Корпоративные информационные системы

В последнее время тема построения корпоративных________________информационных систем (КИС)стала

у специалистов области ИТ чрезвычайно популярной, если не сказать модной. Многочисленные

публикации (от учебных пособий до Интернет-конференций) предлагают определения сущности

КИС, требований к КИС и рекомендации по их построению [2,8,6]. Учитывая, что КИС является

логикой развития процессов внедрения и эволюции ИС в организации, данная глава посвящена

проблемам КИС.

Факторы, наиболее существенно влияющие на развитие КИС:

Развитие методик управления предприятием. Теория управления предприятием является

обширным предметом для изучения и совершенствования. Это обусловлено широким спектром

постоянных изменений ситуации на мировом рынке. Растущий уровень конкуренции вынуждает

руководителей компаний искать новые методы сохранения своего присутствия на рынке и удержания

рентабельности своей деятельности. Такими методами могут быть диверсификация,

децентралицация, управление качеством и многое другое. Современная информационная система

должна отвечать уровню в теории и практике менеджмента. Построение продвинутой в техническом

отношении системы, которая не отвечает требованиям менеджмента компании, не имеет смысла.

Развитие общих возможностей и производительности компьютерных систем. Прогресс в области

наращивания мощности и производительности компьютерных систем, развитие сетевых технологий

и систем передачи данных, широкие возможности интеграции компьютерной техники с самым

разнообразным оборудованием позволяют постоянно наращивать производительность КИС и их

функциональность.

Развитие подходов к технической и программной реализации элементов КИС. Параллельно с

развитием «железа» происходит постоянный поиск новых более удобных и универсальных методов

программно-технологической реализации КИС. Во-первых, изменяется общий подход к

программированию: с начала 90-х годов объектно-ориентированное программирование фактически

вытеснило модульное, сейчас непрерывно совершенствуются методы построения объектных

моделей. Во-вторых, в связи с развитием сетевых технологий, локальные КИС, уступают своё место

клиент-серверным реализациям. Кроме того, в связи с активным развитием сетей Internet,

появляются все большие возможности работы с удаленными подразделениями, открываются

широкие перспективы электронной коммерции, обслуживания покупателей через Интернет и многое

другое.

Рассмотрим определения КИС, предлагаемые специалистами:

КИС – АИС, призванная поддерживать регулярный менеджмент компании (приведено в [6]);

КИС - совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной

платформы, на которой собственно инсталлировано и настроено программное обеспечение [8];

КИС – АИС, обеспечивающая автоматизированную обработку информации во всех сферах

деятельности предприятия;

КИС – замкнутая, саморегулирующаяся АИС, способная гибко и оперативно перестраивать

принципы своего функционирования [2].

Хотя понятие корпоративности подразумевает наличие крупной территориально-

распределенной ИС, правомерно рассматривать в качестве КИС ИС любых предприятий, вне

зависимости от их масштаба и форм собственности. Таким образом «корпоративность» АИС

определяется совсем не ее масштабами (в смысле количества технологического оборудования,

рабочих мест и т.д.)

Нужно отметить, что большая часть специалистов не дает конкретного определения понятия

КИС, а рассматривают требования к КИС или характеристики КИС. Рассмотрим наиболее

существенные требования и характеристики КИС.

С учетом требования автоматизации ОИ во всех видах деятельности компании КИС должна

включать:

Коммуникационное программное обеспечение, средства коллективной работы сотрудников;

Подсистемы эксплуатационного (операционного) уровня: документооборота, бухгалтерского учета,

кадровые подсистемы и др.;

Подсистемы уровня ОИ: планирования, финансового анализа, экономического анализа,

автоматизированного проектирования и др.;

Подсистемы, автоматизирующие работу менеджеров среднего звена (MIS, DSS);

Подсистемы, автоматизирующие работу менеджеров высшего звена (ESS).

Следует иметь в виду, что присутствие всех перечисленных компонентов в АИС компании

еще не делает ее КИС. Одним из ключевых условий формирования КИС является интеграция

большого числа подсистем, по крайней мере, эксплуатационного (операционного) и ОИ уровней.

Характеристики АИС претендующей на «звание» корпоративной информационной системы.

