Особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, создается фундамент для овладения им познавательными универсальными учебными действиями.
Согласно ФГОС НОО для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
К общеучебным универсальным действиям относятся самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и т.д.)
В общеучебные универсальные учебные действия также входят знаково-символические действия, к которым можно отнести моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
К логическим универсальным действиям относятся анализ и синтез учебных объектов, их сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) [11, с.23].
Также овладевая познавательными универсальными учебными действиями младший школьник должен уметь формулировать и решать проблемы творческого и поискового характера.
На уроках у детей формируются определенные умения, относящиеся к познавательным универсальным учебным действиям:
• осознавать познавательную задачу;
• читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;
• осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
• выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач [4].
При формировании познавательных УУД у младших школьников необходимо учитывать особенности мышления детей данного возраста.
Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира [6, с.173].
Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой школьник, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить.
Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает школьник. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом ученика.
Мышление младшего школьника носит конкретно-образный характер. Конкретность мышления проявляется в том, что ту и или иную мыслительную задачу учащиеся могут решить правильно тогда, когда за словами скрываются конкретные предметы или представления.
Учитывая образность мышления, необходимо конкретизировать учебные задачи, применять большое количество наглядных пособий, раскрывать содержание абстрактных понятий. Конкретность мышления проявляется в том, что учащиеся в течение длительного времени не могут сами общие положения иллюстрировать предметами, применять к конкретным фактам.
Для них легче проанализировать конкретные факты и сделать соответствующие выводы, чем привести примеры к общему положению.
По мере обучения мышление младшего школьника становится более менее наглядным и более абстрактным, но в то же время более детальным содержательным.
Особое внимание следует уделить формированию у ученика умения ставить и формулировать проблему. Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы, затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь, ставить и формулировать её, как это делать, научиться сознательно формулировать проблемы в завершении.
В начальной школе предмет “Окружающий мир” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Учитывая возрастные особенности младших школьников, учителю, очень важно продумывать задания, вопросы, упражнения к уроку. Большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.
Таким образом, к окончанию начальной школы обучающийся должен овладеть целым комплексом познавательных УУД – ставить познавательную цель и выбирать средства для ее достижения, осуществлять информацию, проводить ее анализ, синтез, сравнение, осознанно строить речевое высказывание, ставить проблему творческого и поискового характера и решать ее, анализировать собственную учебную деятельность [12].
При формировании познавательных УУД у младших школьников необходимо учитывать особенности мышления детей данного возраста, в первую очередь конкретно-образный характер мышления, который может вызвать трудности в восприятии учебной информации. Поэтому она должна быть как можно более наглядной и образной, при этом сочетающей в себе элементы индуктивного и проблемного подходов.
Как было уже отмечено выше, младшие школьники испытывают трудности в восприятии исторической информации, поэтому изучение исторических тем в курсе «Окружающий мир» также должно проходить с учетом возрастных особенностей обучающихся. Важно создать у учащихся представление, образ исторического факта или события, его причин и содержания, что станет для него опорой при углубленном изучении истории на следующей ступени обучения и будет способствовать формированию познавательного интереса к истории своей страны уже на этапе начального образования.