Показатели эффективности управления цепями поставок по модели SCOR на практическом уровне. Аутсорсинг и субконтрактинг
Модель SCOR.Она является инструментом для измерения эффективности функционирования и перестройки цепей поставок, а также для тестирования и планирования будущих усовершенствований процессов. Модель SCOR основана на стандартном описании процессов управления цепями поставок, стандартизации взаимоотношений между бизнес-процессами, стандартных метриках, позволяющих измерить и сравнить показатели эффективности процессов, практики управления цепями поставок, которые помогают достичь лучших результатов. Конкретные показатели, с помощью которых можно контролировать функционирование цепи поставок, зависят от типа потребителя, линейки продуктов, отрасли и прочих факторов. Однако, выбирая те или иные показатели, необходимо всегда ориентироваться на конечного потребителя (т.е. решать проблемы, оказывающие существенное влияние на способность соответствующей цепи поставок удовлетворять запросы конечного потребителя, поддерживая при этом достаточно высокий уровень экономической эффективности). Эффективность функционирования всей цепи поставок оказывает благотворное влияние на эффективность функционирования каждой отдельной организации. Более того, эффективность всей цепи поставок определяется эффективностью ее самого слабого звена.
Аутсорсинг. Многие компании мирового класса применяют современные логистические технологии для оптимизации управления цепями поставок. К ним относятся, прежде всего, крупные международные экспедиторские компании и экспресс-доставщики (например, TNT, DHL, Shenker/BTL, UPS, FedExpress и другие).
При этом, как правило, используются принципы аутсорсинга – (outsourcing) – передача определенных логистических и других видов услуг для выполнения сторонним организациям. Например, в США приблизительно 40 млрд. долл. услуг в логистической сфере представляется на условиях аутсорсинга.
Ведущие производители товаров и услуг все больше концентрируются на своих ключевых компетенциях, стараясь непрофильную деятельность вывести в дочерние структуры или же вовсе передать на аутсорсинг. Так, по оценке специалистов, подавляющее большинство грузовладельцев предпочитает покупать на стороне услуги по доставке своего товара потребителю, проведение тарных, маркировочных операций, а также по управлению цепями поставки – выстраиванию логистики таким образом, чтобы был подобран необходимый товар, в требуемом объеме, необходимого качества, в надежной упаковке, доставлен соответствующим транспортом, по оптимальному маршруту, своевременно, в указанное место, конкретному потребителю, с минимальными издержками.
В общем виде концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые фирма может доверить внешнему партнеру.
По оценкам экспертов, суммарный объем мирового рынка контрактной логистики составляет чуть более 172 млрд. евро (около $218 млрд.). Основными логистическим услугами, передаваемыми в аутсорсинг в глобальных логистических системах принято считать: логистика распределения, складирование, таможенные услуги, экспедирование, консолидация грузов, логистика возвратов, перегрузка, управление транспортом, аудит счетов, управление автопарком, консультации, 4PL сервис, служба поддержки покупателя и другие.
В зависимости от уровня интеграции и координации логистической деятельности выделяют следующие виды логистического сервиса:
В период с 1970-1980 гг. сформировались так называемые технологии инсорсинга - 1PL и 2PL.
1PL - уровень инсорсинга (логистика одной стороны) в сфере логистических услуг, все операции выполняет сам грузовладелец - свой транспортный парк и водительский персонал - автономная логистика. Такой вид посредничества можно назвать логистической услугой 1PL уровня или моделью логистических услуг первого уровня.
2PL - уровень инсорсинга (логистика второй стороны) в сфере логистических услуг, фирма сама планирует и складирует, но не имеет транспортного парка. Это модель логистических услуг второго уровня.
Это узкофункциональные логистические посредники (транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные компании, страховые компании, фирмы по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики и т.п.). Узкофункциональные логистические посредники занимают сектор рынка классических логистических услуг – транспортировка, грузопереработка и складирование.
В современной логистической практике термины 1PL и 2PL уже не используются.
В период с 1980 -1990 гг. появляется 3PL - уровень аутсорсинга в сфере логистических услуг (или полный аутсорсинг), при котором субподрядчики занимаются логистикой фирмы, фирма сама не занимается внешней логистикой. Это модель логистических услуг третьего уровня или - 3PL провайдеры.
