Расчет точки безубыточности деятельности склада
ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Москва – 2016
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский государственный университет
путей сообщения Императора Николая II»
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра «Логистические транспортные системы и технологии»
ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог», направлений «Технология транспортных процессов», «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика»
Москва – 2016
УДК 656.225
Т - 35
Ивлиева К.В., Каширцева Т.И., Конарева Н.А., Кузнецов А.П., Синицына А.С. Терминально-логистические комплексы: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. - М.: МГУПС (МИИТ), 2016. ‑ 89 с.
Учебно-методическое пособие соответствует ФГОС ВО по специальности «Эксплуатация железных дорог» и по направлениям подготовки бакалавриата «Технология транспортных процессов», «Экономика», «Менеджмент» и «Инноватика».
Подробно рассмотрены вопросы, связанные с определением оптимальных технико-технологических параметров терминально-логистических комплексов (ТЛК), стратегией их размещения с учетом множества факторов.
Большое внимание уделяется теоретическим основам логистики складирования, в частности: расчету точки безубыточности деятельности склада; принятию решения о пользовании услугами наемного склада; организации складских процессов согласно показателю COI; применению АВС-анализа для сокращения запасов и количества перемещений на складе.
Разработан контактный график работы контейнерного и контрейлерного терминала. Определена эффективность терминальной перевозки, рассчитано оптимальное число терминалов и расстояний перевозок.
Рецензент: профессор кафедры «Логистика и управление
транспортными системами» МГУПС (МИИТ) д.т.н., профессор О.Н. Ларин
© МГУПС (МИИТ), 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1.РАСЧЕТ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЛАДА.. 5
2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПОЛЬЗОВАНИИ УСЛУГАМИ НАЕМНОГО СКЛАДА.. 12
3.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА.. 16
4.ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ ПРОЦЕССОВ СОГЛАСНО ПОКАЗАТЕЛЮ COI. 22
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ ТЕРМИНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ГРАВИТАЦИОННЫМ МЕТОДОМ И МЕТОДОМ УСКОРЕННОГО АЛГОРИТМА.. 27
6.ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРНЫХ ГРУПП МЕТОДОМ АВС АНАЛИЗА.. 33
7. РАЗРАБОТКА КОНТАКТНОГО ГРАФИКА.. 40
7.1 Контактный график работы контейнерного терминала. 40
7.2 Контактный график работы контрейлерного терминала. 58
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРМИНАЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ.. 65
9. РАСЧЕТ ОПТИМАЛЬНОГО ЧИСЛА ТЕРМИНАЛОВ И РАССТОЯНИЙ ПЕРЕВОЗОК.. 73
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 77
Приложение 1. 77
Приложение 2. 78
Приложение 3. 79
Приложение 4. 80
Приложение 5. 82
Приложение 6. 84
Приложение 7. 86
Приложение 8. 87
Приложение 9. 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 89
ВВЕДЕНИЕ
Развитие логистики является одним из стратегических направлений диверсификации деятельности ОАО «РЖД». В настоящее время терминально-складской комплекс ОАО «РЖД» составляет примерно 30% от общей складской инфраструктуры российского рынка. Согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» должна быть создана опорная сеть из 35-40 терминально-логистических центров (ТЛЦ) в ключевых регионах России. Создание сети ТЛЦ на базе инфраструктуры российских железных дорог представляет собой по существу национальный проект формирования терминально-логистической инфраструктуры по сценарию инновационного развития.
Главные функции ТЛЦ (ТЛК) — обеспечение связи многочисленных грузоперевозок и распределение грузопотоков на транспортную инфраструктуру различных видов транспорта. Создание сети ТЛЦ (ТЛК) в ключевых транспортных узлах позволит сформировать единое технологическое и информационное пространство для комплексного удовлетворения требований клиентов. Каждый ТЛК будет представлять собой крупный технологический комплекс по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров, оказывающий полный спектр дополнительных услуг добавленной стоимости. Необходимым условием функционирования ТЛК является возможность участия в процессе формирования единого технологического и информационного пространства всех видов транспорта (морских и автомобильных перевозчиков, портов) и крупных грузовладельцев.
