Организация и технология хранения товаров
Хранение товаров в магазине связано с осуществлением следующих технологических операций: перемещением товаров в помещения кладовых (охлаждаемых камер) и укладкой их на хранение; текущим наблюдением за состоянием товаров в процессе их хранения; обеспечением бесперебойной и качественной работы холодильных установок; поддержанием необходимых санитарно-гигиенических условий в помещениях, предназначенных для хранения.
Основной задачей торгового менеджмента в процессе осуществления хранения товаров является обеспечение сохранности товаров по количеству и качеству. Это достигается путем создания в помещениях дляхранения необходимых влаго-температурных режимов, соответствующих физико-химическим особенностям отдельных групп товаров; правильным размещением товаров в помещениях для хранения с учетом требований товарного соседства и очередности реализации; соответствующими способами размещения товаров на оборудовании, обеспечивающими сохранность их качества. В помещениях для хранения продовольственных товаров должны быть в первую очередь обеспечены температурный режим и влажность воздуха, соответствующие специфике отдельных видов товаров.Скоропортящиеся продукты должны храниться в охлажденных камерах и шкафах с температурой воздуха от 2 до 5 °С при влажности воздуха 80-85 %. Для продовольственных товаров, не требующих охлаждаемых помещений, при хранении обеспечиваются температура в пределах 16-18 °С и влажность воздуха 70-75 %.
Особое внимание при хранении продовольственных товаров должно быть уделено обеспечению надлежащего товарного соседства. Так, в раздельных помещениях должны храниться товары, легко воспринимающие запахи (кондитерские изделия, животное масло и др.), и товары с острым запахом (копчености, сельдь, сыры и т. п.); товары, легко впитывающие влагу (сахар, мука и т. п.), и товары с высоким содержанием влаги. Для обеспечения этих условий в магазинах, реализующих продовольственные товары, должна быть проведена группировка этих товаров по режиму и условиям их хранения и с учетом среднего периода их хранения осуществлено распределение помещений кладовых.
53. Технология подготовки товаров к продаже.
Подготовка товаров к продаже состоит из следующих технологических операций:
проверки целостности упаковки;
распаковки товаров из внешней тары;
проверки наличия маркировочных данных и качества после хранения;
проверка наличия инструкций по эксплуатации, технических паспортов, гарантийных талонов, комплектности изделий и проверка работы в действии, а по швейным изделиям - чистка и глажка.
При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потертость, нечеткость записи и т. п.) работником, осуществляющимподготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные и выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается материально ответственным лицом и прикрепляется к товару.
В крупных продовольственных магазинах самообслуживания (в первую очередь универсамах) значительный объем подготовительных операций связан с фасовкой ряда товаров, которая организуется непосредственно в магазине. В этих целях в магазине выделяются специальные помещения для фасовки и устанавливается соответствующее фасовочное оборудование. В процессе осуществления этой подготовительной операции особое внимание должно быть обращено на размеры дозировки фасуемых товаров, требующие уточнения с учетом специфики обслуживаемых контин- гентов покупателей и особенностей их спроса (в первую очередь - частоты совершения покупок).
82 Методы расчета экономической и социальной эффективности внедрения самообслуживания
Оценка экономической эффективности самообслуживания может быть получена так же сравнением размера прибыли на один рубль издержек обращения в магазине до и после его перевода на самообслуживание или в магазине, осуществляющем продажу по методу самообслуживания, и в магазине аналогичного профиля и примерно равных условий работы, где используется традиционный метод продажи .
Расчёт проводится по формуле
Э=П/И,
Где Э - эффективность ; П - прибыль, руб. ; И - издержки обращения, руб.
Отсюда коэффициент эффективности самообслуживания будет равен
Кэ=Эс/Эт,
Где Эс - эффективность магазина после перевода на самообслуживание;
Эт - эффективность магазина до перевода на самообслуживание .Если К <1, то внедрение самообслуживания не дало экономического эффекта .Если К > 1 то самообслуживание положительно отразилось на экономической эффективности работы магазина .Аналогичным путём можно оценивать результаты деятельности магазинов самообслуживания между собой .
Фасование товаров.
Кодирование товаров – это образование и присвоение условного обозначения товару.
Цели кодирования:
- систематизация товаров путем их идентификации и ранжирования;
- присвоение условного обозначения, по которому можно найти товар и распознать среди других;
- облегчение обработки информации о товаре с помощью ЭВМ.
Способы кодирования товаров:
1. регистрационный: порядковый и серийно-порядковый,
2. классификационный,
3. штриховой.
Регистрационный – присвоение знаков из чисел натурального ряда. Есть две разновидности порядковый и серийно-порядковый. Применяется в основном в артикуляции (артикул). Недостаток – не подлежит обработке на ЭВМ.
Классификационный – каждый символ кода характеризует определенную классификационную группировку (по этому методу организованы общероссийские классификаторы).
Функции тары: сохранность товара; рационализация торгово-технологического и складского процессов; рекламно-информационная и др.
Требования, предъявляемые к таре: технические, торгово-технологические, экономические, эстетические, экологические.
Классификация тары: по назначению, материалу изготовления, конструкции, кратности оборота (использования), жесткости. Основные виды тары, их характеристика, применение, тенденции развития. Тара-оборудование, ее виды.
Стандартизация и унификация тары. Маркировка тары: товарная, тарная, специальная.
Организация работы с тарой в организациях розничной и оптовой торговли и службы, осуществляющие ее.
Организация тарооборота. Нормативные документы, регулирующие тарооборот. Приемка тары, поступившей с товаром по количеству и качеству. Проверка соответствия тары упакованному в ней товару, маркировки и цен на тару.
Вскрытие, ремонт и хранение тары в организациях торговли. Сбор и возврат (сдача) тары. Количество, качество возвращаемой тары, сроки возврата тары. Возврат (сдача) тары тароремонтным и оптовым организациям, поставщикам-таропотребителям и др.
Особенности и правила приема стеклотары и стеклобоя от населения.
Документальное оформление тарооборота в организациях торговли. Расходы и потери по таре, их виды, резервы снижения.