Задания для контрольной работы и требования
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ И контрольнЫХ ЗАДАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МДК. Технологит создания и обработки цифровой информации»
специальность 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
РАЗРАБОТЧИК ___________ Д.С. Масленникова РАССМОТРЕНО на заседании кафедры «Программирование и информационные технологии» _____________ М.Е. Бронштейн «_____» ______________2015 г. Уфа 2015 г. |
Порядок выполнения отчета по лабораторной (практической) работе
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.
2. Записать краткий конспект теоретической части.
3. Выполнить предложенное задание согласно варианту по списку группы.
4. Продемонстрировать результаты выполнения предложенных заданий преподавателю.
5. Записать код программы в отчет.
6. Ответить на контрольные вопросы.
7. Записать выводы о проделанной работе.
Лабораторная работа № 1
«Выполнение поиска информации в глобальной сети: каталогах, и электронных библиотеках и справочниках»
Цель работы:Знакомство с интерфейсом Windows, овладеть основными технологическими приемами работы в операционной системе Windows.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Студент должен
уметь:
- вести процесс обработки информации на ЭВМ;
- выполнять ввод информации в ЭВМ с носителей данных, каналов связи и вывод ее из машины;
- подготавливать носители данных на устройствах подготовки данных, выполнять запись, считывания, копирование и перезапись информации с одного вида носителей на другой;
- устанавливать причины сбоев в работе ЭВМ в процессе обработки информации;
- оформлять результаты выполняемых работ;
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
знать:
- состав ЭВМ, функциональные узлы ЭВМ, их назначение и принципы работы,
- операционные системы, применяемые в ЭВМ,
- правила технической эксплуатации ЭВМ,
- периферийные устройства, применяемые в ЭВМ,
- виды и причины отказов в работе ЭВМ,
- нормы и правила труда и пожарной безопасности.
иметь практический опыт:
- ввода и обработки информации на электронно-вычислительных машинах;
- подготовки к работе вычислительной техники и периферийных устройств;
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:
Поиск информации в Интернете осуществляется с помощью специальных программ, обрабатывающих запросы — информационно-поисковых систем (ИПС). Существует несколько моделей, на которых основана работа поисковых систем, но исторически две модели приобрели наибольшую популярность — это поисковые каталоги и поисковые указатели.
Поисковые каталоги устроены по тому же принципу, что и тематические каталоги крупных библиотек. Они обычно представляют собой иерархические гипертекстовые меню с пунктами и подпунктами, определяющими тематику сайтов, адреса которых содержатся в данном каталоге, с постепенным, от уровня к уровню, уточнением темы. Поисковые каталоги создаются вручную. Высококвалифицированные редакторы лично просматривают информационное пространство WWW, отбирают то, что по их мнению представляет общественный интерес, и заносят в каталог
Основной проблемой поисковых каталогов является чрезвычайно низкий коэффициент охвата ресурсов WWW. Чтобы многократно увеличить коэффициент охвата ресурсов Web, из процесса наполнения базы данных поисковой системы необходимо исключить человеческий фактор — работа должна быть автоматизирована.
· Автоматическую каталогизацию Web-ресурсов и удовлетворение запросов клиентов выполняют поисковые указатели. Работу поискового указателя можно условно разделить на три этапа:
· сбор первичной базы данных. Для сканирования информационного пространства WWW используются специальные агентские программы — черви, задача которых состоит в поиске неизвестных ресурсов и регистрация их в базе данных;
· индексация базы данных — первичная обработка с целью оптимизации поиска. На этапе индексации создаются специализированные документы — собственно поисковые указатели;
· рафинирование результирующего списка. На этом этапе создается список ссылок, который будет передан пользователю в качестве результирующего. Рафинирование результирующего списка заключается в фильтрации и ранжировании результатов поиска. Под фильтрацией понимается отсев ссылок, которые нецелесообразно выдавать пользователю (например, проверяется наличие дубликатов). Ранжирование заключается в создании специального порядка представления результирующего списка (по количеству ключевых слов, сопутствующих слов и др.).