Целью дисциплины«Терминально-логистические комплексы» является формирование знаний по организации функционирования терминально-логистических центров и комплексов как элементов цепей поставок товаров, а также знаний в области логистики складирования, связанные с организацией складских процессов и проблем функционирования складских объектов.
Задачи дисциплины – передать теоретические знания в решении задач, связанных с управлением транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих оптимизацию продвижения материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков в цепях поставок товаров.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: логистику складирования; сущность и роль логистических транспортных терминалов; методы организации терминально-логистических комплексов; социальные и природные факторы, влияющие на размещение ТЛК;
уметь: решать задачи развития и размещения ТЛК; обосновывать экономическую эффективность инвестиций на создание ТЛК;
владеть: навыками выбора логистического терминала в зависимости от рода груза; навыками выбора планировочных решений; навыками выбора оптимального варианта размещения ТЛК на заданном полигоне; методами определения оптимального варианта технического оснащения ТЛК при нескольких критериях оптимальности.
РАСЧЕТ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЛАДА
На складе с точки зрения выполнения различных логистических процессов выполняются следующие функции:
1. время размещения и хранения материальных запасов;
2. преобразование материальных потоков;
3. обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Материальный поток –грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (разгрузка, погрузка, транспортировка, укладка в тару и распаковка, укладка на хранение и т.п.) и отнесенные к определенному временному интервалу.
На складах предприятий материальный поток называют, как правило, грузовым потоком или грузооборотом.
Грузооборот склада - входящий на склад или выходящий со склада материальный поток за соответствующий период.
Согласно технологическому процессу склада, прибывший железнодорожным транспортом груз выгружается из транспортного средства на участке разгрузки (железнодорожная рампа).
Различают грузы, прибывшие в рабочее и не рабочее время. Если разгрузка происходит в не рабочее время, то есть тогда, когда основной склад закрыт, груз поступает в приемочную экспедицию – помещение, отдельное от основного склада. Разгруженный в рабочее время груз направляется в основное помещение склада.
В дальнейшем весь поступивший на склад груз сосредотачивается в зоне хранения основного помещения склада.
Отпускаемый со склада груз может проходить или не проходить операцию комплектования. Через участок комплектования склада проходит только товар (груз), который упаковывается и отпускается вместе с другими грузами в общей транспортной таре.
Если груз со склада доставляется получателю силами данного предприятия, тогда в помещении, отдельном от основного склада, необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке груз и обеспечивать его доставку грузополучателю.
Завершает технологический процесс на складе операция погрузки, которая в данном случае выполняется на автомобильной рампе.
Схема движения материальных потоков на складе приведена на рис. 1.1.
Рисунок 1.1 - Схема движения материальных потоков на складе
Основные логистические операции, выполняемые с грузом на складе:
1. Участок разгрузки (ж/д рампа): механизированная и ручная разгрузка
транспортных средств.
2. Приемочная экспедиция: прием вне рабочего времени груза и его кратковременное хранение до передачи на основной склад.
3. Участок приемки: прием товара по количеству и качеству, грузы могут
поступать с участка разгрузки и приемочной экспедиции.
4. Участок хранения (главная часть основного помещения склада): укладка
груза на хранение, отборка груза из мест хранения.
5. Участок комплектования: формирование грузовых единиц в соответствие с заказами покупателя.
6. Отправительская экспедиция: кратковременное хранение подготовленных грузовых единиц, организация их доставки покупателям.
7. Участок погрузки (автомобильная рампа): ручная и механизированная
погрузка транспортных средств. Нет ссылки на рис.1.2. , [ 2].
Рисунок 1.2 - Принципиальная схема склада
Исходя из рис. 1.2 и основных логистических операций на складе, рассмотрим какие группы материальных потоков, возникают на складе:
• Внутри складское перемещение грузов (МПпг.)
• Операции на участках разгрузки и погрузки (МПрр, МПрп. и МПмр., Ммп).
