Отличия предложения от словосочетания.

Лекция 2.

Предложение как основная единица синтаксиса

Отличия предложения от словосочетания.

Отличительные признаки словосочетания и предложения.

1.Словосочетание –это непредикативная единица, а предложение –предикативная единица.

2. Функциональный признак (у предложения коммуникативная функция, оно выражает сообщение, а словосочетание некоммуникативная единица).

3. Структурный признак. СС и предложение имеют различные структурные схемы.

4. У предложения структурная способность выполнять коммуникативные функции.

5. Парадигматический признак (парадигма предложения опирается на формы зависимого компонента, а парадигма словосочетания на формы главного слова).

Ср.:

Зелёная трава; зелёной травой Трава зеленеет. Трава зелена. Трава будет зеленеть.

6. Интонационный признак (предложение обладает интонационной законченностью, а словосочетание нет).

Предложение –главная единица языка и речи.

1) Предложение является средством общения (1-я коммуникативная функция). Из этого следует, что коммуникативная функция является одним из основных признаков предложения. Эта функция вытекает из отношений предложения к языку.

Другие функции предложения:

2) предложение формирует и выражает мысль (мыслеоформительская функция). Предложение – это средство мышления, средство познания мира. Благодаря этой функции предложение обладает относительной смысловой законченностью.

3)предложение обладает номинативной функцией, но в отличие от слова, предложение называет целое событие. Предложение как номинативная единица является единицей речевой.

4)Предложение является особой грамматической единицей, обладает грамматической организованностью. Предполагает построение по определенной модели.

5)Наличие предикативности – грамматическое значение предикативности.

6)Интонационная законченность.

В.В. Виноградов дал такое определение предложению: «Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная едини­ца речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сооб­щения мысли».

Из этого определения следует, что главными признаками предложения являются:

1. Грамматическая организованность;

2. Интонационная оформленность;

3. Смысловая завершенность;

4. Предикативность.

1. Грамматическая организованность

В каждом предложении есть главные члены и могут быть второстепен­ные члены, между которыми устанавливается определенный вид синтаксиче­ской связи: предикативная, подчинительная, сочинительная, полупредикативная и др. Допускаются также отдельные типы осложнения простого предложения (ПП): однородные члены, обособленные члены, обращение, вводные и вставные конструкции.

2. Интонационная оформленность

Каждое предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой. Роль интонационной оформленности как обязательного формального признака предложения наглядно выявляется при сравнении просто слов и слов-предложений. Любое слово может стать предложением при произнесении его с предикативной интонацией. Интона­ция законченности как раз и служит показателем предикативности.

3. Смысловая завершённость

Всякое предложение заключает в себе относительно завершенную мысль.

4. Предикативность

Предложение обладает грамматическим значением, которое выражает­ся в предикативности. По В.В. Виноградову, предикативность - это соотне­сенность высказывания с объективной действительностью, формализованная в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и син­таксического лица.

 
  Отличия предложения от словосочетания. - student2.ru

Модальность бывает двух типов:

1) объективная модальность указывает на отношение сообщаемого к действительности с точки зрения его реальности или ирреальности.

Например: Иванов учится в институте.

В этом предложении сообщаемое оценивается как реальное событие.

Например: Пусть Иванов учится в институте.

В этом предложении сообщаемое оценивается как нереальное событие. Форма выражения ирреальности – частицы и местоимения.

2) субъективная модальность выражает личную оценку говорящего к сообщаемому с точки зрения достоверности\недостоверности с помощью специальных модальных слов.

Например: Иванов, видимо, учится в институте.

Синтаксическое время предложения чаще всего совпадает с морфо­логической категорией времени глагола - на глаголы изъявительного накло­нения настоящего, прошедшего и будущего времени.

Однако в предложении может и не быть глагола, и, тем не менее, пред­ложение всегда обладает синтаксической категорией времени.

Синтаксическое время может быть выражено не только предложениями с личными формами глагола, но и самой структурой предложения (н-р, Зи­ма.), обстоятельственными словами с временной семантикой (н-р, словами вчера, сегодня, завтра и под.), нулевыми глагольными связками, которые ну­левыми могут быть только в настоящем времени (н-р, Брат - студент), се­мантикой предложения, т.е. контекстом (ср.: Поднять флаг. Зашел бы с дру­гом - синтаксическое будущее время).

Синтаксическое лицо тоже опирается на морфологическое лицо, ко­торым обладают личные местоимения и глаголы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (глаголы про­шедшего времени и сослагательного наклонения не имеют морфологической категории лица в силу происхождения и образования). Синтаксическое лицо может быть выражено структурой предложения (н-р, Зима. - настоящее син­таксическое время; Смеркалось - 3 синтаксическое лицо, безличное значе­ние; Набежали - 3 синтаксическое лицо, неопределенно-личное значение).

На основе двух типов модальности ученые пришли к мнению, что в предложении может быть два типа содержания:

1. Объективное содержание - диктум.

Для того чтобы определить диктум, нужно соотнести высказывание с действительностью и определить фрагмент реальности. Например:

- местоположение * у магазина

- обладание * У него 2 книги.

- явление природы *Наступила зима.

Субъективное содержание - модус.

Через модус Говорящий реализует свои интенции - намерения (то есть желание выразить: к кому обращена речь? с какой целью? каков может быть результат? где можно использовать?).

Кроме того, через модусную характеристику можно выявить личные качества автора, связанные с характером мышления, уровнем интеллектуального развития и т.д.

Структурная схема

Кроме названных признаков предложение обладает способностью к абстрагированию, т.е. предложение имеет структурную схему. Структурная схема - это отвлеченный образец, по которому построено предложение.

* Птицы поют. Студенты опаздывают. и т.п.

Схема: Им.п. существительного + спрягаемая форма глагола (деятель и его состояние/процесс).

*Ночь.

Схема: Им.п. существительного (указание на наличие предмета, явления).

Парадигма - это система форм предложения. Полная парадигма ПП семичленна (имеет 7 форм). Какие компоненты входят в парадигму?

-3 времени реального наклонения (индикатива):

настоящего * Иванов учится в институте.

прошедшего *Иванов учился в институте.

будущего времени *Иванов будет учиться в институте.

+ 4 компонента нереального наклонения:

сослагательное: * Учился бы Иванов в институте.

долженствования * Все работают, а Иванов учись в институте.

желательность * Хоть бы Иванов учился в институте.

побудительное наклонение * Пусть Иванов учится в институте.

Основные средства выражения формы – глагольные частицы.

Наши рекомендации