Основные направления технической политики УИС России на современном этапе
Термин «политика» (от греческого politike – искусство управления государством) имеет несколько значений, в том числе и образ действий, направленный на достижение чего-либо, определяющих отношения с людьми; вопросы и события общественной и государственной жизни. Понятие «техническая политика УИС» означает, таким образом, систему действий государства, направленных на оснащение техническими средствами учреждений и органов УИС, совершенствование техники и способов ее применения для успешного решения стоящих перед ними задач. С приходом нового тысячелетия проблемы эффективного функционирования УИС в России являются важным фактором укрепления государственности, правоохранительной системы, напрямую касаются большинства сторон жизни общества и личности. Процесс формирования правового государства, нового экономического и социально-культурного уклада, а также научно-технический прогресс ставят задачу реформирования и совершенствования уголовно-исполнительной системы. В конце 90-хгодов прошлого века необходимость технического переоснащения и кардинального улучшения материально-технического обеспечения органов УИС нашли свое отражение в Программе совершенствования инженерно- технического обеспечения (ИТО) служебной деятельности УИС на период до 2005 г., появление которой явилось прямым следствием принятой Концепции по реформированию уголовно-исполнительной системы. В 2004 году была утверждена Концепция совершенствования оборудования объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора до 2010 года. Она является логическим продолжением преобразований, предусмотренных реформой УИС, Программой переоснащения учреждений и органов новыми современными средствами до 2005 года. Концепция представляет собой систему теоретико-методологических подходов, отражающих определяющие принципы и направления развития инженерно-технического обеспечения (ИТО) служебной деятельности в пенитенциарной сфере. Основное ее назначение состоит в обосновании приоритетов технической политики в повышении эффективности интеграции научного, кадрового и материально-технического потенциала, в мобилизации интеллектуальных и финансовых ресурсов субъектов управления на обеспечение оптимального функционирования и развития УИС. Изменения должны осуществляться на основе поиска, разработки и апробации новых технологий, форм и методов деятельности ИТО УИС, реализации комплексных целевых программ и проектов силами отдельных структурных подразделений и конкретных территориальных органов. Одним из основных «постулатов» Концепции является понятие комплекса ИТСОН как эффективной системы инженерно-технических средств, адаптированной к особенностям конкретных объектов. Оборудование на объектах УИС комплексов ИТСОН, повышение надежности охраны и надзора должно сопровождаться мерами по обеспечению минимизации численности персонала, комплектованию инженерно-технических подразделений высококвалифицированными специалистами, а также по совершенствованию служебной деятельности соответствующих подразделений, т.е. мерами, также имеющими комплексный характер. Таким образом, Концепция определяет необходимость создания т.н. комплексной безопасности исправительных учреждений. В ходе реализации указанного документа проявился достаточно широкий круг проблем: концептуальных, правовых, организационных, финансово-экономических и др., большинство из которых на наш взгляд коренным образом связано именно с комплексным характером использования специальных технических средств в охране и надзоре. Концепция предусматривает, что комплексы инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН) должны отличаться высокой надежностью технических средств охраны и надзора (ТСОН), обеспечивать необходимую плотность инженерных заграждений и иметь возможность адаптации к конкретным условиям объекта. Необходимо, чтобы такие комплексы были рассчитаны на интеграцию средств обнаружения и контроля, систем видеонаблюдения и управления доступом на объекты. Действующие интегрированные системы безопасности удовлетворяют этим условиям; они максимально исключают влияние человеческого фактора, обеспечивают возможность оперативного принятия решений и их документирования. К важнейшим идеям Концепции также относится внедрение эффективных научно-технических достижений и информационных технологий в практику подразделений ИТО посредством организации тесного взаимодействия научно-исследовательских и образовательных учреждений с подразделениями территориальных органов.
Однако в ходе реализации Концепции выявился ряд проблем. Попытаемся коротко охарактеризовать основные из них.
1. Финансирование ИТО в УИС продолжает оставаться недостаточным. В настоящее время выделяемые средства позволяют лишь в определенной степени поддерживать на объектах необходимый уровень функциональности инженерных сооружений, учитывая их большой износ, но не обеспечивает планомерного роста модернизации этих средств. Так, по состоянию на 01.07.2005 года 52% инженерных средств в УИС требовали капитального ремонта. За последние годы Минфином России выделялось всего лишь 60% бюджетных средств от потребности, необходимых для капитального ремонта объектов УИС. При этом такие новшества, как организация в ИУ т.н. «нулевого рубежа» охраны, увеличения высоты основных ограждений предлагалось осуществить за счет собственных внебюджетных средств этих учреждений, что, учитывая падение собственного производства на них, весьма проблематично. Проблема могла бы быть решена за счет более рационального распределения выделяемых Минфином средств на закупку ТСОН. В настоящее время имеет место определенная монополизация разработки и производства ТСОН в России традиционными производителями, такими, как например, ЗАО «Микрос», что определяет весьма высокие цены на данную продукцию. Сейчас в России успешно развиваются целый ряд компаний (например, ЗАО «Охранная техника» (торговая марка «Forteza»), разработки которой уже применяются в УИС), способные составить достойную конкуренцию «естественным монополистам», привлекая которые можно существенно снизить цены на ТСОН, тем самым высвободить необходимые средства. Следовательно, необходимо шире использовать конкурсную основу в выборе разработчиков и производителей технических средств для УИС.