• Операции при приемке товаров (МПпр)
• Операции при комплектовании заказов покупателем (МПкм)
• Операции на участках экспедиции (МПэк)
• Операции в зоне хранения (МПхр).
(1.1)
Соответственно стоимости работ:
• Стоимость за внутри складские перемещения груза Спг
• Стоимость за разгрузку и погрузку на участках: Срр, Смр, Срп, Смп
• Стоимость за операции при приемке товаров Спр
• Стоимость за операции при комплектовании заказов покупателем Скм
• Стоимость за операции на участках экспедиции Сэк
• Стоимость за операции в зоне хранения Схр
Стоимость грузопереработки на складе определяется:
1. Объемом работ по той или иной операции.
2. Удельной стоимостью выполнения той или иной операции.
(1.2)
Задача
Рассчитать точку безубыточности, которой называется min
объем деятельности склада, ниже которого работа предприятия (склада) становится убыточной. При следующих исходных данных:
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя |
Грузооборот склада, Т | т/год | |
Стоимость работ на потоке данной группы: Спг | уд.ед./год | |
Срр | ||
Смр | ||
Срп | ||
Смп | ||
Спр | ||
Скомпл | ||
Сэк | ||
Схр | ||
Средняя цена закупки товаров, R | уд.ед./год | |
Коэффициент для расчета оплаты процентов за кредит, k | - | 0,05 |
Торговая надбавка при оптовой продаже товаров, N | % | |
Условно постоянные затраты, | уд.ед./год |
Методика решения:
Расчет точки безубыточности заключается в определении грузооборота склада, при котором его прибыль равна нулю.
Прибыль склада П (у.д.е./год) равна разности дохода Д и общих издержек :
(1.3)
Доход предприятия зависит от торговой надбавки N и рассчитывается по следующей формуле:
(1.4)
Т - входной (выходной) поток или грузооборот склада, т/год;
R - средняя цена закупки товаров;
N - торговая надбавка.
Общие издержки складываются из условно переменных и условно постоянных издержек:
(1.5)
- общие расходы;
- затраты независящие от грузооборота склада;
- затраты, зависящие от грузооборота склада.
Постоянные затраты не зависят от грузооборота склада. К ним относятся расходы на аренду складского помещения, амортизация техники, оплата электроэнергии, заработная плата управленческого персонала и специалистов.
(1.6)
Сар - аренда складского помещения;
- затраты, связанные с амортизацией техники;
- затраты на зарплату управленческого персонала и специалистов;
- оплата электроэнергии.
Переменные издержки определяются по формуле:
(1.7)
- процент за кредит;
- стоимость грузопереработки.
Так как хранящийся запас на складе в общем случае пропорционален грузообороту и требует оплаты по цене закупки, поэтому в банке берется кредит. Размер процентов за кредит определяется по формуле:
(1.8)
k - коэффициент пропорциональности, зависящий от величины запаса и банковского процента.
Издержки в целом составят:
(1.9)
Следовательно, в развернутом виде формулу прибыли склада можно представить как:
(1.10)
или
(1.11)
В точке безубыточности:
(1.12)
- стоимость грузопереработки, приходящаяся на 1 т грузооборота склада, рассчитывается по формуле:
(1.13)
Подставив в формулу для расчетов прибыли значение стоимости грузопереработки в точке безубыточности и приравняв правую часть к нулю, получим формулу для расчета точки безубыточности:
(1.14)
(1.15)
При Т > Тбу предприятие (склад) работает с прибылью.
Решение:
Стоимость грузопереработки на складе составит:
Для заданных условий величина грузопереработки, приходящаяся на 1 т грузооборота склада, составит:
Подставив исходные данные в формулу для расчета точки безубыточности получим:
Т.к. Т = 6300 т/год > = 1436 т/год – предприятие работает с прибылью
Рассчитаем прибыль предприятия:
Подставив исходные значения в формулу (1.6), получим:
Переменные затраты составят:
При подстановке вычисленных значений затрат получим:
Прибыль предприятия составит:
П = 4284000 – 3098600 = 1185400 уд.ед./т