Рассмотрим минимальный перечень требований к системе, претендующей на «звание» КИС.4

Функциональная полнота системы

выполнение международных стандартов управленческого учета — MRP II, ERP,CSRP.

автоматизацияв рамках системы решения задач: оперативного (управленческого) учета, финансово-

экономического анализа по российским и международным стандартам (IAS GAAP),

общими характеристиками функциональной полноты КИС является количество параметров

деятельности предприятия. Для КИС это количество должно быть примерно следующим:

количество учитываемых параметров 2000 — 10000,

количество таблиц баз данных 800 — 3000

функциональная (учет особенностей российского законодательства)

лингвистическая (интерфейс, система помощи и документооборота)

1. Система должна обеспечивать надежную защиту информации

парольная система разграничения доступа к данным

многоуровневая система защиты данных, включающая дублирование информации, регистрация

времени ввода и модификации данных, протокол удалений;

программно-аппаратные средства шифровки данных, сертифицированные ФАПСИ.

2. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях.

3. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы:

изменение структуры и функций бизнес-процессов

структуры, добавление или удаление БД, модификации полей таблиц, связей, индексов и т.п.);

изменение интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации

изменение организационного и функционального наполнения подсистем

генератор произвольных отчетов

генератор форм ввода (экранные формы документов) и вывода (экранные формы отчетов) в том

числе стандартизованных

4. Совместимость с другими ИС и программными продуктами, функционирующими на

предприятии.

5. Возможность консолидации исходной информации и результатов обработки информации

на уровне информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих в холдинг, и т.п.

на уровне отдельных задач обработки и анализа информации

6. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации

анализ алгоритмов;

анализ статистики количества обработанной информации

журнал выполненных операций

При осуществлении мероприятий по внедрению КИС или трансформации эксплуатируемой

АИС в КИС, нужно _______помнить, что целью проекта является оптимизация управленческой структуры

4Здесь использован материал Дворниковой Е.В., представленный в [«Модульной программе

компании. Комплексность задач КИС, также указывает на то, что реализация данного проекта

является задачей ИТ-менеджера, а не специалиста по конфигурации ПО.

В составе задач ИМ, перечисленных в предыдущей главе, также стоят задачи выбора

управляющей (внедряющей) компании и поставщиков технических составляющих КИС, и ПО КИС.

Специалисты рекомендуют выбирать различные компании в качестве управляющей и поставщика,

как это принято на Западе при реализации крупных проектов. Такой подход имеет рациональное

обоснование. Дело в том, что когда управляющая компания является одновременно и поставщиком

программного решения, обычно она не может в полном объеме представлять интересы Заказчика в

проекте, так как вынуждена в той или иной степени отстаивать «интересы» программного продукта.

Критерии выбора прикладного программного обеспечения (ПО) для КИС [Верников]:

Система должна быть интегрированной, т.е. изменения в одной ее части (например, в подсистеме

складского учета) должны автоматически изменить показатели в других ее разделах (например, в

бухгалтерских проводках)

Процедуры в АИС должны быть действительно автоматизированы – количество процедур,

выполняемых исполнителем должно уменьшиться

Система должна обеспечивать реализацию бизнес-процессов, которые существовали либо должны

существовать

Система должна давать руководителю возможность получать оперативную информацию в объеме,

достаточном для принятия управленческих решений

Система должна быть легка в освоении и дружественна к пользователю

В системе должна быть заложена возможность без помощи специалиста редактировать все

необходимые отчеты, документы, создавать собственные форматы

В системе должны быть заложены процедуры контроля сводящие к минимуму возможные ошибки

Система должна отслеживать и протоколировать внесение изменения в том или ином файле

В системе должны присутствовать надежные программные средства зашиты данных и разграничения

прав доступа.

После того, как решение о выборе прикладного ПО на базе которого будет построена ИС

принято, необходимо приянть решение об аппаратной платформе. Аппаратную платформуследует

выбирать проанализировав и определив перспективы развития предприятия, принимая во внимание

масштаб выбранного ПО и то, планируется ли его наращивание в будущем, а также всевозможные

количественные и качественные параметры, такие как количество автоматизированных рабочих мест,

их функции, объемы информации, направленность ее потоков. Масштабы и мощность системы

определяют уровень технического решения.

