Санитарно-гигиенические условия для вышивания
v Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, но свет не должен слепить глаза.
v Чтобы не уставали глаза, пальцы, нужно делать перерывы в работе через каждые 30мин. Ещё лучше чередовать занятие вышивкой с другой работой.
v Перед началом работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым даже после ваших рук.
v Не перекусывайте нитки зубами. Для этой цели у вас есть ножницы.
Правила безопасной работы при вышивании
v Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Они могут оставить следы на ткани.
v Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после её окончания.
v Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы остриё осталось по возможности между слоями ткани.
v Вколотые в изделие булавки должны быть направлены остриём в одну сторону.
v Ножницы во время работы должны лежать на столе под рукой с сомкнутыми лезвиями или в рабочей коробке.
v При вышивании по плотным тканям на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохраняет палец от проколов иглой.
v Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась и меньше лохматилась, длина её должна быть не более 50см, если она шерстяная не более 40см.
Правила безопасной работы с утюгом
v Нельзя работать неисправным утюгом.
v Во время работы утюг следует ставить на специальную подставку.
v Чтобы избежать повреждения шнура и короткого замыкания, нужно следить за тем, чтобы шнур не перекручивался и не касался подошвы утюга.
v Нельзя надолго оставлять включенный утюг без присмотра
v Выключать утюг (как и все электроприборы) из розетки нужно, берясь за корпус вилки сухими руками.
Уход за изделиями с вышивкой
v Стирать изделия с цветной вышивкой нужно в тёплой воде и очень осторожно. Их нельзя замачивать, заливать кипятком и кипятить. Выстиранное изделие следует хорошо прополоскать в холодной воде, отжать и завернуть на несколько минут в махровое полотенце или простыню.
v Утюжить изделие следует во влажном состоянии с изнаночной стороны. Отутюженное изделие необходимо держать в развёрнутом виде, до тех пор, пока оно не остынет.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Экономические расчеты
Определим себестоимость вышитой картины крестом.
№ п/п | Наименование | Цена за 1 шт. (м) | Расход | Израсходовано | Затраты (руб.) |
1. | Рамка | 110 руб. | 1 шт. | 1 шт. | 110 руб. |
2. | Ткань | 60 руб. | 50 см. | 50 см. | 60 руб. |
3. | Нитки | 7 руб. | 16 шт. | 16 шт. | 112 руб. |
Итог: 282руб. |
Таблица №6
Материальные затраты составили 282 руб.
Экологические проблемы
Изготовление картины – экологически чистый процесс. Оно безотходно (обрезки ниток и ткани минимальны) и безвредно (не выделяются вредные вещества, нет веществ, загрязняющих воду и почву). Рабочее место я содержала в чистоте: своевременно выбрасывала мусор остатки ниток и ткани в мусорное ведро. Нитки и ткань состоят из натуральных волокон.
Вреда своему здоровью во время изготовления картины я не нанесла, так как соблюдала все правила гигиены и безопасной работы, вышивала не более 2 часов в день с перерывами.
Я надеюсь, что моя картина прослужит очень долго. Я вставила ее в рамку со стеклом, чтобы она не пылилась. Папа повесил картину таким образом, чтобы прямые лучи солнца не попадали на нее, и она не выгорала.
Самооценка
Я очень старалась, когда делала картину. Она получилась аккуратной. Мои родные и близкие, в том числе и мама, были очень довольны. Моя картина подходит под интерьер комнаты, и финансовые расходы были минимальны. Другая положительная сторона проекта заключалась в том, что эта единственная модель и больше такой я нигде не встречала. При изготовлении изделия я освоила следующие новые навыки: как правильно вставить картину в рамку, как закрепить нить в конце. Считаю, что в целом проект получился хороший. Мне нравится подарок, который я сделала для своей мамы.
Я надеюсь, что мой проект будет оценен достойно.
Готовый результат
Рекламный проспект
Если бы я была предпринимателем, то для привлечения внимания покупателей к моему магазину дала бы объявление следующего содержания:
|
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы
1. Еременко Т.И. Вышивка крестом — М., 1992.—112 с.: ил.
2. Интернет сайты: http://www.kpecmuk.ru/history/ http://www.krestom.ru/freebies.html.
3. Кара-Васильева Т.В., Заволокина А.А. Учитесь вышивать.— К.: Реклама, 1988. 96 с.: ил.
4. Первая энциклопедия для настоящих девчонок.— Мн.: «Современное Слово», 1999. —480 с.: — (Первая энциклопедия).
5. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко.— М.: «Вентана - Граф», 2008.—190 с.: ил.
6. Технология: учебник для учащихся 6 класса общей образовательной школы (вариант для девочек) / под ред. В. Д. Симоненко. – М: «Вентана – графф». 2008.—202 с.: ил.
7. Технология: учебное пособие для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. И. А. Сасовой. – М: «Вентана – графф». 2004.—240 с.: ил.
8. Технология: учебное пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / под ред. И. А. Сасовой. – М: «Вентана – графф». 2004.—224 с.: ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
История вышивки крестом
История возникновения вышивки крестом уходит далеко вглубь веков. Это рукоделие относится к эпохе первобытной культуры. Материалом для вышивки крестом в разные времена служили: жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, также применяли и натуральный волос.
В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Ею украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. В музеях накоплено большое количество образцов народной вышивки крестом. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом условно подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка крестом была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства, тогда как городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
К тринадцати – пятнадцати годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые подзоры, скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства и трудолюбия невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых шерстяных и льняных тканей. Ее украшали не только вышивкой крестом, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
На территории России археологами были обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки, относящиеся к IX - XII векам. Тем самым подтверждают, что вышивка крестом существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом - сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой крестом украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, скатерти, головные уборы, холщовые сарафаны, платки. Вышитое полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах, священных деревьях, украшали капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На масленице, свадьбе, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обычному полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.
Возникнув в древности, искусство вышивки крестом на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки - символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, к непонятным явлениям природы. Каждая линия, знак были полны понятного только ему смысла, были одним из средств общения.
Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры - рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (раппорт).
По своим мотивам орнамент может быть:
· Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
· Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
· Шрифтовой - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках;
· Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
· Птичий - составлен из стилизованных фигур птиц;
· Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
· Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур.
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа, создавшего его. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность всегда сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок крестом всегда был тесно связан со структурой ткани домашнего приготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде прямых и ломаных линий, точек, треугольников, квадратов, кругов, крестов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
Схема вышивки