Стационарные пункты для механизированной подготовки (изготовления) взрывчатых вешеств
Стационарные пункты подготовки и приготовления ВВ или их компонентов подразделяются на следующие пункты:
приготовления бестротиловых простейших ВВ (игданитов) из невзрывчатых компонентов;
растаривания промышленных ВВ и снаряжения зарядных машин;
приготовления горячего насыщенного раствора селитр со стабилизирующими добавками для приготовления на взрываемом блоке водосодержащих ВВ;
приготовления обратных эмульсий из раствора селитр с эмульгаторами для приготовления на взрываемом блоке эмульсионных ВВ.
Ниже рассмотрены схемы и технология работ на перечисленных пунктах подготовки и приготовления компонентов ВВ.
Пункты для приготовления игданитов. На крупных карьерах или на участке специализированной организации, ведущей взрывные работы на группе карьеров (по типу объединения Северо-Восток золото), с большим объемом потребления игданита могут создаваться специализированные стационарные пункты его приготовления. Оборудование пунктов должно обеспечивать высокопроизводительное
и безопасное выполнение следующих операций: приемка аммиачной селитры и размещение ее в хранилище; хранение селитры в режиме, исключающем ее излишнее увлажнение и слеживание; подача селитры в узел приготовления игданита; приготовление игданита и дозированная погрузка полученного ВВ в зарядные машины.
В настоящее время основным типом ВВ, используемым для разработки россыпей Северо-востока СССР, является игданит, доля которого превысила 60 % общего объема потребления ВВ в этом регионе.
Созданный ВНИИ-1 комплекс «Берелех» позволил механизировать приготовление игданита в объединении Северо-восток-золото на 100 % и в объединении Якутзолото на 60 %. В настоящее время в промышленной эксплуатации находятся 35 комплексов «Берелех». Одновременно была создана технология бестарного хранения аммиачной селитры (АС) в буртах вместимостью 600 т. Исследования, проведенные ВНИИ-1 и ИПКОН АН СССР по оценке пригодности для изготовления игданита аммиачной селитры десяти различных заводов-изготовителей, показали, что АС, не подвергнутая специальной обработке, способна удерживать лишь 3—4 % дизельного топлива (ДТ). Низкая стабильность игданита сокращает допустимое время нахождения зарядов в скважинах, что ограничивает объемы массовых взрывов, увеличивает их количество и приводит к неоправданным издержкам от простоев буровых станков, землеройной техники, а в целом к снижению технико-экономических показателей взрывных работ.
Перспективны два метода повышения стабильности игданита: введение в дизельное топливо поверхностно-активных веществ (ПАВ) и введение в состав игданита на стадии смешивания его компонентов дисперсных горючих добавок.
Наилучшие результаты получены при использовании смеси, состоящей из неионогенных и катионного ПАВ. Добавка этой композиции в сочетании с сорастворителем ПАВ к ДТ обеспечивает стабильность игданита при температуре от —5 до —45 °С в течение 72 ч.
Схема дозирования жидкого горючего компонента при изготовлении игданита на установке ИСИ-2 показана на рис. 13.9. На нагнетательной ветви магистрали жидкого горючего компонента от шестеренчатого насоса устанавливаются регулятор расхода (дроссель) жидкого компонента 3 и обратный клапан 2. Для осуществления контроля за расходом жидкого горючего компонента в системе его подачи предусматривается установка двух дозаторов 8, оборудованных соответствующей запорной арматурой. Из накопительной емкости 1 жидкий компонент самотеком поступает через входные клапаны 9 в дозаторы 8, после чего входные краны устанавливают в закрытое положение. Подача жидкого компонента в смесительный шнек ИСИ-2 через распылительную форсунку 5 осуществляется установкой одного из кранов
Рис. 13.9. Схема дозирования подачи жидкой горючей добавки для приготовления игданита на установке ИСИ-2
дозатора 7 в открытое положение с последующим включением насоса 6. Расход жидкого горючего компонента устанавливается с помощью дросселя 4, при этом избыточное количество его возвращается через обратный клапан в работающий дозатор. Непрерывное дозирование обеспечивается попеременной работой дозаторов посредством переключения одного дозатора на другой после опорожнения работающего дозатора. Благодаря тому, что вместимость каждого дозатора рассчитана на вместимость бункера-накопителя готового игданита, создается возможность постоянного контроля за соблюдением соотношения смешиваемых компонентов, и по мере необходимости осуществляется корректировка в подаче жидкого горючего компонента. Введение добавок композиции ПАВ и сорастворителя при изготовлении стабильного игданита осуществляется в накопительную емкость с ДТ. В настоящее время во ВНИИ-1 разработана и прошла промышленные испытания на предприятиях технология изготовления трехкомпонентного игданита, обладающего одновременно улучшенной стабильностью и повышенной энергией взрыва. Для изготовления этого игданита был применен разработанный ВНИИ-1 комплекс оборудования ИСИ-2 производительностью 20 т ВВ в час.
