Теория "экономического человека" Ф. Тейлора
Фордизм
Что было до фордизма? Как увеличивали производительность труда?
Первый способ. Увеличение продолжительности рабочего времени за счет снижения времени отдыха. Был применен принцип: «Чем больше человек работает, тем больше он сделает». Но широкое применение такого принципа грозило нанести вред человеку как в социальном, так и в физиологическом плане. Во многих производствах продолжительность рабочего дня достигла 18 ч., а свободное время работников соответственно сократилось до 6 ч в сутки.
Второй способ. Широкое применение в капиталистическом производстве труда женщин и лиц несовершеннолетнего возраста. Эта часть рабочей силы и до настоящего времени не избавлена от дискриминации в трудовой сфере. Себестоимость труда женщин и детей была меньше за счет более низкой заработной оплаты таких работников. Соответственно появлялась возможность получения дополнительной прибыли.
Третий способ. Внедрение передовых для того времени производственно-технических новинок. Однако техника была создана только для увеличения производственных мощностей и мало отвечала физиологическим возможностям работника и его безопасности.Человек должен был сам приспосабливаться к опасным и тяжелым для обслуживания агрегатам и механизмам. Игнорирование человеческого фактора также усиливалось за счет совершенствования методов и приемов тотального контроля труда наемных работников. Человеку запрещалось любое отклонение от выполнения своей работы. При нарушении таких правил работник мог быть оштрафован и лишен до 90 % заработной платы. Т.е. господствовала принудиловка и жесткий контроль. В дальнейшем именно этот фактор окажет основное влияние на развитие в России и странах Западной Европы рабочего забастовочного движения.
Все указанные выше способы увеличения производительности труда были направлены только на рост прибыли работодателей. Иными словами, меры по рационализации труда XIX в. не были согласованы с мнением и предпочтением работающего человека, его желаниями реализовывать личные цели в процессе трудовой деятельности.
Ответом на это стал фордизм, кот. представляет собой соединение системы научного менеджмента Ф.Тейлора и технологии массового производства на заводах Г.Форда.
Теория "экономического человека" Ф. Тейлора
Революцию в системе организации труда связывают с трудами Ф. Тейлора.
Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 -1915) — американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента.
Ф. Тейлор дал обоснование и продемонстрировал практическую возможность такой организации производства, при которой любой работник без штрафов и принуждения был мотивирован на раскрытие своих потенциальных трудовых возможностей. Это послужило началом новых научных поисков и их практической реализации по использованию потенциальных, побудительных импульсов, заложенных в человеке-работнике.
В свете этой системы эффективность труда работников зависит от двух основных взаимно дополняющих факторов:
а) рационализация условий труда на основе научной организации труда;
б) эффективное управление (делится на две составляющие: управление труд. мотивацией и разделение управл. труда и физического на производстве).
К возможности применения социальных производственных резервов он пришел постепенно. Основными этапами введения его новых технологий в области рациональной организации труда были процессы стандартизация инструментов (в 1880 г.), процесс функциональной администрации (в 1882 г.), процесс хронометража (в 1883 г.), процесс рационализации размещения технологического оборудования (в 1893 г.), процесс совершенствования системы сбыта и запасов (в 1896 г.).
Т.о. тейлоризм предлагает 4 осн. инновации:
- Разделение труда – производ. процессы разбиты на небольшие операции, которые может выполнять низкоквалифицированный персонал. Высококвалифицированные кадры заняты управлением, разработками и совершенствованием процесса. При этом любой труд необходимо увязывать с личными умениями и склонностями работников. Т.е. каждый становился на ту позицию, где он больше всего мог быть полезен.
- Высокая стандартизация узлов, агрегатов и запчастей. Цель – максимальная взаимозаменяемость, унификация деталей.
- Организация производства не вокруг станков с определёнными свойствами, а станки размещены в необходимом для производства порядке.
- Лента конвейера,кот. динамически (а не статически) и последовательно связывает воедино все стадии производ. процесса. Не работники все вместе идут к одному изделию, а само изделие по ленте идет от одного работника к другому (монтажная линия по мере движения остова автомобиля по конвейеру от одного рабочего места к другому обрастала деталями, узлами и т. д.). Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (например, поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня.
Впервые такая комбинация факторов была использована на автомобильных заводах американского предпринимателя Генри Форда в 1910-20-е гг. Отсюда название – фордизм. Впоследствии получила широкое распространение в других странах. Фордизм способствовал росту производительности труда, снижению издержек производства и себестоимости продукции. Вместе с тем массовое производство вело к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму деквалификации работников. Образовался определенный тип «фордовских рабочих», людей с пепельно-серыми лицами, обострившимися скулами, лихорадочными и нервными движениями.
Отчего это происходило? От крайностей эксплуатации опред. типа мотивации труда. Однако, какой тип мотивации использовался в фордизме?
Тейлор дает упрощенное представление о мотивах человека. По его идее работодатель имеет дело с экономически мотивированным работником:
- ему свойственно естественное уклонение от труда, а искусство руководителя воспротивится этому через ряд разумных уловок и побудить человека трудиться;
- человек в высшей степени мотивирован экономическими стимулами и всегда будет выполнять лишь то, что удовлетворяет его базовые потребности.
Т.е. проблема мотивации виделась как проблема эконом. стимулирования труда. Личная труд. отдача поощрялась соот. денеж. вознаграждением. Чем больше и лучше ты трудишься, тем большую зарплату ты получаешь. И соответственно наоборот: чем хуже и меньше ты трудишься, тем меньше ты получишь.
При этом Форд исходил также и из собственных прагматических соображений. В основе фордизма лежит точка зрения, согласно которой общественное благосостояние и высокие корпоративные прибыли могут быть достигнуты за счёт высоких зарплат рабочих, что позволит последним покупать продукцию, которую они производят. Поэтому Форд рассматривал работника не только как источник прибыли, но и как действующее лицо на потребительском рынке и в обеспечении достойного уровня оплаты труда усматривал важнейший рычаг формирования потребительского спроса на собственные автомобили.
Разработка и внедрение системы Тейлора были прогрессивны для своего времени и дали положительные результаты. Система научной организации труда работников вызвала значительный скачок производительности труда; разработала основы специализации, стандартизации и рационализации труда; сделала мотивацию по типу "кнута и пряника" наиболее эффективной; связала поручаемую работу со способностями, склонностями и умениями работников; связала поощрение работников с активизацией их личной трудовой отдачи.
Повышение степени эксплуатации работников, которое неизбежно сопровождало внедрение новых технологий, основанных на жестком разделении труда, шло параллельно развитию систем социальных прав и гарантий трудящихся. Это было следствием как борьбы профсоюзов, так и осознания работодателями необходимости обеспечения социально-экономических прав работников, прежде всего в области оплаты труда.
Концепции организации производства и трудового процесса, разработанные Тейлором и Фордом, получили широкое распространение во всем мире, определив на многие десятилетия направление развития современных производственных систем. В этом смысле можно говорить о глобальной американизации производства, особенно проявившейся в 30-60-х годах прошлого столетия, когда конвейерное массовое производство стало неотъемлемой частью индустриального общества.