Принцип обратной связи и устойчивость систем
Изложим более подробно принцип обратной связи, существующей между элементами системы.
Элементы системы связаны между собой, это приводит ктому, что изменение, происшедшее у одного элемента передается другим элементам и может вернуться к источнику возмущения. Если обратный сигнал усиливается элементом, то это свойство элемента называется положительной обратной связью, если ослабляется — то отрицательной обратной связью.
При положительной обратной связи возмущение в системе усиливается и достигает предельных значений, оно способной разрушить систему (например, гиперинфляция).
При отрицательной обратной связи возмущение уменьшается и система возвращается в свое устойчивое состояние. Переходные процессы воздействия возмущения могут протекать циклически или монотонно. Примеры переходных процессов при положительной и отрицательной обратной связи показаны на рис. 3 (а, б).
Рис. 3. Возможные варианты переходных процессов в системе:
а — при положительной обратной связи;
б — при отрицательной обратной связи:
центральная линия — равновесное значение переменной у;
пунктирные линии (верхние и нижние) — допустимые значения у;
сплошные линии — возможные траектории переходных процессов переменной у
Устойчивость системы создается за счет отрицательной обратной связи между элементами системы.
Поэтому для обеспечения устойчивости системы управляющие воздействия должны с помощью отрицательной обратной связи вернуть систему (при появлении возмущений у элементом системы) в устойчивое состояние.
Рассуждая об устойчивости систем, вспомним основные ее определения. Все реальные объекты (системы, элементы) находятся под влиянием возмущений. После снятия возмущения системы могут вести себя по-разному. Если система после снятия возмущения возвращается в исходное состояние, то она называется устойчивой (рис. 3, а). Если система не возвращается в исходное состояние, то это неустойчивая система (рис. 3, б). Если после снятия возмущения система приходит в новое состояние равновесия, то эта система нейтральная (рис.3, в).Если после снятия возмущения начнутся колебания вокруг исходного состояния равновесия, то система находится на границе устойчивости (рис.3, г).
Рис. 3.Примеры устойчивости систем:
а — устойчивая система; б — неустойчивая система;
в — нейтральная система; г — система на границе устойчивости.
При исследовании устойчивости систем предполагается, что возмущения на систему не действуют (хвх=0). Существуют разные методы определения устойчивости систем.
Управляемость системы
Если система может изменяться под воздействием управляющих воздействий, то она называется управляемой.
Для обеспечения управляемости системы необходимо: выделить все процессы в системе; наделить ответственного за процесс необходимыми правами и обязанностями; создать вертикальную и горизонтальную системы управления на стыках процессов их взаимодействия и сочетания, провести мониторинг всех процессов, провести коррекцию действий.
Рассмотрение событий в системе как процесс способствует созданию системы управления системой.
Вертикаль управления характеризует наличие иерархии между элементами.
Горизонталь управления характеризует связи между подобными себе элементами.
Мониторинг процессов предполагает перечисление необходимых характеристик процессов, определение допустимых численных значений характеристик процессов, создание системы наблюдения, контроля за характеристиками процессов, проведение коррекции, выполнение корректирующих, предупреждающих действий.
Достижимость системы
Понятие достижимость системы характеризует условия достижения системой поставленных целей.
Достижимость системой поставленных целей имеет несколько характеристик:
1. Наличие цели деятельности системы. Если у капитана корабля нет цели доставки груза, то ни один ветер не будет попутным.
2. Наличие стратегических, тактических, оперативных планов достижения цели.
3. Организационное, ресурсное обеспечение для достижения Цели.
4. Оценка риска достижения цели при наличии внутренних и внешних помех.
5. Наличие планов мероприятий по снижению влияния появившихся помех, для снижения риска достижения цели.
6. Обсуждение с персоналом цели системы.
7. Мотивация персонала по результату достижения цели.