Практические и семинарские занятия - 4 часа. Практическое занятие 1

Практическое занятие 1.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Общая характеристика российского трудового права (2 часа)

Вопросы к практическому занятию

1. Социально-правовые вопросы организации труда. Наемный, неединоличный, подчиненный работодателю труд.

2. Предмет трудового права.

3. Метод трудового права. Понятие и виды стандартов правового регулирования труда.

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует в первую очередь уяснить, что понимается под терминами «труд», «работа», «самостоятельный труд». Каким образом происходит организация труда и в чем особенности труда несамостоятельного, подчиненного работодателю. Важно определить роль технологического процесса как совокупности рабочих операций по переработке сырья в полуфабрикаты или готовую продукцию в организации процесса труда, его значение для регулирования социально-трудовых отношений.

Далее следует уяснить, какие именно общественные отношения регулируются трудовым правом, т.е. составляют предмет отрасли. Можно классифицировать группы общественных отношений по их связи с основным – трудовым отношением – как предшествующие, сопутствующие и вытекающие из него. При рассмотрении вопроса о предмете трудового права необходимо изучить природу общественных отношений в сфере наемного, неединоличного, подчиненного работодателю труда, выявить их особенности, определяющие приемы и способы правового воздействия на них, усвоить основные характеристики метода трудового права.

Задачи

Задача 1.Александр, окончив третий курс юридического института, летом поехал вместе со своими родителями навестить проживающих в деревне бабушку и дедушку. Однажды вечером за семейным ужином у Александра зашел спор со своим дедушкой Валентином Петровичем который, будучи уже на пенсии, продолжал работать в сельскохозяйственном кооперативе. Валентин Петрович утверждал, что для него «трудовой закон не писан», поскольку он уже на пенсии и к тому же работает в кооперативе. Спор постепенно зашел и об остальных родных Александра: отце, который, будучи индивидуальным предпринимателем, пропадал на работе с утра до вечера; бабушке, которая, находясь на пенсии, постоянно весь летний сезон работала на приусадебном участке и сама же торговала выращенными овощами и фруктами на городском рынке; матери, которая работала на дому корректором по договору с издательством. Работал и сам Александр — помощником адвоката, в свободное от учебы время.

Помогите разрешить возникший спор о том, кому «трудовой закон писан». Какова правовая природа трудовой деятельности родных Александра и его самого? Какими отраслями права могут регулироваться указанные отношения?

Задача 2.Иванов обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу (ЗАО) «Темп» о внесении в трудовую книжку записей о приеме на работу в качестве инженера, об увольнении по сокращению штатов, о взыскании заработной платы. Как явствовало из представленных истцом доказательств, Иванов являлся акционером ЗАО «Темп», трудовой договор с ним в письменной форме заключен не был. В ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение следующие факты: Иванов фактически был допущен к работе, имел пропуск на предприятие, выполнял поручение вице-президента ЗАО «Темп», деньги за два календарных месяца истцу были заплачены. Вице-президент ЗАО «Темп», представляя интересы ответчика в суде, заявил, что Иванов выполнял его поручение как акционер «Иванов», за что и получил соответствующее вознаграждение, а квалифицировать эти отношения как трудовые оснований нет.

Встаньте на позицию суда и вынесите аргументированное решение.

Задача 3. Профсоюзный комитет ОАО «Заря» объявил выговор
работнику ОАО слесарю Михайлову за отказ от участия в работе комиссии по социальному страхованию, на которую он был делегирован решением профсоюзного комитета. Михайлов, считая, что выговор ему объявлен незаконно, обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с заявлением об отмене вынесенного выговора.

Относятся ли отношения между членами профсоюза и выборным профсоюзным органом к предмету трудового права? Являются ли нормы, регулирующие отношения членов профсоюза с выборным профсоюзным органом, элементом системы трудового права России? Дайте обоснованные ответы на вопросы.

Задача № 4. Для подготовки новогоднего утренника с учительницей Мошковой директором школы был заключен договор о пошиве костюмов Деда Мороза и Снегурочки, в роли которых должны были выступить родители учеников. В нем были указаны сроки и стоимость работ. Однако Мошкова не успела вовремя сдать костюмы, сославшись на то, что была занята подготовкой учеников к контрольной работе. Директор школы потребовала возместить убытки в размере 20 000 руб., включающих стоимость материалов и оплату услуг профессиональных актеров, которых пришлось пригласить, так как у них были костюмы. Учительница возразила, что данная сумма превышает ее среднемесячный заработок, а материальная ответственность работника ограничена именно таким размером.

Проанализируйте возникшие правоотношения и решите спор.

Задача № 5. На заводе возникла необходимость заменить оборудование, обеспечивающее контроль и учет времени появления на работе и ухода с завода рабочих и служащих. Было решено провести эти работы в выходные дни (субботу и воскресенье). Для этого завод нанял группу специалистов, в том числе и работников завода, с которыми был заключен договор. В нем специально оговаривались следующие условия: а) конечный результат работы; б) время работы (срок); в) итоговая сумма оплаты труда группы с указанием конкретной суммы, получаемой каждым исполнителем.

