Замечание автора от сентября 2008 года в редакции от марта 2013 года
Док 2 гр.1181
Методические материалы по технологии и критериям оценки результатов модульного и окончательного контроля изучения дисциплины «ТМ»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
При изучении дисциплины «ТМ» следует учитывать, что она состоит из двух видов содержательных модулей (лекционный, лабораторный) и из двух зачетных модульных видов контроля: КМР, тестирование по всей учебной дисциплине согласно её программы изучения (аудиторная, самостоятельная, индивидуальная работы) и текущий контроль – защита выполненных лабораторных работ (См. Док. 1). Положительные оценки результатов промежуточного и текущего контроля дают положительную окончательную оценку в виде общего дифференцированного зачета по дисциплине. При окончательном контроле изучения дисциплины – выполнении КМР (тестирования) – положительная оценка результатов изучения не может быть получена, если нет общей положительной оценки по текущему контролю выполнения лабораторных работ и промежуточному контролю лекционных содержательных модулей.
Содержательный модуль с отрицательным результатом его изучения при окончательном контроле подлежит пересдаче только один раз с разрешения декана факультета.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Модульный контроль изучения дисциплины осуществляется в соответствии с действующими в ОНМА процедурами (нормативными документами):
· Текущего контроля выполнения лабораторных, практических, семинарских и других видов самостоятельных работ;
· Приема (защиты) результатов выполнения индивидуальных заданий;
· Критериально-ориентированного индивидуального тестирования;
· Выполнения комплексной контрольной (модульной) работы (КМР) по лекционному материалу и др. (см. Состав и регламент контроля содержательных модулей дисциплины «ТМ» - Файл «Док 1»и нормативные документы факультета, учебного и методического отделов академии).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДУЛЬНОГО
И ОКОНЧАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Получение 60 и более процентов правильных ответов при индивидуальном тестировании и выполнении КМР означает 60 процентов положительной оценки результатов модульного и окончательного контроля. Остальные 40 процентов положительной оценки результатов окончательного контроля и по каждому из содержательных модулей добавляются по следующим критериям индивидуального подхода к изучению дисциплины и критериям достигнутых курсантом/студентом результатов:
· Наличие полного и расширенного конспекта (записей в Рабочих тетрадях) по темам лекционных занятий, письменных ответов на вопросы самоконтроля, всех письменных отчетов по лабораторным и индивидуальным работам и их своевременное представление к текущему контролю и защите;
· Активное присутствие на всех занятиях (с учётом отработок), сотрудничество с преподавателем и курсантами/студентами в группе (потоке) в период изучения дисциплины;
· Интерес к дисциплине и углубленное понимание рассматриваемых на учебных занятиях вопросов и проблем с учетом самостоятельной работы;
· Способности к устному и письменному обобщению и выражению мысли, к саморазвитию.
Обобщенная шкала оценок окончательного контроля изучения дисциплины прилагается к настоящему Док 2(см. также Выписку из Временного положения о КМСОУП в ОНМА – Файл «Док 3», квалификационные характеристики – Файл «Док 4»,Дисциплина ТМ в изложении Д. Тейлора, пригодная для сертификации даже капитанов морских судов в английской системе подготовки моряков – Файл «Док.5», Правила «Учись учиться» – по ссылке: http://krivoshchekov.at.ua/index/0-25
Доцент ОНМА В.Е. Кривощеков
телефон: 64 71 96 http://krivoshchekov.at.ua
© Кривощеков Владимир Епифанович, 2015
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Док 2
Обобщенная Шкала оценок окончательного контроля*)
Оценка ЕСТS и национальная | Уровень | Определение | Критерии оценивания |
А «5» или 11, 12 баллов | Творческий | Работа практически без ошибок, на уровне существенно выше среднего | Курсант/Студент проявляет творческие способности, способен к саморазвитию,самостоятельному приобретению новых знаний; свободно излагает свои мысли, дает самостоятельную оценку объектам, фактам и т. д.; свободно использует приобретенные знания и умения для решения нестандартных задач и ситуаций |
В «+4» или 9, 10 баллов | Конструктивно-вариативный | Выше среднего уровня с незначительным числом ошибок | Курсант/Студент демонстрирует свободное владение учебным материалом и его использование на практике в пределах учебной программы, свободно использует приобретенные знания и умения для решения стандартных задач и ситуаций |
С «-4» 7, 8 баллов | В целом правильно с незначительным числом ошибок (средний уровень) | Курсант/Студент демонстрирует способность сопоставлять, обобщать, систематизировать учебный материал, применять приобретенные знания и умения для решения стандартных задач под руководством преподавателя, излагать свои мысли и исправлять допущенные ошибки | |
D «+3» или 6 баллов | Репродуктивный | Неплохо, но со значительным числом ошибок | Курсант/Студент способен воспроизвести значительную часть учебного материала, проявляет знание и понимание основных положений, с помощью преподавателя анализирует учебный материал и делает выводы |