К уровню и конкретному наполнению КИС уже могут быть применены стоимостные мерки.

И следовательно, необходимо провести оценку экономической целесообразности, в соответствии с

которым приходится искать оптимальное решение (см. модуль 4), между неразумной с

экономической точки зрения избыточностью и потерей капиталовложений в программно-

техническую платформу.

Следует отметить, что внедрение КИС оправдано лишь в тех случаях, когда деятельность

предприятия соответствует стратегии его развития и все методы управления, лежащие в основе

требований по функциональности ПО уже имеют свой утвержденный регламент. Внедрение КИС

будет совершенно бессмысленным, если регулярный менеджмент в компании отсутствует или только

начинает складываться. Другими словами, нет никакого смысла покупать программный модуль

«Бюджетирование» и внедрять его, если сама система бюджетирования на предприятии отсутствует.

То же самое можно сказать об оперативности обработки и доставки управленческой информации.

Если в этом процессе возникают ситуации, когда задержки вызваны организационными проблемами,

то и при наличии АИС требуемой полноты и актуальности информации добиться невозможно.

Никогда не следует забывать о том, что планируя внедрять ИС класса MRPII, следует сначала

разработать политику планирования производства с учетом новых условий, и уже потом

разрабатывать техническое задание по конфигурации программного комплекса. Даже в тех случаях,

когда поставщики ПО утверждают, что внедрение возможно по принципу «как есть», они лукавят,

так как всегда наличие КИС подразумевает новые методы работы с информацией, а соответственно и

новую бизнес-модельпредприятия_______. Если не согласовать проект со стратегическим планом развития

бизнеса, то КИС может устареть раньше, чем будет закончена.

Таким образом, внедрение КИС позволяет перевести в плоскость ИТ все основные бизнес-

процессы компании.

Вопросы для самопроверки

45. Как Вы определите понятие Жизненным цикл ИС?

46. Какие модели Жизненного цикла ИС получили наибольшее распространение?

47. Чем отличаются каскадная модель и поэтапная модель?

48. Почему изначально, на этапе проектирования в АИС должна быть заложена возможность

развития?

49. Какие системы с точки зрения ИМ должны создаваться одновременно с АИС?

50. Что понимают под сопровождением?

51. Что понимают под поддержкой?

52. Как соотносятся внедрение, освоение, сопровождение и поддержка?

53. Какие аргументы можно привести в пользу существования системы испытаний?

54. Что называют платформой ИС? Какие элементы составляют платформу ИС?

55. Какие возможные направления развития существуют для АИС? Каким типичным ситуация

соответствуют эти направления?

56. Какой тип АИС называют КИС? Каким требованиям должна удовлетворять АИС претендующая

на звание КИС?

Глава 2.3. Планирование в среде информационных систем

Широкое использование информационных технологий в современном мире характерно для

любого бизнеса, и особенно в областях высоких технологий. На сегодняшний день деятельность

любой компании и организации сильно зависит от ИT-подразделения и зависимость эта со временем

усиливается. Обслуживание информационных систем перестало быть только технической задачей,

ИТ-подразделения все в большей степени становятся неотъемлемой частью бизнеса. Отсюда –

необходимость увязывания целей и задач АИС с целями и задачами компании, организации.

Планирование в области ИС как раз и позволяет решить эту проблему.

Сущность планирования в среде ИС:

Определение конкретных, конечных целей;

Создание внутренних предпосылок в создании и развитии ИС

Выработка необходимых мероприятий.

Цели планирования в среде ИС:

Увязывание целей, задач функционирования АИС со стратегией развития предприятия;

Определение стратегии создания и развития АИС;

Оказание влияния на выделение инвестиций для развития АИС.

Различают стратегический ИМ, оперативный ИМ. Между уровнями менеджмента

существуют отношения подчиненности. Цели, определяемые на стратегическом уровне

менеджмента, реализуются на оперативном. Планирование на стратегическом уровне ИМ является

долгосрочным – от 3 до 5 лет. Стратегическое планирование в среде ИС определяет цели по всем

вопросам ИС, и пути их достижения.