После выполнения договорных работ и получения расчета работники завода (члены группы, с которыми заключался договор) обратились к директору завода с заявлением. Они просили руководителя организации оплатить им сверхурочные работы (ст. 99 ТК РФ), а также предоставить другие дни отдыха вместо субботы и воскресенья. Свое требование специалисты мотивировали тем, что в пятницу группа работала после окончания их смены, а в субботу и воскресенье они трудились только с перерывами на прием пищи и кратковременный отдых на месте работы, которые не превышали 4 часов в день. Именно такой режим работы позволил группе выполнить условия договора.

Обоснованы ли требования работников завода?

Являются ли отношения членов группы, заключивших договор с заводом, трудовыми?

Практическое занятие 2.

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

Система трудового права (2 часа)

1. Система отрасли.

2. Функции трудового права.

3. Принципы трудового права: понятие, классификация.

Методические рекомендации

Изучение вопроса о системе отрасли поможет представить общую картину правового регулирования наемного труда, механизм применения норм отрасли, получить представление о строении основного нормативного акта – Трудового кодекса РФ. В настоящее время в трудовом праве выделяются следующие крупные блоки правовых норм: Общая часть; Коллективное трудовое право; Индивидуальное трудовое право; Нормы, закрепляющие порядок рассмотрения трудовых споров.

Для формирования общей картины отрасли большое значение имеет уяснение принципов отрасли, которые являются концентрированным выражением содержания ее норм. При изучении принципов, закрепленных в ст.2 ТК РФ их целесообразно систематизировать. Можно использовать предложенную О.В. Смирновым группировку – принципы, определяющие: 1) политику в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости; 2) установление условий труда работников; 3) применение труда наемных работников; 4) охрану прав работников и работодателей.

Задачи

Задача 1. Директор школы решила избавиться от мешавшей ей первичной профсоюзной организации. С этой целью она по одному вызывала к себе в кабинет учителей и других работников и предлагала на выбор написать любое из двух заявлений: на выход из профсоюза либо об увольнении по собственному желанию. Учитель истории Петрова решила обратиться в суд за защитой своих прав.

Руководствуясь законом, ответьте на вопрос: на нарушение каких принципов трудового права директором школы она может указать в своем заявлении в суд?

Задача 2.Работник предприятия Ефремов неоднократно шел на конфликт с директором, отстаивая свои права. Через некоторое время Ефремов подал заявление об увольнении по собственному желанию. Получив в последний день работы трудовую книжку, он увидел в ней запись об увольнении по подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения). Начальник отдела кадров, к которому он обратился, сказала, что это случайная ошибка, и исправила запись в трудовой книжке. Считая, что ошибка не случайна, Ефремов решил обратиться за защитой своих прав в суд. В исковом заявлении он указал, что в отношении него нарушены основные принципы трудового права. О каких принципах может идти речь в данном случае? В каких нормативных правовых актах они сформулированы?

Задача 3. Инженер Игнатьев обратил внимание на то, что регулярно получает премиальные в меньшем размере, чем другие сотрудники, выполняющие аналогичную работу. Связав этот факт со своей активной деятельностью в качестве члена профсоюзного комитета, он обратился в КТС. На нарушение каких принципов права может сослаться Игнатьев в своем заявлении в комиссию? Ответ аргументируйте с помощью материальной нормы Трудового кодекса РФ.

Задача 4. На первом заседании комиссии по заключению коллективного договора стороны договорились о круге вопросов, которые подлежат рассмотрению и включению в коллективный договор. Через два месяца после начала переговоров профсоюзный комитет предложил включить в коллективный договор норму, усиливающую ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы. Однако члены комиссии, представляющие работодателя, ответили отказом, указав на то, что круг обсуждаемых вопросов уже согласован сторонами. Профком продолжал настаивать на своем, ссылаясь на принципы трудового права.

В роли юриста областного комитета профсоюза назовите эти принципы и укажите нормативные правовые акты, в которых они закреплены.

Задача 5.Узнав о беременности своего референта-переводчика, генеральный директор ОАО «Лира» вызвал начальника кадровой службы предприятия и распорядился о следующем:

—ввести в штатное расписание какую-нибудь «спокойную» должность в канцелярии генерального директора с окладом в два раза меньше, чем у референта-переводчика, и перевести сотрудницу на эту должность, поскольку активная и напряженная работа референта-переводчика может негативно отразиться на ее здоровье;

—дать объявление в специализированные средства массовой информации по вакансии референта-переводчика, при этом обязательно указать, что рассматриваются исключительно кандидаты-мужчины.

Соответствуют ли принципам трудового права действия руководителя ОАО «Лира»?

Наши рекомендации