3PL провайдеры - фирмы, оказывающие комплексный логистический сервис для клиента (промышленный, торговый или сервисной компании). 3PL означает «Third Party Logistics» - «Третья сторона в логистике», как правило, комплексный логистический посредник для промышленной или торговой компании.
3PL провайдеры расширяют спектр услуг, так называемой контрактной логистики, за счет объединения нескольких (или подавляющего количества) логистических функций и координации их в рамках единого оператора.
С 1990-2000 гг. сформировался 4PL - уровень аутсорсинга в сфере логистических услуг, при котором фирма пользуется услугами генератора логистики. Это модель логистических услуг четвёртого уровня или 4PL провайдеры – системные логистические интеграторы.
4PL – означает «Forth Party Logistics» - «Четвертая сторона в логистике», т.е. системный логистический интегратор, предоставляющий услуги по проектированию, интегрированному планированию цепей поставок промышленной или торговой компании и управлению логистическими бизнес – процессами в них.
По оценке специалистов, поле деятельности системного логистического интегратора 4PL образуется путем качественного расширения выполняемых функций, системного подхода к управлению ключевыми логистическими бизнес-процессами, интеграции и координации действий фокусной компании и ключевых контрагентов в цепи поставок, включая формирование эффективной цепи поставок и обмен данными между контрагентами цепи в реальном масштабе времени с помощью современных информационных систем и технологий.
4PL провайдер является интегратором всей логистической цепи предприятия. Он управляет своими ресурсами, возможностями и технологиями и ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение относительно логистической цепи компании. Ключ его успеха — это предоставление лучших решений для компании-клиента, на основе достижения соответствующего уровня сотрудничающих с ним 3PL провайдеров, провайдеров технологий и менеджеров бизнес-процессов.
4PL провайдер представляет собой сочетание стратегического управления логистическими цепями и оперативного управления вопросами реализации и выполнения стратегических решений, т.е. сочетает в себе функции консалтинговой компании и 3PL провайдера. Более того, высокий уровень услуг для конечного клиента достигается за счет повышения технологического уровня консультантов, провайдеров информационных технологий и 3PL провайдеров.
Некоторые специалисты полагают, что в связи с развитием электронного бизнеса могут произойти изменения в логистике и возникнет следующий уровень логистических систем операторов – провайдеров - 5PL.
Этот вид посредников в логистике можно назвать моделью логистических услуг пятого уровня или 5PL провайдеры – виртуальные интегрированные логистические операторы, Интернет – логистика, логистика пятой стороны. Критерий выделения ее среди других - использование интернета как единой виртуальной платформы для электронных средств информации.
Хотя за рубежом концепция аутсорсинга развивается уже довольно продолжительное время и рынок аутсорсинга оценивается во многие миллиарды долларов, в Беларуси ему уделяется мало внимания. Также пока слабо исследованным остается и рынок логистического аутсорсинга, в отличие от стран Европы, Азии, США, Канады и других стран, где в области логистики существует тенденция передачи части или всех логистических функций «третьей стороне», и аутсорсингом логистических услуг пользуются подавляющее большинство предприятий. «Третьей стороной» в данных взаимоотношениях являются провайдеры логистических услуг (ПЛУ) или 3PL провайдеры (3PL’s).
Развитие рынка белорусского логистического аутсорсинга идет по тому же пути, что и в развитых странах, однако с очень заметным отставанием. В отечественном бизнесе представлены активные потребители логистических услуг, ведущие деятельность в мировом масштабе. Они заинтересованы в том же уровне сервиса, который они получают в развитых странах. Но пока это желание наталкивается на очевидные препятствия: недостаточное количество современных транспортно-логистических центров, логопарков, таможенно-логистических комплексов, хабов, недостатки транспортной инфраструктуры, слабое внедрение электронных баз данных, превалирующие бумажные технологии в документообороте при учете и товаросопровождении, наконец, бессистемность правовой базы по многим вопросам функциональной и межфункциональной координации хозяйствующих субъектов.