2. Серьезной проблемой продолжает оставаться нормативно-правовое обеспечение ИТО УИС. Прежде всего, это касается уголовно-исполнительного законодательства. В настоящее время лишь ст. 83 УИК РФ регулирует отношения по применению технических средств в обеспечении режима отбывания наказаний, причем только в сфере надзора. В уголовно-исполнительном законодательстве даже на уровне дефиниций не определены отправные моменты инженерно-технического обеспечения деятельности исправительных учреждений. По этой причине и ведомственные нормативные акты не способны в полной мере урегулировать отношения, возникающие при использовании специальных технических средств в УИС. В наибольшей степени это касается заявленных Концепцией разработок новых (в частности, многофункциональных) устройств, рационализаторской и изобретательской работы. И что самое неприятное (в плане рассматриваемой тематики), не определены критерии комплексной безопасности объектов охраны. Юридически не проработаны инструкции по применению многих технических средств, например, электризуемых заграждений.
3. Важным условием реализации Концепции является активизация научно-исследовательской, изобретательской и рационализаторской работы по техническому переоснащению УИС на всех уровнях. Эта проблема теснейшим образом переплетается с рассмотренными выше, однако имеет и особое значение. Традиционно для образовательного, научного и творческого потенциала населения нашей страны было характерно широкое участие в такой деятельности. Однако за последние годы в связи с социально-экономическими и политическими преобразованиями, интерес к этой деятельности значительно уменьшился. Для УИС эта проблема имеет особый характер, поскольку вопросы технического переоснащения в исправительных учреждениях приходится решать, в основном, собственными силами. В настоящее время ГУФСИН России, НИИ УИС ежегодно выпускают сборники рационализаторских предложений, материалы обмена передовым опытом оборудования и эксплуатации ИТСОН, однако, судя по тому, что некоторые публикуемые статьи имеют 5-6-летний «возраст» написания, на сегодняшний день активность рационализаторской работы не велика. А ведь для обеспечения комплексной безопасности объектов охраны значение такой работы имеет большую значимость. Определяющее значение имеет уровень организации и роль руководства структурных подразделений на местах. Далеко не все руководители понимают необходимость активизации такой работы в своих подразделениях, не способны правильно ее организовать. Между тем, имеется достаточный опыт развития рационализаторской и изобретательской работы советского периода, опыт развитых иностранных государств.
4. Организационные проблемы заключаются в несоответствии комплексного характера применения ИТСОН всеми подразделениями ИУ и организационной подчиненности групп ИТО, связи определенной службе - отделу охраны, а также неадекватностью структуры подразделений инженерно-технического обеспечения задачам, стоящим перед УИС. Например, широкое распространение (по опыту ГУФСИН Красноярского края) т.н. купольных видеосистем требует создания специальных организационно-технических структур – постов видеонаблюдения (СВН). Из организационных вытекают также определенные кадровые проблемы. В этом аспекте можно выделить следующие составляющие:
- несоответствие динамики роста и совершенствования оборудования объектов ИТСОН штатной численности и укомплектованности групп ИТО, связи;
- недостаточный уровень образования, профессиональной подготовки, опыта и мастерства как специалистов ИТО, связи, так и сотрудников охраны и надзора для комплексного использования специальной техники.
Хотелось бы отметить, что успешное и своевременное преодоление этих проблем возможно опять же только при комплексном подходе в их решении.
Выше были показаны лишь некоторые проблемы на пути реализации Концепции совершенствования оборудования объектов УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора, что непосредственно сдерживает создание современных эффективных комплексов ИТСОН. Резюмируя все вышесказанное, было бы целесообразным для решения проблем комплексного использования специальных технических средств предложить осуществить:
1. Детальную концептуальную проработку вопросов применения специальных технических средств в УИС с нормативным закреплением основных дефиниций, классификации и порядка их комплексного применения в уголовно-исполнительном законодательстве и подзаконных актах;
2. Преобразование организационно-штатной структуры подразделений инженерно-технического обеспечения исправительных учреждений до отделов с переподчинением непосредственно начальнику учреждения и определением задач и порядка комплексного использования специальных технических средств во всех направлениях оперативно-служебной деятельности учреждений; создание штатных постов СВН;
3. Активизировать работу по укреплению профессионального ядра подразделений ИТО и решению других кадровых проблем, улучшению подготовленности и повышению образовательного уровня, уровня профессионального мастерства при использовании специальных технических средств всех категорий сотрудников;
4. Перестроить систему материально-технического обеспечения специальными техническими средствами по приоритетам их комплексного использования; широко внедрять конкурсную основу для выбора предприятий-поставщиков технических средств.
В заключение хотелось бы отметить, что весь спектр проблем комплексного использования специальной техники в исправительных учреждениях ФСИН России значительно шире приведенного в данной работе, что, несомненно, требует дальнейших исследований.