E «-3» или 4, 5 баллов | Значительное число ошибок, но минимальным критериям удовлетворяет | Курсант/Студент владеет учебным материалом на уровне выше начального, способен значительную часть учебного материала воспроизвести на продуктивном уровне самостоятельно и на логическом уровне под руководством преподавателя | |
FX «2» или 3 балла | Рецептивный | Необходимо поработать, прежде чем достигнуть минимального уровня | Курсант/Студент владеет материалом на уровне отдельных фрагментов, с трудом излагает мысли и оперирует фактами, элементами и объектами учебного материала |
F «0» или 1, 2 балла | Необходима очень серьезная дополнительная работа | Курсант/Студент демонстрирует элементарный уровень усвоения материала, неспособность воспроизведения фактов, элементов, объектов, неспособность излагать мысль. |
Телефон: 64 71 96 © Кривощеков Владимир Епифанович, 2015
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Док 2 (продолжение)
Европейская шкала оценивания*)
( в сопоставлении с национальной шкалой)
Оценка ЕСТS | Набранный балл, % | Оценка по внутри вузовской шкале | Оценка по национальной шкале (ОНМА, МК ТФ/ОМУ) |
A | 90-100 | Отлично | Отлично / 10-12 баллов |
B | 82-89 | Очень хорошо | Хорошо / 7-9 баллов |
C | 75-81 | Хорошо | |
D | 66-74 | Удовлетворительно | Удовлетворительно/ 4-6 баллов |
E | 60-65 | Достаточно | |
FX | 50-59 | Неудовлетворительно с правом пересдачи | Неудовлетворительно/ 1-3 балла |
F | 49 и ниже | Неудовлетворительно |
Примечание.*)Присоставлении таблиц использованы следующие методические документы:
1. Временное положение о кредитно-модульной системе организации учебного процесса в ОНМА, разработанное доцентом Кийло В.Г. по образцу Днепропетровского национального горного университета и утвержденное приказом ректора ОНМА летом 2005 г. с изменениями по приказу от 18.05.2006 г., № 216. 2. Шерстюк В.Г., Бень А.П. Кредитно-модульная система организации учебного процесса в Херсонском морском институте: первые шаги // Морское образование. – 2005.- № 1,- С. 24-32.
Замечание автора от сентября 2008 года в редакции от марта 2013 года.
Херсонская государственная морская академия, в состав которой входит Херсонский мореходный колледж, имеющий почти 200 – летний опыт подготовки моряков (плавсостава), официально начала внедрение элементов кредитно-модульной системы организации учебного процесса (ECTS – European Credit Transfer System) с 2004/2005 учебного года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины от 20.10.04 г., № 812. Начиная с 2004 года, официально 110 передовых вузов Украины государственной и частной формы собственности приняли участие в эксперименте по внедрению европейской системы высшего образования, охватив в то время около 120 тысяч украинских студентов, уже закончивших обучение по системе ECTS. При этом неофициально многие продвинутые вузы Украины, в первую очередь, университеты, начали внедрять европейские образовательные стандарты с середины 90-х годов прошлого столетия. В их числе и Одесский национальный морской университет, который заранее начал обеспечивать себе конкурентные преимущества на украинском рынке морских образовательных услуг, опережая Одесскую национальную морскую академию в реформировании системы высшего образования, по крайней мере, на 10 лет. Всего в Украине количество вузов превышает сумму вузов во всех странах Европы (ЕС) вместе взятых!? На 01 июля 2011 года, например, перед абитуриентами открылись двери приемных комиссий 854 украинских высших учебных заведений (666 - государственных и коммунальных и 188 - частных). В составе украинских ВУЗов: 251 училище и техникумы; 234 колледжа (ВУЗы 1-го и 2-го уровней аккредитации, которые готовят младших специалистов и бакалавров) и 197 университетов, 62 академии, 109 институтов и консерваторий (ВУЗы 3-го и 4-го уровней аккредитации, которые готовят бакалавров, специалистов и магистров). Сегодня в Украине насчитывается 368 (347 было в 2005 году) вузов 3 – 4 уровня аккредитации, а также около 800 их подразделений и филиалов. Более 120 вузов (было 82 вуза в 2005 году) имеют статус национального. Подготовка студентов осуществляется по 76 направлениям и 584 специальностям, что в 2-2,5 раза превышает аналогичные показатели в США, Англии и Японии (данные 2005 года). При этом в Украине нет ни одного вуза, признанного на мировом уровне развитыми странами Запада, что само по себе служит основанием к ускорению реформы высшего образования и немедленному внедрению в Украине международных и европейских стандартов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Док 2(окончание)
Европейская кредитная трансфертная система ECTS является обязательной составляющей Болонского процесса и вынуждает не только студентов, но и преподавателей работать на протяжении всего учебного года. Данные об успеваемости по шкале ECTS выставляются в приложение к диплому, что делает украинский диплом понятным на Западе. По желанию студента такие приложения к диплому выдаются передовыми вузами Украины уже по окончании 2005-2006 учебного года. Первой такую систему опробовал Национальный университет «Киево-Могилянская академия», следующим – Национальный технический университет «Киевский политехнический институт», затем – Национальный авиационный университет. Отзывы только положительные. С 2006-2007 учебного года система ECTS введена во всех национальных вузах Украины.Повсеместно этот процесс планировалось запустить в действие с 2010 года. Но, … «хотели как лучше, а получилось как всегда»…. Новый Закон Украины «О высшем образовании» до сих пор не принят и всё ещё обсуждается…!?