Субконтрактинг. В настоящее время происходят значительные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом. Эти изменения, прежде всего, связаны с появлением новых форм конкурентной борьбы, основанных на стратегическом взаимодействии (Collaboration) и координации использования ресурсов. К этим формам в первую очередь можно отнести субконтрактинговые сети.
Субконтрактинговые сети (СС) основаны на идеях концепции SCM (Supply Chain Management - управление логистическими цепями (ЛЦ), которые заключаются в интеграции всех участников процесса создания конечного продукта (в западной терминологии - процесса создания стоимости) в единую цепь на основании отношений "поставщик-потребитель". SCM - это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя.
Субконтрактинговая сеть - это совокупность временно объединенных на принципах кооперации в рамках единого информационного (виртуального) пространства технологических ресурсов юридически независимых предприятий, способных на основании их координации и оперативного распределения производить конечный продукт или услугу. В рамках СС существует множество ЛЦ. СС и ЛЦ могут иметь могут иметь стабильную или динамически изменяющуюся структуру, централизованное или децентрализованное управление, длительную или краткосрочную взаимосвязанность предприятий, в том числе юридическую, и т.д. В связи с этим необходимо рассмотреть различные типы СС, к основным из которых относятся: субконтрактинговые сети поставок, информационные (виртуальные) СС и производственно-логистические сети.
Субконтрактинговая сеть поставок (ССП) - это группа взаимосвязанных договорами, совместно действующих юридически независимых предприятий, каждое из которых реализует свой этап общего процесса перемещения продукции от источников первичного сырья до конечного потребителя. Применительно к ССП рассматривают, как правило, только процессы хранения и транспортировки. Процесс производства продукции на уровне сети в данном случае при планировании не учитывается.
Примерами ССП могут служить торговые фирмы, формирующие сети поставщиков и сети розничной торговли. Другим примером являются промышленные предприятия, формирующие сети субподрядчиков. Жизненный цикл ССП достаточно длительный, в сети существуют устойчивые хозяйственные связи, предприятия в сети связаны долгосрочными договорами, что позволяет снизить воздействие не предприятия случайных рыночных факторов, уменьшить уровень неопределенности и снизить трансакционные издержки.
Информационная (виртуальная) СС (ИСС) - это совокупность временно объединенных на принципах кооперации в рамках единого информационного (виртуального) пространства технологических ресурсов юридически независимых предприятий, способных на основании их координации и оперативного распределения производить конечный продукт или услугу.
ИСС функционируют на основе общих баз данных (БД) о предприятиях-участниках, их функциональных возможностях (компетенциях) и технологических операциях. Доступ к указанным БД осуществляется через Интернет, на специально разработанном вэб-сайте. Примерами ИСС являются различные Интернет-порталы, имеющие как узкоспециализированную (отраслевую), так и межотраслевую направленность, например www.textil-server.de, www.e-trade-center.com, www.maschinenbau-sachsen.de. В Беларуси активно развиваются ИЛС в области субконтрактинга. В качестве общей информационной платформы создан сайт www.subcontract.ru, на котором можно самостоятельно воспользоваться открытой базой данных: найти поставщика, найти производственный заказ, а также разместить информацию в базе данных поставщиков и в базе данных заказов.
Основной эффект ИСС заключается в возможности быстрого нахождения поставщика или клиента продукта или услуги. В ИСС также существует возможность, на основе введенных клиентом параметров заказа и существующей базы технологических операций определить технологию изготовления определенного продукта, после чего с учетом БД поставщиков определить альтернативные возможности выполнения каждой операции технологического плана. Далее осуществляется сравнение различных вариантов ЛЦ, выбирается наилучшая конфигурация ЛЦ в соответствии с параметрами заказа клиента и производится распределение работ по отдельным исполнителям.
В ИСС, компания организатор Интернет-сайта является лишь координатором, не играет активной роли в функционировании ИЛС, предоставляя ее участникам лишь возможность информационного обмена. Участники сети добровольно размещают и изменяют информацию о своих потребностях и возможностях на сетевом Интернет-портале и самостоятельно вступают между собой в договорные отношения. Иногда владелец сайта выступает в роли координирующего центра, как в отношениях между участниками сети, так и в отношениях участников сети с клиентами. В любом случае, компания организатор Интернет-сайта является лишь координатором ИСС, а не управляет сетью.
