Охрана окружающей среды при возведении земляного полотна
В проектах земляного полотна автомобильных дорог промышленных предприятий должны разрабатываться природоохранные мероприятия и работы по рекультивации земель согласно указаниям СНиП 1.02.01-85, Рекомендаций по охране окружающей среды в районной планировке. Методических указаний по рекультивации земель, нарушаемых при транспортном строительстве, и других документов.
Природоохранные мероприятия состоят из организационных, конструктивных и технологических.
Организационные мероприятия включают:
- сбор и анализ материалов о природных условиях района проектируемой дороги, уровнях загрязнения атмосферного воздуха;
- определение концентраций содержания пыли при производстве земляных работ в действующих карьерах, резервах, при взрывах, погрузочно-разгрузочных работах;
- изучение водных преград, пересекаемых трассой дороги, степени их загрязнения;
- наличие сточных вод около проектируемых мостов, эстакад, труб, дренажей;
- выявление источников производственного шума, превышающего допустимые нормативные уровни;
- разработку мероприятий по благоустройству и озеленению территории вблизи дорожных сооружений;
- разработку мероприятий по рекультивации нарушенных или малопроизводительных земельных участков;
- способы утилизации растительного покрова, свозимого в бунты в связи с возведением земляного полотна.
К конструктивным мероприятиям относятся:
- устройство утепленных дренажей, трубофильтров и канав;
- сохранение почвенно-растительного покрова под основанием насыпи и за ее пределами;
- укрепление откосов насыпей и выемок засевом их семенами дикорастущих трав;
- запрещение подрезки неустойчивых косогоров, вызывающую оползни, сплывы, солифлюкционные процессы и термокарстовые образования;
- недопущение образования подпора поверхностной воды, верховодки и надмерзлотных вод, особенно на участках близкого залегания льдонасыщенных грунтов и подземных вод.
Технологические мероприятия предусмотрены нормами и правилами возведения земляного полотна СНиП 2.05.02-85, ВСН 200-85, ВСН 204-86 и других нормативных документов.
- При рекультивации земель предпочтение следует отдавать биологическим (геоботаническим) методам, заключающимся в создании растительного покрова путем засева откосов земляного полотна семенами дикорастущих трав и посадки кустарников с внесением в почву минеральных и органических удобрений.
- При биологической рекультивации необходимо предусматривать создание достаточной тепло- и влагообеспеченности плодородного слоя в наиболее благоприятный вегетационный период (июль-август). Для этого следует рекомендовать создание искусственных почвенно-грунтовых профилей, обеспечивающих капиллярное "поднятие" влаги и подбор грунтовых вод. В качестве оптимальных рекомендуются профили на глубину 0,2 - 0,6 м из смеси глинистого и песчаного грунта в соотношениях 1:3 - 1:5.
- В качестве конструктивных мероприятий по снижению загрязнения атмосферы отработанными газами автомобилей необходимо удалять дорогу от жилой застройки, пересечения устраивать на разных уровнях, высаживать полосы зеленых насаждений.
- В целях уменьшения загрязнения воздушного бассейна дорожной пылью проектируют непылящие дорожные покрытия (асфальтобетон, каменные материалы, шпаки и грунты, обработанные вяжущими веществами, и т.д.).
- В целях предотвращения загрязнения открытых водоемов солями, горюче смазочными веществами, истертой резиной следует проектировать дороги с твердыми типами покрытий и предусматривать организованный сток воды с поверхности проезжей части с последующей очисткой или отводом в места, исключающие загрязнение источников водоснабжения.
- Во всех случаях не следует размещать вблизи водоемов эстакады для мойки автомобилей, автозаправочные станции. Необходимо предусматривать озеленение территорий автозаправочных станций и станций технического обслуживания, а также соответствующую очистку сточных вод (поверхностных и технологических) перед сбросом их в водоемы.
- При проектировании искусственных сооружений необходимо стремиться к максимальному сохранению естественного режима водотоков, предусматривать меры против размыва берегов и оврагообразования.
- В целях максимального сохранения природного ландшафта следует применять пространственное трассирование дорог в соответствии с "Указаниями по архитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог", ВСН 18-74. Следует избегать устройства глубоких выемок и высоких насыпей, а через глубокие долины проектировать виадуки.
- Строительство дорог рекомендуется вести на непригодных для сельского хозяйства или малоценных земельных угодьях, а на используемых землях дороги следует прокладывать по границам полей или хозяйств. При проложении дорог по используемым землям конструкцию земляного полотна проектируют без резервов и кавальеров. При проложении дорог по лесным массивам их устраивают по просекам, противопожарным разрывам, границам предприятий и лесничества.
- В проекте следует предусматривать снятие с полосы, занимаемой земляным полотном, плодородного слоя грунта и сохранение его для последующего использования при рекультивации нарушенных земель и для улучшения малопродуктивных земель. При толщине плодородного слоя менее 0,2 м, а также на участках с выходом на поверхность скальных обнажений, валунов, крупных камней (св. 0,5 м), занимающих более 30 % площади, он не снимается.
- Участки, временно отводимые под притрассовые карьеры и резервы, для временных сооружений, после окончания строительства должны быть рекультивированы и возвращены землепользователям.
- Для снижения шума и вибрации, создаваемых автотранспортом, следует предусматривать строительство шумозащитных земляных валов, виброгасящих траншей, цементобетонных покрытий с тщательной заделкой температурных швов, шумопоглощающих и шумоотражающих экранов, а также озеленение придорожной полосы.