Отличия предложения от словосочетания.
Лекция 2.
Предложение как основная единица синтаксиса
Отличия предложения от словосочетания.
Отличительные признаки словосочетания и предложения.
1.Словосочетание –это непредикативная единица, а предложение –предикативная единица.
2. Функциональный признак (у предложения коммуникативная функция, оно выражает сообщение, а словосочетание некоммуникативная единица).
3. Структурный признак. СС и предложение имеют различные структурные схемы.
4. У предложения структурная способность выполнять коммуникативные функции.
5. Парадигматический признак (парадигма предложения опирается на формы зависимого компонента, а парадигма словосочетания на формы главного слова).
Ср.:
Зелёная трава; зелёной травой | Трава зеленеет. Трава зелена. Трава будет зеленеть. |
6. Интонационный признак (предложение обладает интонационной законченностью, а словосочетание нет).
Предложение –главная единица языка и речи.
1) Предложение является средством общения (1-я коммуникативная функция). Из этого следует, что коммуникативная функция является одним из основных признаков предложения. Эта функция вытекает из отношений предложения к языку.
Другие функции предложения:
2) предложение формирует и выражает мысль (мыслеоформительская функция). Предложение – это средство мышления, средство познания мира. Благодаря этой функции предложение обладает относительной смысловой законченностью.
3)предложение обладает номинативной функцией, но в отличие от слова, предложение называет целое событие. Предложение как номинативная единица является единицей речевой.
4)Предложение является особой грамматической единицей, обладает грамматической организованностью. Предполагает построение по определенной модели.
5)Наличие предикативности – грамматическое значение предикативности.
6)Интонационная законченность.
В.В. Виноградов дал такое определение предложению: «Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».
Из этого определения следует, что главными признаками предложения являются:
1. Грамматическая организованность;
2. Интонационная оформленность;
3. Смысловая завершенность;
4. Предикативность.
1. Грамматическая организованность
В каждом предложении есть главные члены и могут быть второстепенные члены, между которыми устанавливается определенный вид синтаксической связи: предикативная, подчинительная, сочинительная, полупредикативная и др. Допускаются также отдельные типы осложнения простого предложения (ПП): однородные члены, обособленные члены, обращение, вводные и вставные конструкции.
2. Интонационная оформленность
Каждое предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой. Роль интонационной оформленности как обязательного формального признака предложения наглядно выявляется при сравнении просто слов и слов-предложений. Любое слово может стать предложением при произнесении его с предикативной интонацией. Интонация законченности как раз и служит показателем предикативности.
3. Смысловая завершённость
Всякое предложение заключает в себе относительно завершенную мысль.
4. Предикативность
Предложение обладает грамматическим значением, которое выражается в предикативности. По В.В. Виноградову, предикативность - это соотнесенность высказывания с объективной действительностью, формализованная в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.
Модальность бывает двух типов:
1) объективная модальность указывает на отношение сообщаемого к действительности с точки зрения его реальности или ирреальности.
Например: Иванов учится в институте.
В этом предложении сообщаемое оценивается как реальное событие.
Например: Пусть Иванов учится в институте.
В этом предложении сообщаемое оценивается как нереальное событие. Форма выражения ирреальности – частицы и местоимения.
2) субъективная модальность выражает личную оценку говорящего к сообщаемому с точки зрения достоверности\недостоверности с помощью специальных модальных слов.
Например: Иванов, видимо, учится в институте.
Синтаксическое время предложения чаще всего совпадает с морфологической категорией времени глагола - на глаголы изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.
Однако в предложении может и не быть глагола, и, тем не менее, предложение всегда обладает синтаксической категорией времени.
Синтаксическое время может быть выражено не только предложениями с личными формами глагола, но и самой структурой предложения (н-р, Зима.), обстоятельственными словами с временной семантикой (н-р, словами вчера, сегодня, завтра и под.), нулевыми глагольными связками, которые нулевыми могут быть только в настоящем времени (н-р, Брат - студент), семантикой предложения, т.е. контекстом (ср.: Поднять флаг. Зашел бы с другом - синтаксическое будущее время).
Синтаксическое лицо тоже опирается на морфологическое лицо, которым обладают личные местоимения и глаголы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (глаголы прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют морфологической категории лица в силу происхождения и образования). Синтаксическое лицо может быть выражено структурой предложения (н-р, Зима. - настоящее синтаксическое время; Смеркалось - 3 синтаксическое лицо, безличное значение; Набежали - 3 синтаксическое лицо, неопределенно-личное значение).
На основе двух типов модальности ученые пришли к мнению, что в предложении может быть два типа содержания:
1. Объективное содержание - диктум.
Для того чтобы определить диктум, нужно соотнести высказывание с действительностью и определить фрагмент реальности. Например:
- местоположение * у магазина
- обладание * У него 2 книги.
- явление природы *Наступила зима.
Субъективное содержание - модус.
Через модус Говорящий реализует свои интенции - намерения (то есть желание выразить: к кому обращена речь? с какой целью? каков может быть результат? где можно использовать?).
Кроме того, через модусную характеристику можно выявить личные качества автора, связанные с характером мышления, уровнем интеллектуального развития и т.д.
Структурная схема
Кроме названных признаков предложение обладает способностью к абстрагированию, т.е. предложение имеет структурную схему. Структурная схема - это отвлеченный образец, по которому построено предложение.
* Птицы поют. Студенты опаздывают. и т.п.
Схема: Им.п. существительного + спрягаемая форма глагола (деятель и его состояние/процесс).
*Ночь.
Схема: Им.п. существительного (указание на наличие предмета, явления).
Парадигма - это система форм предложения. Полная парадигма ПП семичленна (имеет 7 форм). Какие компоненты входят в парадигму?
-3 времени реального наклонения (индикатива):
настоящего * Иванов учится в институте.
прошедшего *Иванов учился в институте.
будущего времени *Иванов будет учиться в институте.
+ 4 компонента нереального наклонения:
сослагательное: * Учился бы Иванов в институте.
долженствования * Все работают, а Иванов учись в институте.
желательность * Хоть бы Иванов учился в институте.
побудительное наклонение * Пусть Иванов учится в институте.
Основные средства выражения формы – глагольные частицы.