Производственно-логистическая сеть (ПЛС) объединяет концепции ССП и ИСС. ПЛС - это форма организации бизнеса, основанная на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства (ЕИП) с целью совместного использования своих технологических ресурсов (ТР) для реализации всех этапов работ по выполнению проекта (заказа клиента) от источников первичного сырья до сдачи продукции конечному потребителю. ПЛС охватывает предприятия, имеющие устойчивые или потенциально существующие технологические и организационные связи, и совместно реализующие различные проекты и заказы.
Основная идея концепции ПЛС заключается в формировании единой организационно-технологической и информационной среды за счет временного объединения ресурсов различных автономных экономических агентов с целью повышения эффективности их деятельности и конкурентоспособности. В отличие от ИСС, где информационная база является лишь своего рода "доской объявлений", в ПЛС единое информационное пространство служит основой интегрированного планирования и управления выполнения проектов в сети.
Центр управления ПЛС может быть реализован в виде управляющей компании, не являющейся непосредственным участником производственно-логистического процесса, либо он может быть "плавающим", т.е. центром ПЛС может становиться одно из предприятий-участников ПЛС, являющееся головным исполнителем по тому или иному проекту.
Учитывая сложность и комплексность бизнес-процессов в ЛЦ, а также ключевую роль координации и взаимодействия в концепции SCM, важной составной частью идеологии управления ЛЦ является информационная поддержка в виде интегрированных систем управления классов ERP, APS, MES и SCM, а также интернет-технологий B-2-B, E-Commerce, C-Commerce. В функциональное "ядро" ЕИП входят система оперативного управления, связанная с производственно-экономической системой класса ERP, в которой хранятся и актуализируются данные по выполнению отдельных процессов, и общая база данных, в которой сохраняется информация об участниках ПЛС.
В ПЛС существует множество альтернативных способов создания конечного продукта (множество альтернативных вариантов ЛЦ вследствие того, что на выполнение каждой операции в ЛЦ одновременно могут претендовать несколько предприятий). Решаемые при этом задачи управления можно разделить на три основные группы:
Планирование субконтрактингового заказа (определение потенциальных участников-субконтаркторов и выбор из сформированных альтернатив наилучшего плана (ЛЦ);
Мониторинг субконтрактингового заказа;
Реконфигурирование логистической цепи (например, в случае изменений состава субконтракторов, изменения сроков, условий оплаты и т.д.).
Информационные аспекты систем управления субконтрактингом
Системы информационного обеспечения и актуализации базы данных технологических возможностей малых и средних производственных предприятий и инжиниринговых компаний-субконтракторов получили широкое распространение в Европе в конце 90-х гг. 20 в. и непрерывно развиваются в настоящее время. На основе анализа и практического опыта работы, можно выделить 3 основных подхода к построению с подобных систем:
"закрытые" коммерческие системы;
"открытые" коммерческие системы;
"открытые" некоммерческие системы.
"Закрытые" коммерческие системы представляют собой программные продукты, созданные для информационного обеспечения совместного планирования и управления предприятий-изготовителей готовой продукции и их поставщиков/субконтракторов. Подобные системы внедрены на большинстве крупных европейских концернов различных отраслей, например Volkswagen, Volvo, HugoBoss, GerryWeber и т.д. Доступ к данной системе имеют только непосредственные участники производственного процесса в рамках данной производственно-логистической сети. Разработка подобных систем является чрезвычайно дорогостоящей и выполняется коммерческими фирмами по заказу головного концерна. Примером подобной системы является программный продукт e-Chain, разработанный фирмой MSOConceptGmbH (Германия) и внедренный в производственно-логистических сетях концернов HugoBoss и GerryWeber.
"Открытые" системы реализованы в виде концепций электронного рынка (как правило, это некоммерческие системы) или виртуального предприятия (как правило, это коммерческие системы). "Открытая" система, построенная по принципу электронного рынка, представляет собой структурированную по отраслевому, продуктовому, региональному или иному принципу базу данных. Эта база данных содержит информацию о спросе и предложениях. Доступ к такой базе свободный, осуществляется через Интернет, в большинстве случаев с бесплатной регистрацией и авторизацией. Примером подобной системы может служить Интернет-портал www.e-trade-center.com.