Подробности и новости последних лет см. по ссылке: http://krivoshchekov.at.ua/forum/2-2-1
ВИТЯГ З КОМЮНІКЕ КОНФЕРЕНЦІЇ МІНІСТРІВ КРАЇН ЄВРОПИ, ВІДПОВІДАЛЬНИХ ЗА СФЕРУ ВИЩОЇ ОСВІТИ «ЗАГАЛЬНОЄВРОПЕЙСЬКИЙ ПРОСТІР ВИЩОЇ ОСВІТИ – ДОСЯГНЕННЯ ЦІЛЕЙ» (м. Берген (Норвегія), 19-20 травня 2005 р.)
Неофіційний переклад журналу „Морська освіта”.- 2005.- №1.- С.16-19)
...
45 країн-учасників Болонського процесу, що одночасно є членами Групи супроводу: Австрія, Азербайджан, Албанія, Андорра, Вірменія, Бельгія (Фламандська та Французька спільноти), Боснія і Герцеговина, Болгарія, Ватикан, Греція, Грузія, Данія, Естонія, Ісландія, Ірландія, Іспанія, Італія, Кіпр, «колишня Югославська Республіка Македонія», Латвія, Литва, Ліхтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Нідерланди, Німеччина, Норвегія, Польща, Португалія, Російська Федерація, Румунія, Сербія і Чорногорія, Словацька Республіка, Словенія, Сполучене Королівство, Туреччина, Україна, Угорщина, Фінляндія, Франція, Хорватія, Чеська Республіка, Швейцарія та Швеція. До того ж, у Групі супроводу має право голосу Європейська комісія.
Рада Європи, Об’єднання національних студентських спілок (ЕSІВ), Структура пан-європейської міжнародної освіти (ІЕ), Європейська мережа забезпечення якості вищої освіти (ЕNQА), Європейська асоціація університетів (ЕUА), Європейська Асоціація вищих навчальних заходів (ЕURSНЕ), Європейський центр вищої освіти (ЕNЕSСО-СЕРЕS) та Союз конфедерацій промисловців та роботодавців Європи (UNIСЕ) є консультативними членами Групи супроводу.
Примечание.
1. Членом Европейской ассоциации университетов (ЕUА)от морских вузов Украины давно является Одесский национальный морской университет (ОНМУ), который с 1995 года участвует в программах Транс Европейского сотрудничества по высшему образованию (TACIS TEMPUS). ОНМА начала там участвовать с 2011 года
2. Членом Союза конфедераций промышленников и работодателей Европы (UNIСЕ) является Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) во главе с Кинахом А.К., который активно сотрудничает с Украинской ассоциацией качества (УАК-УАЯ).
3. Международная ассоциация морских университетов (IAMU), созданная в 1999 году на средства японского фонда “Nippon Foundation”, членом которой, но не учредителем, является Одесская национальная морская академия (ОНМУ, кстати, вступил в упомянутую ассоциацию в сентябре 2007 г., КГАВТ с 2010г.). В 2008 г. IAMU признана Международной морской организацией (IMO) в статусе консультативного неправительственного органа, о признании ее Европейским Союзом (EU) информация отсутствует.
4. Подробности - См.публикации Кривощекова В.Е. в отрытой печати и на сайте: http://krivoshchekov.at.ua
5. Конституция Украины. Статья 34. Выписка: «Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом – по своему усмотрению».
6.УЧИСЬ УЧИТЬСЯ: СЕМЬ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ, Семь золотых правил для учебы от немецкого профессора Штанґля и многое другое см. по ссылкам: http://krivoshchekov.at.ua/index/0-2 http://krivoshchekov.at.ua/index/0-25
телефон: 64 71 96 © Кривощеков Владимир Епифанович, 2005-2015