Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Важная роль в организации технологического процесса в ма­газине отводится размещению товаров в торговом зале, их вык­ладке, оптимальному распределению установочной и экспози­ционной площадей между отдельными группами товаров. При решении этих вопросов необходимо учитывать ряд факторов и принципов.

Факторы размещения:

частота спроса на отдельные товары;

размеры (габариты) продаваемых товаров;

широта внутригруппового ассортимента;

затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров;

психология покупателей.

Важнейшим фактором при распределении площади торгового зала для размещения отдельных товарных групп является частота их приобретения. Чем она выше, тем большая площадь (устано­вочная и экспозиционная) необходима для размещения. В каждом магазине должна быть определена примерная частота покупки от­дельных товаров с учетом сезонных особенностей спроса.

Размеры (габариты) продаваемых товаров также влияют на распределение площадей. Крупногабаритные товары естествен­но требуют больших площадей для их показа.

Размеры площадей для размещения отдельных товаров за­висят от затрат времени покупателей: чем больше времени на выбор, особенно сложноассортиментных товаров, тем больше должна быть площадь торгового зала для их размещения.

За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет про­цесс продажи.

При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных това­ров должны быть выделены наиболее видные места в торговом зале.

При размещении должно соблюдаться товарное соседство.

При размещении товаров безусловно должна быть учтена психология покупателя, который более склонен к импульсив­ным покупками, если куплено главное.

Принципы размещения:

размещение товаров, обеспечивающее их широкий выбор;

создание максимальных удобств покупателям при выборе;

учет движения покупательских потоков;

обеспечение должной обозримости товаров покупателями;

учет физико-механических, химических и других свойств товаров;

рациональное использование торговых площадей;

сокращение путей движения товарных потоков в торговом зале;

обеспечение бесперебойной торговли.

Выкладка — это определенные способы укладки и показа то­варов в торговом зале магазина.

Различают два основных способа выкладки — вертикальный и горизонтальный.

При вертикальной выкладке однородные товары выклады­ваются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации поку­пателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

При горизонтальной выкладке тот или иной товар занима­ет полностью 1—2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах. На нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.

В магазинах самообслуживания применяются такие способы выкладки, как навалом, штабелем, расположенными в ряд, стопками, подвешиванием и т.д.

Наиболее распространенный способ — навалом на полках, в таре-оборудовании, контейнерах, корзинах, витринах. Такой способ удобен для работников магазина, так как сокращает зат­раты труда на выкладку. Предпочтение этому способу отдают и покупатели, так как они неохотно отбирают товары из аккурат­но выложенных товаров в виде пирамид, стопок и т.п.

Важный вопрос выкладки - определение зоны выбора товаров.

Наиболее удобной зоной выбора являются полки, размещен­ные на высоте 110—160 см над уровнем пола. В этой зоне пред Размещение и выкладка товаров в торговом зале - student2.ru почтительно разместить товары, реализацию которых магазин желает увеличить, как правило, товары импульсивного спроса, товары с замедленной оборачиваемостью.

Менее удобной зоной считаются полки на высоте 80—110см и 160—180см от уровня пола.

Неудобная зона — полки на высоте до 80см и свыше 180см.

В этих зонах размещают товары с устойчивым спросом, не требующие больших затрат времени на выбор (муку, крупу, са­хар и т.п.).

При выкладке товаров необходимо обеспечить наиболее пол­ное использование экспозиционной площади магазина с тем, чтобы каждый квадратный метр торговой площади обеспечивал бы магазину соответствующий доход.

Наши рекомендации