Задачи оперативного планирования решаются исходя из концептуальных задач

стратегического планирования и текущих задач для ИС компании. Поэтому в данной главе в большей

степени будут обсуждаться вопросы стратегического планирования, как определяющие.

Аргументы в пользу в пользу стратегического планирования:

57. Задача ОИ является для предприятия жизненно важной или более важной, чем другие

функциональные задачи;

58. Качественное информационное обслуживание каждого подразделения предприятия может быть

достигнуто только при согласованной работы ИС всего предприятии;

59. Появление дополнительных возможностей при развитии, совершенствовании ИС. Новые

направления деятельности могут вытекать из новых возможностей. Внедрение АИС не только дает

«инструмент» для новых видов деятельности, но и высвобождает персонал и другие ресурсы для тех

направлений работы, которые невозможно было охватить при традиционной обработке информации;

60. Обеспечение большей прозрачности ИС;

61. Динамичное развитие отрасли ОИ и ИТ. Расширение сферы применения ИТ, улучшение

соотношения цена/выработка для технологических составляющих ИС;

62. Необходимость крупных финансовых вложений – инвестиций - в создание и развитие ИС;

63. Необходимость перспективной подготовки и переподготовки персонала для ИТ-подразделений;

64. Растущая сложность и комплексность АИС. Стратегический план развития ИС должен учитывать

эти два фактора;

65. Высокий уровень потерь финансовых, рабочего времени, материальных, при изменении

проектных решений для ОИ и ИС в целом. Необходимость изменений в проекте часто возникает в

следствии слишком расплывчатых требований к проектируемой информационной системе.

Стратегический план создания и развития ИС полностью вписывается в общую стратегию

развития предприятия. Т.е. планирование в области ИС должно являться составляющей

планирования на предприятии. Процесс формирования стратегических целей планирования для ИС

компании представлен на рис. 2.6

Рисунок 2.6 Процесс формирования стратегических целей планирования ИС

Стратегии ИС определяют долгосрочные планы по созданию и развитию ИС (модернизации,

перепроектированию, трансформации). Оперативное планирование определяет задачи и способы их

решения на текущий момент и краткосрочную перспективу (до года).

Самым нижним уровнем в иерархии планирования в области ИС является планирование

отдельных проектов. Под отдельным проектом здесь будем понимать как мероприятия ИМ в

отношении составляющих ИС предприятия, организации, так и планирование проектных работ

мероприятия ИМ могут быть самыми разными, например, приобретение новых приложений для

решения бизнес-задач, приобретение технологического оборудования для выполнения отдельных

функциональных задач, обучение персонала ИТ-подразделений и конечных пользователей.

Планирование отдельных мероприятий ИМ также необходимо как и стратегическое планирование,

так как обеспечивает согласование деятельности ИТ-подразделений и предприятия в целом.

Планирование работ по проектированию АИС (ЭИС), является сложной и ВТО же время хорошо

разработанной областью знания. Вопросы связанные с планированием проектных работ подробно

освещены например в [5,5].

Этапы стратегического планирования в области ИС представлены ниже на рис. 2.8

Содержание и последовательность шагов на этапах стратегического планирования

представлены далее на рис. 2.7 и рис. 2.8.

Цели, принципы и стратегии

предприятия и пользователей

Анализ условий развития

предприятия в рассматриваемый

момент

Стратегические цели в

области ИС

Стратегии

Оперативное

планирование

Планирование проектов

Рисунок 2.7 Этапы стратегического планирования ИС

Рисунок 2.8 Анализ окружения ИС. Шаги этапа анализа

Анализ окружения ИС представляет собой:

рассмотрение информационного взаимодействия предприятия с партнерами, конкурентами, органами

государственной власти и т.д.

оценка места ОИ и сложившейся ИС на предприятии, уровня использования ИТ в менеджменте.

Рассмотрим шаги этапа анализа окружения более детально.

Уточнение позиции руководителя осуществляется на первом шаге анализа. С точки зрения

ИМ, желательна полная поддержка руководства в создании и развитии ИС компании.