В России наиболее крупными и популярными поисковыми указателями являются:
· «Яndex» (www.yandex.ru)
· «Pамблер» (www.rambler.ru)
· «Google» (www.google.ru)
· «Апорт2000» (www.aport.ru)
Задания для практического занятия:
Задание №1
Исследование поисковых систем
- С помощью поисковой системы YANDEX – www.yandex.ru найти в Интернет информацию о поисковых системах и их сравнительных характеристиках. Можно использовать и другие поисковые системы.
- Три из найденных поисковых систем занести в папку «Избранное»
- В результате выполнения этого задания должна быть составлена следующая таблица и помещена в отчет:
№ | Название поисковой системы | URL | Город где расположен сервер | Общее количество индексированных страниц (уникальных документов) | Количество страниц или байт индексируемых в день, неделю или месяц | Кол-во запросов в день | Стоимость рекламы | ||
Яndex | www.yandex.ru | ГСП-1, 117333, Россия, Москва, ул. Вавилова, дом 40 | 94 605 282 | 5 марта 2002 года Яндекс проиндексировал 1 Тб (240 байт) информации | 15,077,824 |
|
- Составить аналогичную таблицу, в которую включить не менее 5 крупных каталогов.
Примечание:
- В таблицу должны быть внесены только УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ поисковые системы и глобальные универсальные каталоги, локальные системы (поиск на одном сервере или для какой-то области знаний) внесенные в таблицу считаются ошибкой.
Задание №2
1. С помощью любой поисковой системы найти несколько слов, которые встречаются в Интернет более 1 000 000 раз. Найдите слово – чемпион.
ПРИМЕР: Статистика слов: интернет: 3 4511 721
2. Найдите морфологически правильное русское слово, которое не индексировано в поисковой системе.
3. Найдите морфологически правильное русское слово, которое не индексировано в одной поисковой системе, а в другой поисковой системе проиндексировано.
ПНРИМЕЧАНИЕ – на предыдущие два пункта не затрачивайте много времени – это почти безнадежное занятие, но интересное!
4. Сравните, как на один и тот же запрос на поиск реагируют разные поисковые системы (не менее 5 систем). Какая из них, по Вашему мнению, эффективнее
Всю эту информацию - текст не более 0,5 страницы поместите в отчет.
Задание №3
- Зайдите на поисковую систему Yandex или другую систему. Найдите сайт, посвященный музеям России. Покажите преподавателю и получите задание по исследованию конкретного музея. Характеристику музея, текст не более 1 страницы поместите в отчет.
Задание №4
- Зайдите на поисковую систему Yandex или другую систему. Найдите сайт, посвященный электронным библиотекам. Покажите преподавателю и получите задание по исследованию конкретной библиотеки. Характеристику библиотеки, текст не более 1 страницы поместите в отчет.
Задание №5
Зайдите на поисковую систему и найдите материал, который поможет ответить вам на следующие вопросы:
1. Где и когда родился известный деятель ХХХ (имя получите у преподавателя)? В каком учебном заведении, и на каком факультете он обучался?
2. Перечислите основные этапы жизни и деятельности. Почему его имя вошло в историю
3. Найдите и сохраните на жестком диске фотографию.
Всю эту информацию - текст не более 1 страницы поместите в отчет.
Задание №6
Зайдите на поисковую систему. Найдите официальный сайт высшего учебного заведения (название ВУЗа – по заданию преподавателя). Ответьте на следующие вопросы:
1. Кто сегодня является ректором университета?
2. Найдите страничку какого – либо факультета;
3. Назовите известных выпускников факультета.
4. Найдите информацию для абитуриентов?
Всю эту информацию - текст не более 1 страницы поместите в отчет.
Задание №7
Зайдите на поисковую систему, найдите ответ на вопрос:
1. Какие выставки вы сможете посетить, если поедете в Москву на летних каникулах?
2. Какие спектакли идут сейчас в московских театрах?
