Методика проведения изложений
Работа над изложением в устоявшейся практике школы начинается во второй половине первого года обучения.
Выбор текста для изложения является важным вопросом. Для учащихся самым доступным текстом для изложения является рассказ, повествование с небольшим количеством эпизодов. В синтаксическом и лексическом отношении рассказ должен быть прост и доступен учащимся: все слова ясны по своему значению, синтаксические конструкции доступны для использования их в детской речи; просто должно быть и построение рассказа в целом: три-четыре части, легко выделяемые в абзацы.
Постепенно тексты для изложений должны усложняться по содержанию (большее количество эпизодов), в словаре, синтаксисе (предложения разнообразны по строению и составу), композиционному построению.
В целях развития самостоятельности учащихся тексты постепенно усложняются по своему оформлению:
1) текст разделен на небольшие части (абзацы), и к каждой из них внизу дан пункт плана;
2) текст не разделен на абзацы, но план есть;
3) текст разделен на два (затем на три-четыре) абзаца, плана не дано, но последний составляется коллективно;
4) текст разделен на три-четыре абзаца, плана нет, дети составляют его самостоятельно и пишут изложение;
5) текст не разделен на абзацы, не дано плана; детям надо составить план из трех-четырех пунктов и написать изложение.
Так постепенно ученик овладевает умением писать изложение готового текста.
Наиболее трудно, как показывают наблюдения, изложение текста, воспринятого на слух. Целесообразно приучать детей к тому, чтобы они писали изложение после не более чем двукратного, а иной раз и однократного чтения.
Когда рассказ прочитан, идет краткий разбор его содержания по вопросам учителя. При этом достаточно поставить перед детьми два-три вопроса, чтобы определить, все ли понятно им в рассказе. Затем под руководством учителя составляется план изложения, который записывается на доске. По плану дети устно составляют текст изложения и пишут его.
Текст, предназначенный для изложения в I классе, может состоять из четырех-пяти предложений. Таков, например, рассказ «За рыбой»:
Яша и Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал щуку. Сережа поймал окуня. Дети отдали рыбу маме.
На доске заранее пишется план в форме вопросов: «Что задумали мальчики? Куда они пошли? Кого поймали Яша и Сережа?» План пока закрыт, чтобы не отвлекать внимания детей от текста.
Учитель медленно и выразительно читает текст один раз, открывает план-вопросы и предлагает детям сначала прочитать его про себя, затем каждый вопрос плана читается вслух отдельным учеником. Составляются ответы на вопросы. Затем текст может быть прочитан учителем еще раз, и дети пишут изложение.
Текст для изложения во II классе может быть большим по объему, отдельные предложения более сложные по своей конструкции. Для примера можно взять текст «Две козы» из учебника русского языка II класса.
Сначала текст читается полностью, к нему составляется план. Учитель обращает внимание детей на то, что в рассказе можно выделить три части, каждую часть надо озаглавить. Чтобы правильно озаглавить каждую часть, надо подумать над тем, что является в ней главным, основным.
В результате коллективной работы составляется план изложения: 1. Встреча на узкой тропинке. 2. Что сделала одна коза? 3. Разошлись.
План записывается на доске. Каждый учащийся продумывает самостоятельно свое изложение по этому плану.
Возможен и такой вариант работы, когда учащиеся устно составляют изложение по плану. Как и в I классе, текст может быть прочитан учителем еще раз перед тем, как дети начнут писать изложение.
В начальных классах изложение носит обучающий характер. При проведении обучения изложению учитель на первых порах показывает, как надо излагать прочитанный текст. Для этого учащиеся устно по вопросам или по плану излагают текст. Причем дети вносят в коллективную редакцию свои поправки: это делается, конечно, при участии и помощи учителя.
Постепенно дети учатся самостоятельно записывать составленное коллективно изложение.
1 этап- коллективная работа.
2 этап- самостоятельная передача учащимися содержания текста по плану, данному учителем или составленному коллективно.
3этап- самостоятельно составляет план и пишет изложение. Это контрольное изложение (проводится в конце обучения в 3 и 4 классе).
Изложение может быть разных видов:
а) подробным или сжатым;
б) без изменений фактической стороны;
в) изложение с дополнением, со вставкой эпизодов;
г) с изменением начала, конца;
д) изложение с изменением лица рассказчика, времени действия и т. п.
Изложения учащихся должны отвечать следующим требованиям:
1) Учащиеся должны правильно, без искажений фактов передать содержание прочитанного текста. При этом должна быть соблюдена последовательность событий и эпизодов, имеющих место в тексте.
2) Последовательность изложения должна соответствовать определенному плану (хотя план может быть и не записан учениками в их тетрадях).
3) Изложение может быть подробным или сжатым в зависимости от заданий учителя.
4) Изложение должно быть написано орфографически грамотно.
Очень важен в процессе обучения изложению анализ написанных изложений. Учитель, проверяя работы, классифицирует их, учитывая:
1) точность передачи, последовательность содержания текста;
2) непоследовательность передачи содержания текста;
3) ошибки в построении предложений;
4) неправильное употребление слов;
5) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки.