существует в чем-то уникальный вид участия населения в правоохранительной деятельности, а именно — объединения казачества. Это — не общественное, а социально-этническое объединение (образование), члены которого могут привлекаться к следующим видам правоохранительной деятелъности:

охрана общественного порядка;

охрана объектов государственной и муниципальной собственности, сопровождение грузов;

участие в мероприятиях, связанных с последствиями стихийных бедствий;

участие в таможенной охране;

участие в егерской, природоохранной и экологической службе, контроль за использованием и охраной земель;

охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения.

Например, приложение к приказу Федеральной службы лесного хозяйства России от 12 июля 1996 г. № 120 «О привлечении членов казачьих обществ к работам по охране лесов» предусматривает целый ряд направлений, по которым необходимо налаживать взаимодействие с территориальными объединениями казачества. Это участие совместно с органами МВД России и государственной лесной охраной Рослесхоза в охране лесов от нарушений лесного законодательства и выявлении лесонарушителей; обнаружение и тушение лесных пожаров; патрулирование наиболее ценных хвойных массивов в периоды высокой пожарной опасности; охрана хвойных насаждений в предновогодний период и др.

В-третьих, это возможное привлечение к охране общественного порядка представителей различных политических партий и движений. В настоящее время можно назвать только один прецедент. В 1994 г. в Москве члены партии Русское Национальное Единство пытались организовать совместное с нарядами патрульно-постовой службы милиции патрулирование в общественных местах города. Этот план не был реализован, но нельзя утверждать, что подобные попытки (по инициативе других политических партий) не будут предприняты в дальнейшем. Приобретение общественными объединениями правоохранительной направленности политической окраски не допускается.

Таким образом, в настоящий период существует несколько направлений, по которым может вестись работа по организации взаимодействия правоохранительных органов и населения.

Наши рекомендации