Всю эту информацию - текст не более 1 страницы поместите в отчет
Задание №8
С помощью поисковых систем выберите тур для путешествия в заданную преподавателем страну. Найдите стоимость путевок и дополнительных услуг для путешествия в июне.
Всю эту информацию - текст не более 1 страницы поместите в отчет.
Задание №9
Найдите в Интернет информацию о ВУЗах, обучающих по специальности, по которой вы обучаетесь в СГАУ и стоимость обучения, если обучение платное. Составить список Вузов и поместите в таблицу – Название ВУЗа, город, стоимость обучения.
Задание №10
С помощью справочных систем познакомьтесь с основными средствами простого и расширенного поиска.
Организуйте поиск, заполните таблицу и прокомментируйте результаты поиска:
Ключевая фраза | Результаты поиска | |||
Yandex | Rambler | Апорт | ||
информационные технологии в образовании | ||||
информационные технологии в образовании | ||||
педагогические технологии личностно-ориентированного обучения |
Дополните таблицу самостоятельно построенными запросами.
Познакомьтесь с избранными документами и оцените их релевантность (смысловое соответствие результатов поиска указанному запросу). Организуйте поиск интересующей Вас информации и внесите результаты в таблицу.
Сравнить результаты поиска (только первые блоки) всех серверов и прокомментировать их.
Примечание. Для многократного дублирования одного и того же запроса (и «чистоты» эксперимента), необходимо воспользоваться буфером обмена Windows.
При анализе интерфейса поисковых WWW-серверов обратить внимание не только на окна запросов и кнопку Пуск (Старт, Начать, Искать, Go и т.д.), но и на ссылки о помощи (Помощь, Help, Как искать, Как сформировать запрос и т.д.).
Контрольные вопросы:
1. Что такое поисковые каталоги?
2. Назначение поисковых и метапоисковых машин?
3. Охарактеризуйте службы Интернет:
– терминальный режим;
– списки-рассылки;
– служба телеконференций;
– служба имен доменов (DNS);
– служба передачи файлов.
Лабораторная работа 2
«Участие в конференции «Мир информационных технологий»
Цель работы: Практическое освоение технологии создания презентациив Power Point
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Студент должен
уметь:
- вести процесс обработки информации на ЭВМ;
- выполнять ввод информации в ЭВМ с носителей данных, каналов связи и вывод ее из машины;
- подготавливать носители данных на устройствах подготовки данных, выполнять запись, считывания, копирование и перезапись информации с одного вида носителей на другой;
- устанавливать причины сбоев в работе ЭВМ в процессе обработки информации;
- оформлять результаты выполняемых работ;
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
знать:
- состав ЭВМ, функциональные узлы ЭВМ, их назначение и принципы работы,
- операционные системы, применяемые в ЭВМ,
- правила технической эксплуатации ЭВМ,
- периферийные устройства, применяемые в ЭВМ,
- виды и причины отказов в работе ЭВМ,
- нормы и правила труда и пожарной безопасности.
иметь практический опыт:
- ввода и обработки информации на электронно-вычислительных машинах;
- подготовки к работе вычислительной техники и периферийных устройств;
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:
Программа создания презентаций – это электронная программа подготовки и демонстрации сладов на экране компьютера, когда необходимо представить группе людей информацию с применением графики, текста и диаграмм
Структура слайда:
- слой оформления
- слой разметки
- слой содержания слайда
Конструирование презентаций:
- настройка перехода слайдов
- применение эффектов анимации к объектам слайда
- добавление специальных эффектов анимации к объектам слайдов
- просмотр эффектов анимации
- добавление видеоролика из коллекции
- добавление видеоролика из коллекции
- добавление звукового сопровождения из коллекции, файла, компакт диска.
Подготовка показа слайдов:
- создание примечаний
- создание управляющих кнопок
- создание заметок докладчика
Демонстрация презентации:
- параметры демонстрации слайдов
- запуск демонстрации
- скрытие слайда
- запись дикторского текста
- настройка времени демонстрации
- использование экранного пера для надписей во время демонстрации
- использование экранного пера надписей во время демонстрации
Задания для практического занятия:
Создать презентацию на одну из ниже предложенных тем, при этом:
- количество используемых слайдов в работе должно быть не менее 15
- слайды должны содержать подробную информацию и полностью раскрыть тему
- обязательное наличие анимации, слайды должны быть иллюстрированы.
- желательно наличие звукового фона, соответствующего теме и стилю излагаемой темы.
- на первой странице обязательно указать кто выполнил работу(ФИО, группа) и тему работы
- работа должна содержать схемы и таблицы, наглядно раскрывающие тему
- стиль работы должен быть официальный
Темы презентации:
1.История развития ЭВМ
2. Передача, преобразование, хранение и использование информации в технике
3. Архитектура ПК
4. Информационные технологии и их роль в обществе
5. Криптографические методы защиты информации
6. Современные тенденции в развитии Интернет - технологий
7. Сеть Интернет и киберпреступность.
8. Информационная зависимость
9. Сетевые технологии обработки информации
10. Мультимедиа технологии
11. Системы электронных платежей, цифровые деньги
12. Флэш-память: типы и принципы
13. Операционные системы
14. Классы современных ЭВМ.
15. WWW. История создания и современность.
16. Информационно-поисковые системы
17. Подходы к оценке количества информации
18. Компьютерная грамотность и информационная культура.
19. Информация в общении людей.
20. Компьютерная безопасность и взлом компьютерных систем
21. Криптография
22. Системы управления базами данных
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные функции Power Point
2. Какова структура слайда?
3. Этапы конструирования презентаций.
Лабораторная работа 3
«Проектирование БД и связей между таблицами БД в Microsoft Office Access»
Цель работы:Практическое освоение технологии построения базы данных в СУБД Access
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- вести процесс обработки информации на ЭВМ;
- выполнять ввод информации в ЭВМ с носителей данных, каналов связи и вывод ее из машины;
- подготавливать носители данных на устройствах подготовки данных, выполнять запись, считывания, копирование и перезапись информации с одного вида носителей на другой;
- устанавливать причины сбоев в работе ЭВМ в процессе обработки информации;
- оформлять результаты выполняемых работ;
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности.
знать:
- состав ЭВМ, функциональные узлы ЭВМ, их назначение и принципы работы,
- операционные системы, применяемые в ЭВМ,
- правила технической эксплуатации ЭВМ,
- периферийные устройства, применяемые в ЭВМ,
- виды и причины отказов в работе ЭВМ,
- нормы и правила труда и пожарной безопасности.
иметь практический опыт:
- ввода и обработки информации на электронно-вычислительных машинах;
- подготовки к работе вычислительной техники и периферийных устройств;
.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы:
Под базой данных (БД) понимают хранилище структурированных данных, при этом данные должны быть непротиворечивы, минимально избыточны и целостны.
Реляционные БД представляют связанную между собой совокупность таблиц-сущностей базы данных (ТБД). Связь между таблицами может находить свое отражение в структуре данных, а может только подразумеваться, то есть присутствовать на неформализованном уровне. Каждая таблица БД представляется как совокупность строк и столбцов, где строки соответствуют экземпляру объекта, конкретному событию или явлению, а столбцы - атрибутам (признакам, характеристикам, параметрам) объекта, события, явления.
При практической разработке БД таблицы-сущностизовутся таблицами, строки-экземпляры- записями, столбцы-атрибуты - полями ТБД.
Одно из важнейших достоинств реляционных баз данных состоит в том, что можно хранить логически сгруппированные данные в разных таблицах и задавать связи между ними, объединяя их в единую базу. Такая организация данных позволяет уменьшить избыточность хранимых данных, упрощает их ввод и организацию запросов и отчетов. Система управления базой данных это комплекс программных средств, который предназначен для создания структуры новой базы, редактирования содержимого и визуализации информации, т.е. отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи.
Access – это реляционная система управления базами данных (СУБД), входящая в пакет MS Office.Все составляющие базы данных, такие, как таблицы, отчеты, запросы, формы и объекты, в Access хранятся в едином дисковом файле, который имеет расширение .mdb
Основным структурным компонентом базы данных является таблица. В таблицах хранятся вводимые данные. Каждая таблица состоит из столбцов, называемых полями, и строк, называемых записями. Каждая запись таблицы содержит всю необходимую информацию об отдельном элементе базы данных.
При разработке структуры таблицы, прежде всего, необходимо задать поля, определив их свойства.
Объекты базы данных
Таблицы. Это основные объекты любой базы данных. Именно в них хранятся, во-первых, все данные, имеющиеся в базе, а, во-вторых, структура самой базы (поля, их типы и свойства).
Запросы. Это объекты предназначены для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. Особенность запросов состоит в том, что берут информацию из базовых таблиц и создают на их основе временную результирующую таблицу, которая не имеет аналога на жестком диске, это только образ отобранных полей и записей.
Формы. Это средства для ввода и просмотра данных. С помощью форм можно закрыть некоторые поля для несанкционированного ввода, можно разместить специальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки, переключатели, флажки и пр.) для автоматизации ввода. Можно представить форму с помощью графических средств, в виде бланка, если ввод производится со специальных бланков.
Отчеты. Предназначены для вывода данных на печатающее устройство. В них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов (верхний и нижний колонтитулы, номера страниц и т.п.)
Страницы. Этот объект позволяет создать Web-страницы, компоненты которых осуществляют связь с базой данных. Web-страницу можно передать клиенту, сама же база будет располагаться на сервере.
Макросы и модули. Эти объекты предназначены как для автоматизации повторяющихся операций при работе с СУБД, так и для создания новых функций путем программирования.
Задания для практического занятия:
1. Создайте базу данных с именем Сессия_Ваша фамилия, на Рабочем столе.
2.Создайте таблицы с указанной ниже структурой.
Таблица 1- Группы
Имя поля | Тип данных | Размер | Подпись | Условие на значение | Сообщ. Об ошибке | Обязательное | Ключ |
Шифр | Текстовый | Шифр группы | Да | * | |||
К-во | Числовой | Байт | Число студ. в группе | >=0 And <=35 | Число. студ. Больше допустимого | Нет | |
ФИО | Текстовый | Фамилия старосты | Нет |
Таблица 2 -Дисциплины
Имя поля | Тип данных | Размер | Подпись | Обязательное | Ключ |
Код | Текстовый | Код дисциплины | Да | * | |
Название | Текстовый | Название предмета | Да |
Таблица 3 - Студенты
Имя поля | Тип данных | Размер | Подпись | Обязательное | Ключ |
Группа | Текстовый | Шифр группы | Да | * | |
Номер | Текстовый | Номер студента | Да | ||
ФИО | Текстовый | Ф.И.О. | Да | ||
Пол | Текстовый | Да | |||
Дата | Дата/Время | Краткий | Дата рождения | Нет | |
Адрес | Текстовый | Адрес прописки | Нет |
Таблица 4 - Сессия
Имя поля | Тип данных | Размер | Подпись | Обязательное | Ключ |
Группа | Текстовый | Шифр группы | Да | * | |
Номер | Текстовый | Номер студента | Да | ||
Дисциплина | Текстовый | Код дисциплины | Да | ||
Оценка | Числовой | Байт | Да | ||
3 Установите связи между таблицами Группы → Студенты, Дисциплины → Сессия.
4Установите связь между таблицами Студенты → Сессия, Дисциплины → Сессия.
В итоге должна получиться такая схема данных:
Рисунок 1- Схема данных
5 Заполните таблицы данными по 5 записей
6Создайте формы на таблицы Дисциплины, Группы, Студенты, Сессия.
7 Сконструируйте простой запрос на базе таблицы.
8 Сконструируйте запрос с параметром, например для просмотра групп специальности ТМ
9 Создайте отчет на любой запрос, или таблицу.
Контрольные вопросы:
1 Что такое таблица, запрос, отчет?
2 Что такое форма?
3 Цели создания форм.
4 Схема данных.
5 Виды связей в таблицах.
Задания для контрольной работы и требования,