Организация ремонтного хозяйства
В процессе эксплуатации техническое оборудование подвергается физическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания и ремонта.
Основными задачами ремонтного хозяйства являются:
- поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;
- увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонта;
- совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;
- снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования.
Эти задачи решаютсяпутем:
- разработки рациональной системы по техническому обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий;
- своевременности качественного планово-предупредительного ремонта оборудования;
- модернизации устаревшего оборудования;
- повышения организационно-технического уровня ремонтного производства.
Основной объем ремонтных работ выполняет служба главного механика - ремонтно-механическая служба (РМС).Организационная структура РМС определяется в зависимости от объема ремонтных работ, специфики оборудования и его размещения, принятой формы организации ремонта.
В зависимости от размеров предприятий и характера производстваприменяются следующие организационные структурыуправления ремонтными службами: децентрализованные, смешанные и централизованные.При децентрализованной структуре управления ремонтно-механической службой (рис. 7.1) техническое обслуживание и все виды ремонта технологического оборудования проводятся силами ремонтных подразделений, входящих в состав производственных цехов.
При смешанной структуре управления (рис. 7.2) техническое обслуживание и текущий ремонт технологического оборудования осуществляются силами ремонтных подразделений основных цехов, а капитальный ремонт - ремонтно-механическим или специализированным ремонтным цехом. При централизованной структуре управления (рис. 7.3) все виды ремонта и технического обслуживания технологического оборудования выполняются специализированными подразделениями, входящими в состав централизованного ремонтного производства. Централизация ремонта улучшает качество обслуживания, поднимает производительность труда ремонтников, снижает себестоимость работ.
Рис. 7.1. Организационная структура децентрализованной ремонтно-механической службы предприятия
Рис. 7.2. Смешанная организационная структура ремонтно-механической службы предприятия
Рис. 7.3. Организационная структура централизованного ремонтного производства предприятия
Так как предприятия сферы сервиса в большинстве своем являются малыми, то для ремонта оборудования здесь все шире применяется фирменное обслуживание,которое берут на себя специализированные подразделения предприятия-изготовителя. Они осуществляют контроль за условиями эксплуатации и режимом работы оборудования, проводят все виды ремонта. Фирменное обслуживание улучшает качество ремонта, обеспечивает повышение надежности и безотказности работы; сокращает простой оборудования в ремонте; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей, сокращает их складские запасы.
Наиболее эффективной формой организации ремонта оборудования является система планово-предупредительного ремонта (ППР). При системе ППР ремонт оборудования носит предупредительный характер. Машины, аппараты, механизмы ремонтируют в определенной последовательности, в заранее установленные сроки, не дожидаясь момента полного выхода из строя.
В систему ППР включаются следующие виды работ:
- межремонтное обслуживание оборудования;
- периодические осмотры, промывка оборудования и другие профилактические операции;
- непосредственно ремонт оборудования.
Межремонтное обслуживаниепредполагает тщательно
организованный уход за оборудованием, наблюдение за его состоянием и работой, своевременную регулировку и наладку, устранение мелких неисправностей.
Периодическое техническое обслуживание оборудования, промывки и другие профилактические операции проводятся строго по установленному графику. Осуществляется осмотр оборудования на точность и надежность работы, выявляются неполадки, определяется объем и уточняются сроки предстоящего очередного ремонта, производятся промывка оборудования и смена масла в смазочных системах.
Ремонтные работывключают проведение текущего (малого), среднего и капитального ремонта. Ремонтные работы проводятся по всем видам основных фондов.
Текущим называется минимальный по объему ремонт, при котором заменой или восстановлением быстро изнашиваемых деталей и регулированием механизмов достигается нормальная работа оборудования до очередного планового ремонта.
Средний ремонт сложнее. Здесь нужно частично разобрать оборудование, заменить и восстановить изношенные детали. Выполняется он без снятия оборудования с фундамента.
Капитальный ремонт - наибольший по объему и сложности, требует полной разборки и ремонта всех базовых деталей, замены изношенных деталей и узлов, восстановление части деталей, проверки их на точность. При необходимости модернизации оборудования ее совмещают с очередным капитальным ремонтом.
Ремонтный цикл - это время работы оборудования от начала ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта или между двумя капитальными ремонтами. Количество и последовательность входящих в него ремонтов и осмотров составляют структуру Ремонтного цикла. Межремонтным периодом называется время Работы оборудования между двумя плановыми ремонтами.
Единая система ППР предусматривает определенную структуру ремонтных циклов по группам оборудования с учетом назначения, сложности и условий эксплуатации.
Для исчисления трудоемкости ремонтных работ все оборудование в зависимости от сложности, конструктивных и технологических особенностей, размеров обрабатываемых деталей классифицируется на группы сложности.
В системе ППР установлены нормативы затрат труда, материалов, время нахождения оборудования в ремонте на ремонтную единицу. Введены также нормы обслуживания. Нормы простоя оборудования в ремонте зависят от вида ремонта и сменности работ.
В табл. 7.1 приведена структура ремонтного цикла оборудования для химической чистки и крашения одежды.
Таблица 7.1
Структура ремонтного цикла
Оборудование | Структура ремонтного цикла | Количество | ||
ремонтов | Технического обслуживания | |||
средних | текущих | |||
Оборудование для химической чистки и крашения изделий для чистки, стирки и крашения | К-ТО-ТО-ТО-Т1-ТО-ТО-ТО-Т2-ТО-ТО-ТО-С- -ТО-ТО- - ТО - ТЗ- ТО - ТО - ТО – Т4 – -ТО – -ТО – ТО - К | |||
Для отделки | К-ТО-ТО-ТО-Т1-ТО-ТО-ТО- -Т2-ТО-ТО-ТО-Т3-ТО- -ТО- -ТО-С1-ТО-ТО-ТО-Т4- -ТО- -ТО-ТО-Т5-ТО-ТО-ТО- -Т6- -ТО-ТО-ТО-С2-ТО-ТО- -ТО- -Т7-ТО-ТО-ТО-Т8-ТО- -ТО- -ТО-Т9-ТО-ТО-ТО-К |
Примечание. К – капитальный ремонт; С – средний ремонт; Т – текущий ремонт; ТО – техническое обслуживание; 1, 2, 3… - порядковый номер данного вида ремонта.
Система планово-предупредительного ремонта призвана обеспечить:
• поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предотвращение неожиданного выхода его из эксплуатации;
• возможность выполнения ремонтных работ по плану, согласованному с планом производства;
• своевременную подготовку необходимых для ремонта запасных частей и материалов;
• правильную организацию технического обслуживания и ремонта оборудования;
• увеличение коэффициента технического использования оборудования за счет повышения качества ремонта и уменьшения простоя в ремонте.
Система ППР предупреждает возможность случайного выхода оборудования из строя, позволяет ремонтировать его в кратчайшие сроки, создает предпосылки для наиболее эффективного использования оборудования, сокращает стоимость ремонта, улучшает его качество.