"Открытая" система, построенная по принципу виртуального предприятия, представляет собой расширенную версию электронного рынка, в которой к традиционной базе данных добавляются система планирования и управления субконтрактинговыми заказами, а также осуществляется стыковка общей системы с ERP-системами, установленными на предприятиях для внутрифирменного планирования и управления. Примером подобной системы является система управления производственными сетями VIENTO (www.viento-web.com).
Кратко рассмотрим ряд других примеров. В Германии создан ряд систем в текстильной и легкой промышленности. Так, например, в Саксонии в августе 1998 г. на основе единой информационной платформы были объединены 800 предприятий, данные которых содержатся в общей базе данных. Был создан Web-сайт www.textil-server.de, интегрированный с виртуальным технологическим центром Саксонии. На нем содержатся помимо базы данных продукции, содержащей 73 предприятия и 213 наименований, данные о выставках, исследованиях и т. д.
Российский опыт создания систем информационного обеспечения и актуализации базы данных технологических возможностей малых и средних производственных предприятий и инжиниринговых компаний-субконтракторов. Разработанная в Санкт-Петербурге Электронная Информационная Система Субконтрактинга содержит сведения о производственных возможностях промышленных предприятий в базе данных, которая обновляется в соответствии с изменениями производственных возможностей и текущей загрузки предприятий. Актуальность информации обеспечивается сотрудниками служб кооперированных поставок на предприятиях, которые также формируют потребности предприятий в субконтрактинговых услугах путем передачи формализованных данных.
Перспективы развития Информационной Системы Субконтрактинга (ИСС)
Одним из основных условий повышения эффективности системы промышленного субконтрактинга является созданиеединого информационного пространства промышленности региона с целью гибкого реагирования на динамично изменяющиеся требования рынка и мобильной координации использования технологических ресурсов.
Существующие на сегодняшний день в России системы информационной поддержки субконтрактинга построены по принципу электронного рынка (E-Market) и не позволяют сформировать среду для кооперации, координации и оперативного распределения ресурсов, в которой предприятия способны быстро и с минимальными затратами производить конечный продукт или услугу на основе единого информационного пространства интегрированного планирования выполнения проектов в ВП.
Вместе с тем, имеющиеся сегодня системы позволяет детально описывать технологические возможности предприятий в соответствие с общепринятыми классификаторами. Эти системы можно рассматривать как стержневую основу ИСС.
Дальнейшее развитие ИСС предполагает следующие этапы:
Стыковка БД с системой управления субконтрактинговыми заказами (СУСЗ);
Разработка "ядра" ИСС на основе стыковки БД, СУСЗ, Интернет-портала и системы оперативного управления логистическими цепями (СОУ);
Масштабирование и адаптация "ядра" ИСС для конкретных субконтрактинговых сетей (например, для отдельных отраслей, ГУПов, кластеров, промзон и т.д.).
Результаты развития ИСС позволяют:
- обеспечить инновационный путь развития экономики региона;
- создать условия для сохранения и повышения конкурентоспособности производственных и логистических компаний на современных и будущих внутренних и международных рынках;
- ускорить развитие и повысить эффективность приоритетных направлений и видов экономической деятельности региона;
- создать условия для устойчивого развития малых и средних производственных предприятий.
Проект ориентирован на решение следующих основных практических задач:
- формирование единой информационной среды взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;
- усиление связей научно-технической и производственной сфер экономики;
- ускорение появления и устойчивого роста технологически ориентированных инновационных специализированных малых и средних предприятий;
- создание и развитие экспортно-ориентированных промышленных зон и производственно-технологических парков, построенных и управляемых на принципах субконтрактинга;
- внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения и управления разделением рисков для малых и средних производственных предприятий, цепочек кооперированных поставок и инновационных процессов;
- развитие конкурентоспособных производственных предприятий, специализированных по основным технологическим переделам, с использованием методов проектного инвестирования;
- создание эффективной системы актуализации промышленной статистики региона и комплекса показателей-индикаторов региональной экономики;
- углубление специализации и расширение кооперации промышленных предприятий, усиление связи предприятий малого и крупного научно-производственного бизнеса.