Пишем словосочетания и предложения

Завершающим этапом обучения «азам» я считаю чтение и запись первых словосочетаний и предложений.

В словосочетания, которые читают и пишут мои маленькие ученики, обычно входят названия цветов, слова "big" и "little", несколько числительных и все изученные существительные.

Итоговым упражнением является запись словосочетаний рядом с картинками. Например, рядом с нарисованной шестеркой и розовой мордочкой поросенка малыш пишет: "sixpinkpigs".

Для того чтобы ребенок понял, что от него требуется, достаточно показать ему образец. Промежуточные упражнения представляют собой всевозможные варианты этого задания.

Пишем словосочетания и предложения - student2.ru

Предложения также не отличаются разнообразием. На этом этапе мы осваиваем только три структуры: "Itis a…", "I have…" и "I like…".

Пишем словосочетания и предложения - student2.ru

Другое дело, что эти предложения могут быть длинными и включать в себя несколько словосочетаний: "I havetwolittleredrobotsandfivebigpinkpigs". К говорению и письменной речи это имеет довольно смутное отношение, но зато дает навык одновременного «удерживания» в памяти структуры, последовательности элементов, слов и грамматики.

Чтение и запись таких предложений подготавливает ребенка к чтению естественных предложений и вызывает иллюзию самостоятельного чтения длинных отрывков текста, что немаловажно для обучения. Малыши обычно в восторге от того, что могут прочитать и понять длиннющие предложения, и это подогревает их интерес к языку.

При работе с предложениями я прибегаю не только к картинкам, но и к переводу. Детям очень нравится «переводить». То, что они могут «переводить», добавляет к ним в их глазах авторитетности, а вам дает возможность разнообразить упражнения.

Например, всем моим ученикам нравится писать русско-английский диктант предложений, и письменный перевод фразы «Я люблю собак» выглядит в их глазах большим умением, что недалеко от правды.

Пишем словосочетания и предложения - student2.ru

Каждая исписанная вами с ребенком тетрадка в результате будет представлять собой пропись, словарик в картинках, учебник, книжку для чтения и рабочую тетрадь с упражнениями в одном лице.

Меня иногда спрашивают, почему я не оформляю упражнения при помощи компьютера. Ответ прост: во-первых, дети гораздо легче начинают писать в таких тетрадках; а во-вторых, каждую тетрадку я заполняю для ребенка по мере нашего продвижения вперед и могу корректировать планы в зависимости от наших успехов. Печатать упражнения я начинаю только тогда, когда мы переходим к чтению длинных предложений. Ребенку льстит, что он читает печатный текст.

Будет просто идеально, если вы спланируете занятия таким образом, что ребенок в результате этого этапа сможет прочитать текст знакомой ему простенькой песенки или стихотворения. Малыш прекрасно понимает, что недавно он мог только слушать эту песенку, а вот теперь он ее уже читает.

По завершению этого этапа обучения «азам» у ребенка все еще могут оставаться «трудные» буквы или путаница с похожими буквами, но стопроцентное вызубривание всех букв и не входит в планы этого этапа.

В результате ваших занятий для ребенка должен быть в принципе ясен алгоритм чтения, и он должен уметь читать и воспроизводить на письме большинство букв.

Он должен освоить «поле» чтения и письма, а отчеканить навыки и доприручить непослушные буквы и звуки он сможет и потом.

Следующим этапом может быть изучение языка по любому учебнику для малышей. Если вы не торопились и занимались основательно, то программа, предлагаемая учебником, уже не будет проходить у вашего ребенка сквозь пальцы. Он будет осмысленнее и плодотворнее осваивать программу, так как будет к ней подготовлен.

Нетрудно заметить, что слова, которые я привела в пример, предполагают азы понимания правила открытого и закрытого слога, а словосочетания и предложения – понимание начал грамматики. В следующей, завершающей, статье этого цикла я расскажу об алгоритме, которому я обычно следую при объяснении малышам этих и некоторых других премудростей, необходимых для дальнейшего изучения языка.

Часть 5

Чуть-чуть больше, чем азы

В диктовках, которые писала Динка, были всегда два главных недостатка:
у тех слов, которые почему-либо казались ей значительнее других,
она ставила даже в середине фразы заглавные буквы
и, кроме того, очень любила восклицательные знаки.
В. Осеева «Динка»

Наши рекомендации