Оценка рисков, возникающих в результате внедрения на предприятии новых ИТ, является

чрезвычайно ответственным шагом в процессе планирования. Особенно такая оценка важна для

компаний, в которых, ОИ является производственным фактором, а получение качественной,

аккуратной информации определяет стратегические преимущества. Риски в результате внедрения

новых ИТ могут быть связаны с неверной стратегией развития ОИ и ИС в целом, с несовершенством

Анализ окружения Анализ внутренней ситуации

Определение целей

принципов и

направлений развития

ИС

Стратегии ИС

Выбор мероприятий

Определение отдельных

проектов

Уточнение позиции руководителя

Оценка рисков связанных с внедрением

новых технологий

Определение области применения ИС на

предприятии

Детальный анализ окружения

предприятия

технологического оборудования, с несовершенством программного обеспечения. Кроме того,

необходимо учитывать риски связанные с персоналом и конечными пользователями. Наиболее

серьезными и очевидными являются риски:

потери или искажения информации;

вынужденных простоев из-за плохой подготовленности пользователей или не заинтересованности

пользователей в освоении новой АИС;

финансовых потерь из-за не совершенности новой системы или не верной оценки окупаемости

проекта.

Выявление рисков, и разработка мероприятий по их уменьшению во многом определяют весь

план развития ИС.

Анализ окружения ИС включает в себя и определение области применения ИТ в бизнесе.

Поэтому на данном этапе выделяются подразделения предприятия, для которых важнейшей задачей

является своевременная и качественная обработка информации.

Под окружением предприятия понимают:

собственников (их интересы);

рыночную конъюктуру, складывающуюся для предприятия;

правовое поле функционирования предприятия;

партнеров и конкурентов в бизнесе;

органы власти всех типов и уровней.

Не менее важным этапом в планировании является анализ внутренней ситуации

области ОИ. Анализ внутренней ситуации представляет собой:

анализ существующего состояния ИС предприятия;

выявление недостатков существующей ИС, технологии ОИ, определение требований

пользователей к ИС.

Анализ внутренней ситуации осуществляется по данным обследования предприятия.

При проведении обследования предприятия чаще всего используется комбинация трех

основных методов – анкетирование, сбор документов, интервьюирование.

Анкетирование проводят для руководителей структурных подразделений. Задачами

анкетирования являются выявление функциональных задач подразделений предприятия,

потоков информации внутри подразделений, между подразделениями и с окружением

предприятия. Под сбором документов понимается сбор всех форм документов как

внутреннего, так и внешнего использования, определение формы представления (на

бумажном носителе, в электронном виде) и способов изготовления документов

(машинописный, типографские бланки, с помощью компьютера). Интервьюирование

проводят с сотрудниками и специалистами предприятия. Задачами интервьюирования

являются определение функций каждого сотрудника, определение видов информации

получаемой и обрабатываемой сотрудниками, выявление информационных потоков между

сотрудниками (как формальных так и не формальных) внутри подразделения и на

предприятии в целом.

Содержание и последовательность шагов на этапе анализа внутренней ситуации

представленые на рис. 2.9 на следующей странице.

Рассмотрим более детально содержание шагов анализа внутренней ситуации.

ИС существует для любой компании, организации, не зависимо от способа накопления,

хранения, передачи информации. Поэтому анализ внутренней ситуации начинается с выявления

жизненно важных для предприятия процессов ОИ и выявления постоянно используемых массивов

информации. В зависимости от типа предприятия и класса ИС это могут массивы технологической,

экономической, финансовой, бухгалтерской управленческой и других видов информации.

Используемые массивы информации, составляют Информационную базупредприятия (см.

глоссарий). Информационная базаИС предприятия организуется в виде БДи Банков данных.

Следующими шагами в анализе внутренней ситуации ИС, являются оценка БД и Банков

данных с точки зрения ИТ-менеджера и пользователя ИС. Для формирования требований ИС

необходима оценка объема и качества существующих БД, интегрированность БД в рамках ИС

предприятия. Указанные характеристики влияют на выбор платформы ИС и определяют

необходимость перепроектирования БД.

Рисунок 2.9 Содержание и последовательность шагов анализа внутренней ситуации

Не менее важна оценка качества ИС существующих БД с точки зрения пользователя.