Разработан новый способ получения алюминизированных ВВ методом холодного смешивания компонентов в условиях горных предприятий.
Дисперсный горючий компонент равномерно распределяется в жидкой добавке до образования однородной суспензии, после чего этой суспензией обрабатываются гранулы аммиачной селитры, при этом поверхностный контакт между дисперсным компонентом и гранулами АС усиливается наличием в составе ВВ добавок ПАВ. Применение этой технологии для приготовления многокомпонентных составов позволяет исключить расслоение взрывчатой смеси в процессе ее приготовления, транспортирования и заряжания. В основу устройства для приготовления суспензий был положен принцип работы струйного аппарата в режиме жидкость—воздух по замкнутой гидравлической схеме (рис. 13.10). При этом в качестве рабочей жидкости использовалась жидкая горючая добавка, циркулирующая между насосом 1 и баком 2 по кольцевому трубопроводу. Загрузка дисперсного
Рис. 13.10. Схема смешивания жидкой горючей добавки с алюминиевой пудрой
компонента 3 (порошок алюминия) в смесительный бак устройства производилась из поставляемой тары— стальных барабанов по гибкому шлангу под действием разряжения, создаваемого струей рабочей жидкости в смесительной камере гидроэлеватора. Устройство для приготовления суспензий, получившее название гидровакуумный смеситель, вошло в состав установки ИСИ-2 для изготовления трехкомпонентных игданитов с повышенной энергией взрыва. Селитра подается в емкость 4 и смешивается с суспензией в наклонном шнеке 5 (см. рис. 13.9).
Пункты для механизированного растаривания и загрузки ВВ в зарядные машины должны обеспечивать выполнение следующих операций: прием ВВ в мешках или мягких контейнерах, растаривание мешков или контейнеров в накопительный бункер для снаряжения зарядных машин, сбор использованной тары. Такой пункт растаривания показан на рис. 13.11.
Доставка ВВ на пункт предусматривается на поддонах аккумуляторным погрузчиком ЭШ-181 грузоподъемностью 1000 кг, автомашинами или железнодорожными вагонами.
Погрузчик опускает мешки с ВВ на площадку у концевой части наклонного ленточного конвейера. Отсюда мешки поступают на ленту, поднимаются на верхнюю площадку и при сходе с конвейера захватываются растаривающей вибрационной установкой УРВ-2, в которой разрезаются бумажные мешки, происходит частичное измельчение слежавшегося ВВ, а неразрушившиеся куски ВВ поступают в валковую дробилку. Из-под сита и от дробилки измельченное ВВ поступает в бункер-накопитель. Бумажная упаковка по лотку направляется в сборную емкость. Выпускные отверстия бункера оборудованы затворами-дозаторами, из которых ВВ поступает в емкости зарядных машин.
Рис. 13.11. Схема стационарного механизированного пункта подготовки (приготовления) ВВ:
1 — наклонная галерея с конвейером; 2 — здание растеривающей установки; 3 — бункер-накопитель; 4 — лоток для выпуска мешкотары; 5 — зарядная машина
С пункта до места взрывов ВВ доставляется в транспортно-зарядных автомашинах. Такой пункт целесообразно оборудовать двумя бункерами, в один из которых загружается гранулотол, а во второй — гранулированная аммиачная селитра. Для заправки зарядных машин имеется емкость с соляровым маслом.
Целесообразно бункеры двухбункерных зарядных машин снаряжать игданитом и гранулотолом и использовать каждое ВВ раздельно для заряжания нижней (обводненной) и верхней (сухой) частей скважин.
В организациях Кривбассвзрывпром и Кмавзрывпром применяются передвижные растаривающие установки, смонтированные на автомашине, которой можно растаривать мешки непосредственно из железнодорожных вагонов и снаряжать зарядные машины вблизи места взрыва в любом месте карьера (рис. 13.12).
