Анализ причин появляющихся несоответствий и мероприятия по их устранению
В данном разделе производится описание основных причин, которые оказывают влияние на появление различных несоответствий возникающих в изделии на различных этапах жизненного цикла. Одним из вариантов выполнения данного раздела является построение причинно-следственной диаграммы Иссикавы (рис. 10).
Важным свойством этой диаграммы является то, что она не только отображает значимые факторы, но и позволяет выявить причины и следствия между ними, а значит быстрее найти в случае необходимости причину брака. Полученную диаграмму дополнить матрицей распределения ответственности и контрольным листком.
Пример. Для установления и классификации факторов, влияющих на качество внутренних стеновых панелей, произвести причинно-следственный анализ.
Проведение подобного анализа (мониторинга процессов) позволит выявить наиболее значимые критерии, влияющие на качество, недостаточно отработанные методы («узкие» места), имеющие место в исследуемых процессах и другие показатели, с помощью которых необходимо реально управлять качеством готовой продукции. Полученная причинно-следственная диаграмма представлена на рисунке 11.
Рисунок 10- Причинно-следственная диаграмма Исикавы
Представленная диаграмма является универсальной в том плане, что её можно использовать при исследовании любого дефекта панелей. Различие будет заключаться в том, что в каждом конкретном случае основное внимание необходимо уделять главным причинам «отказа», которые могут быть различны в зависимости от характера дефекта. Практическое значение диаграммы может быть существенно повышено, если дополнить её матрицей распределения ответственности и необходимых действий, в которой отражается, в какой степени причины конкретной проблемы могут управляться собственником (владельцем) процесса и какие действия необходимо предпринять для исключения проблемы.
Применительно к анализируемой диаграмме в работе составлена матрица, представленная в виде таблице 7.
Управлять качеством необходимо на основе объективной информации о процессах. В связи с этим особую важность приобретают следующие вопросы:
1) Какая информация необходима?
2) Кто и где получает информацию?
3) Как получать информацию?
4) Что делать с полученной информацией? Как её обрабатывать?
Ответ на первый вопрос дает диаграмма «причина-результат» (рисунок 11).
Рисунок 11 – Причинно-следственная диаграмма
Таблица 7
Матрица распределения ответственности по устранению причин низкого качества внутренних стеновых панелей
Причина | Описание | Владелец | Степень влияния | Необходимые действия |
Характеристики исходных материалов | Несоответствие технических характеристик материалов требованиям ГОСТов или потребностям потребителя | Производитель материала | Прямая | Изучение потребностей, мирового опыта Развитие системы качества |
Потребитель материала | Некоторая | Выдвижение чётких требований, активное участие в разработках | ||
Технологическое оснащение | Несоответствие технологического оснащения требованиям технологического процесса | Мастер цеха | Прямая | Контроль за эксплуатацией технологического оснащения, обеспечение рабочих требуемыми инструментами и оснасткой |
Характеристики технологических операций | Невыполнение требований документированных процедур | Рабочий | Слабая | Повышение квалификации, понимание методик и инструкций |
Несовершенство методик, инструкций | Технолог | Прямая | Доработка (изменение) методик | |
Опыт и квалификация исполнителей | Несоответствие сложности работы квалификации исполнителя | Мастер | Прямая | Учёт квалификации рабочего при поручении работ различной сложности |
Рабочий | Некоторая | Повышение квалификации |
Второй вопрос частично решается с помощью матрицы распределения ответственности и необходимых действий (таблица 7). При решении четвёртого вопроса необходимо применение комплекса методов математической статистики, теории надёжности, планирования эксперимента и пр., что является темой отдельного рассмотрения.
При решении вопроса «Как получать информацию?» в данной дипломной работе предложено применять контрольный листок, составленный на основе причинно - следственной диаграммы.
Для получения информации по рассматриваемой проблеме (с учетом диаграммы, приведенной на рисунке 11) предложен контрольный листок, представленный на рисунке 12. Для понятности и упрощения процесса сбора данных контрольный листок содержит только «первичные» показатели (которые нельзя или нецелесообразно вычислять по другим показателям).
Контрольный листок учета показателей процесса Изготовления внутренних стеновых панелей Дата__________ Исполнитель___________ Мастер_______________ Наименование и местонахождение объекта________________________________ _____ Марка _____________________ Характеристики исходных материалов: | |||||
Материал | Показатель качества | Доп. обработка | |||
Технологические режимы: | |||||
Технологическая операция | Контролируемый параметр | Значение параметра | |||
Характеристики машин и оборудования: | |||||
Контролируемый параметр | Значение параметра | ||||
Прочие факторы______________________________________________________ ____ Подпись исполнителя___________ Подпись мастера____________ | |||||
Рисунок 12 - Контрольный листок
Полученная таким образом информация (без особых затрат) является ценным статистическим материалом для проведения исследований в рассматриваемой области (выявление корреляционных зависимостей факторов, построение математических моделей и т.д.), результаты которых являются основанием для разработки и внедрения мероприятий, направленных на повышение качества внутренних стеновых панелей и процессов их создания.
Контрольный листок заполняется исполнителем при участии мастера и хранится в установленном порядке.
В заключении необходимо отметить, что предложенные методы позволят обеспечить непрерывный процесс управления и повышения качества путём поддержания постоянной связи (обмен информацией) между разработчиками панелей и строительными организациями.