Показателем качества БД для пользователя является полнота. Полнота БД определяется

достаточностью и структурированностью информации для выполнения функциональных

обязанностей пользователей ИС. Критерий «достаточность» безусловно является размытым.

С точки зрения пользователя информационную базу (и соответственно составляющую её БД)

можно считать «достаточной», если пользователь, выполняя свои обязанности, не

привлекает другие источники информации.

На шаге анализа организационных и технологических путей доступа к информации

определяются формы представления и накопления информации (в электронном виде на

бумажных носителя), конкретные носители информации, способы хранения и передачи

информации, технологические особенности поиска и ОИ информации.

При составлении спецификации средств управления данными выявляют

используемую модель данных, СУДБ и другие программные средства, языки

программирования.

Завершающим шагом в анализе внутренней ситуации является оценка защищенности

данных, описание мероприятий по защите информации. Оценка защищенности данных

осуществляется с точки зрения ИМ, а не сточки зрения узкого специалиста в области защиты

информации. На данном этапе рассматриваются концептуальные, а не технологические

вопросы защиты информации.

В том случае если ИС предприятия является автоматизированной, анализ внутренней

ситуации дополняется шагом, который следует назвать анализом информации о

распределении ресурсов информационной системы. На данном шаге собирается и

документально оформляется следующая информация:

О персонале сферы ОИ

численность;

направление деятельности;

Выявление на предприятии

эксплуатируемых структур данных и

ИТ

Оценка объема, качества,

интегрированности Баз

Данных и Банков Данных

Оценка полноты Баз данных

с позиции пользователя

Организационные и

технологические пути

доступа к данным

Составление

спецификации средств

управления данными

Защищенность данных и

мероприятия по защите

загрузка и производительность;

уровень квалификации;

уровень руководства и т.д.

Об аппаратных средствах

типы и технические характеристика компьютеров

емкость накопителей, число принтеров;

оснащение рабочих мест (мониторы, устройства ввода/вывода, накопители информации);

внутренние сети (интрасети);

внешние сети (интерсети);

загрузка процессоров и устройств памяти;

данные по изготовителям и поставщикам;

данные по формам приобретения оборудования (покупка, аренда, лизинг);

данные по техническому обслуживанию.

О программном обеспечении

операционные системы (ОС), расширения операционных систем;

СУБД;

сетевые программные средства;

приложения, обеспечивающие функциональные задачи предприятия и т.д.

О бюджете ИС

􀂃 фактическая структура затрат на ОИ

􀂃 затраты на ОИ в равнении с общими затратами.

Результатом всех этапов стратегического планирования является документально

оформленный план. План может быть составлен в форме итогового доклада или иного

итогового документа (концепция развития ИС). Итоговый документ должен содержать:

66. Определение сферы функционирования ИС. Основные решения, цели и принципы

организации ИС;

67. Задачи в планировании и администрировании данных;

68. План обучения и уровень квалификации работников ОИ;

69. Прогноз распределения ресурсов и затрат;

70. План приобретения, внедрения и обслуживания ПО;

71. План приобретения, внедрения и обслуживания аппаратных средств;

72. Документация на все составляющие действующей ИС - аппаратно-программные

средства, технологические составляющие, приложения и т.д.;

73. План мероприятий организации информационной безопасности.

План создания и развития ИС определяется стратегией развития самого предприятия.

Каждый план индивидуален и является результатом творческого осмысления задач области

ОИ менеджментом компании. Варианты целей, стратегий, конкретных проектов не

обозримы. Важным вопросом в формировании планов является анализ и формулирование

первичных требований к системе, процедура обследования ИС предприятия.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины необходимости планирования в области ИС?

2. Каковы основные цели планирования?

3. Какие аргументы в пользу стратегического планирования Вы можете привести? Являются

ли эти аргументы типичными для различных предприятий?

4. Какие виды планирования в области ИС различают? Какие отношения существуют между

различными уровнями планирования?

5. Какие этапы составляют процесс стратегического планирования?

6. Какие мероприятия составляют шаги этапа анализа окружения?

7. Каковы содержание и последовательность обследования на этапе анализа внут__

Наши рекомендации