Применение передвижных растаривающих установок типа МПР-30 делает ненужным сооружение стационарного растаривающего пункта, что обеспечивает снижение затрат на растаривание ВВ и позволяет менять место растаривания ВВ (снаряжение зарядных машин). Недостатками передвижных растаривающих установок являются низкая производительность снаряжания зарядных машин и повышенная запыленность в рабочей зоне оператора на верхней площади растаривания.
Пункты для приготовления горячего насыщенного раствора селитр. В этих пунктах готовится раствор аммиачной, натриевой и кальциевой селитр со стабилизирующими добавками (полиакриламид, карбоксилметилцеллюлоза, ПАВ и т. д.). Раствор
Рис. 13.12. Схема самоходной погрузочно-растаривающей установки МПР-30
применяется в качестве компонента для приготовления на взрываемом блоке горячельющихся ВВ путем добавления в него гранулированного или чешуйчатого тротила. При этом образуется суспензия из раствора и частиц тротила, имеющих различную плотность. Для стабилизации заряда в него вводят в процессе заряжания добавки и поперечные сшивки, ускоряющие его загущение.
Взрывчатые смеси на основе горячего раствора аммиачной селитры типа ГЛТ-20 освоены на Лебединском ГОКе по разработкам Ленинградского горного института с участием НИИКМА. В 1975 г. на этом ГОКе был построен пункт для приготовления горячего раствора селитры. В состав пункта входят склад селитры, установка для приготовления горячего раствора окислителя, машина УДС для доставки готового раствора окислителя и смесительно-зарядный агрегат СЗА-1. На этом пункте производятся растаривание с измельчением слежавшейся селитры, приготовление горячего ее раствора со стабилизирующими добавками, загрузка готового раствора в доставочную машину УДС.
С 1986 г. комбинат использует для приготовления водосодержащих ВВ зарядные машины «Акватол-1У» и «Акватол-3», которые снаряжают на пункте горячим раствором селитр и доставляют его на заряжаемый блок. Сюда же в зарядной машине МЗ-ЗА доставляют тротил (гранулированный или чешуйчатый), откуда он по зарядному рукаву через объемные дозаторы подается в емкость машины «Акватол-1У», из которой после перемешивания в течение 15 мин поступает по зарядному шлангу в скважину под столб воды.
Изготовленная на комплексе взрывчатая смесь ГЛТ-20 имеет плотность заряжания в 1,4—1,6 раза выше по сравнению с гранулированными ВВ.
Применение взрывчатой смеси ГЛТ-20 обеспечивает снижение себестоимости 1 т ВВ в 1,7—2 раза и дает возможность уменьшить объем бурения скважин на 15—20 % за счет повышения объемной концентрации энергии заряда ВВ. ГЛТ-20 целесообразно применять в первом ряду скважин с увеличенной величиной линии сопротивления по подошве, взрывать блоки с расширенной сеткой скважин.
На практике известны следующие способы заряжания обводненных скважин льющимися ВВ: через столб воды, в предварительно осушенные скважины, под столб воды.
Заряжание через столб воды применимо для полностью нерастворимых ВВ. Для ВВ, содержащих селитру, этот способ заряжания неприемлем из-за растворения селитры. Растворение селитры идет до полного насыщения раствора. При прохождении ГЛТ-20 «через столб воды» теряется до 60 % селитры. Введение загустителя снижает растворение, но даже при увеличенном содержании загустителя в раствор уходит до 40 % селитры.
Возможна технология заряжания с предварительным осушением, однако эффективных установок для осушения не имеется, и такая технология усложняет заряжание из-за появления дополнительной машины на блоке.
При заряжании ВВ под столб воды зарядный шланг опускают на забой скважины и по мере заполнения скважины взрывчатой смесью поднимают синхронно с помощью механизмов. Для составов с загустителями потери АС при заряжании «под столб воды» не превышают 5 %.
В процессе отработки технологии заряжания «под столб воды» оказалось, что во время заряжания нет необходимости синхронно поднимать шланг, так как ВВ типа ГЛТ-20 за время прохождения по шлангу не успевает остыть. Чем глубже скважина, тем легче заряд идет по шлангу под собственным весом. Шланг легко извлекается из заряда, и чем больше воды в скважине, тем легче поднимать шланг.