Технология товароснабжения с применением тары-оборудования
Важным направлением совершенствования товароснабжения розничной торговой сети является прогрессивная технология товародвижения с применением тары-оборудования. В этом случае тара-оборудование одновременно выполняет функцию товароносителя при транспортировке, хранении товара и торгового оборудования при его реализации в торговом зале. Такая технология предполагает комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на всех этапах товародвижения и продажу товаров по методу самообслуживания.
Внедрение такой технологии позволяет:
механизировать и ускорять погрузочно-разгрузочные работы;
исключить тяжелый ручной труд;
сократить количество звеньев и технологических операций по обработке товаров в магазинах;
сократить численность работников;
повысить коэффициент использования транспортных средств;
резко сократить затраты на тару и упаковку;
более эффективно использовать торговые и складские помещения;
снизить затраты времени покупателей на приобретение товаров.
Сущность прогрессивной технологии товароснабжения и продажи товаров заключается в следующем: товар уже в сфере производства или оптовом звене расфасовывается и в потребительской упаковке укладывается в специализированную тару-оборудование, которая доставляется непосредственно в торговый зал магазина или помещение для хранения. Товар при этом продается методом самообслуживания.
Виды тары-оборудования:
неразборная;
сборно-разборная;
складная;
переносная;
передвижная.
Экономический эффект от внедрения тары-оборудования получают предприятия промышленности, торговли и транспорта. Промышленные предприятия получают эффект за счет механизации процессов труда, вытеснения из производства традиционной транспортной тары (ящиков, мешков, бочек, бумаги). Розничная торговля — за счет снижения затрат труда на разгрузку автомобилей, приемку, упаковку, выкладку в торговом зале, фасовку, внутримагазинное перемещение. Предприятия автотранспорта — за счет сокращения простоев, повышения коэффициента использования транспортных средств.
Тема 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
7.1. Понятие и содержание культуры торговли
7.2. Методы продажи товаров
7.3. Внемагазинные формы продажи товаров
7.4. Дополнительные услуги в торговле и их классификация
7.5. Правила розничной торговли и продажи товаров
7.6. Организация контроля в торговле
Понятие и содержание культуры торговли
Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические и др.) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.
Оценка деятельности торгового предприятия может быть произведена по трем важнейшим составляющим:
культура торговли;
качество обслуживания покупателей;
культура обслуживания покупателей.
Культура торговли— самое широкое понятие, включающее достижения развития отрасли, качество и культуру обслуживания покупателей.
Основными составляющими культуры торговли являются:
1)наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения;
2)наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазинов, удобное их размещение в регионе, техническая оснащенность предприятий;
3)применение в магазинах наиболее эффективных современных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;
4)оказание покупателям дополнительных услуг, связанных со специфическими особенностями товаров;
5)организация внутри- и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;
6) культура труда работников магазина, означающая должную профессиональную квалификацию торгового персонала, высокий этический и эстетический уровни обслуживания;
7) строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров.
Качество торгового обслуживания:
совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота.
Культура обслуживаниятакже включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных форм продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мнению покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д.
Методы продажи товаров
Важным элементом культуры торговли является используемый метод продажи товара.
Метод продажи— это совокупность приемов осуществления основных операций по реализации товаров покупателям.
Основными операциями процесса продажи товаров в магазине являются:
осмотр предлагаемого магазином ассортимента товаров;
отбор товаров;
расчет за товары и получение покупки;
предоставление покупателям дополнительных услуг.
Дальнейшее развитие торговли и повышение культуры торгового обслуживания населения обусловлены целым рядом социально-экономических факторов, основными из которых являются: рост численности населения, повышение его материального и культурного уровня, расширение производства необходимых товаров, рост жилищного строительства, улучшение структуры потребления, внедрение в торговлю наиболее эффективных форм продажи товаров. Эти факторы играют важную роль в повышении уровня жизни народа.
По подсчетам ученых затраты времени на ведение домашнего хозяйства достигают 12—15 % годового бюджета времени, а четверть этих затрат приходится на приобретение продуктов и непродовольственных товаров в розничной торговой сети.
Внедрение прогрессивных форм обслуживания способствует повышению экономической эффективности торговли и народного хозяйства в целом. Опыт показывает, что при рациональной организации торгового процесса в магазинах самообслуживания производительность труда повышается на 15—20%, улучшается использование материально-технической базы (выше коэффициенты установочной и экспозиционной площадей) и в конечном счете на 10—15 % снижаются издержки обращения. Известно, что уровень механизации труда в розничной торговле один из самых низких среди других отраслей народного хозяйства и составляет всего 12—15 % . Поэтому важнейшей задачей развития торговли является прежде всего применение наиболее эффективных форм продажи товаров.
Развивая и совершенствуя методы продажи товаров, народное хозяйство получает и социальный, и экономический эффект.
Существуют магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.
В настоящее время получили развитие следующие магазинные методы розничной продажи:
самообслуживание;
продажа товаров по предварительным заказам;
продажа товаров по образцам;
синдивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой.
Самообслуживание— это форма продажи, сущность которой состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета.
Высокий уровень эффективности магазинов самообслуживания возможен при условии, что примерно 80—90 % продовольственных и значительная часть непродовольственных товаров будут поставляться фасованными.
Однако во многих случаях низкая эффективность работы магазинов самообслуживания объясняется рядом причин внутриотраслевого характера. Прежде всего это касается узости ассортимента наших магазинов самообслуживания и неправильное его формирование. Ассортимент универсамов, например, должен включать в зависимости от площади 1700—2000 наименований, в действительности же в большинстве случаев он достигает 150—200 наименований продовольственных товаров. Незначительный удельный вес занимают в ассортименте универсамов непродовольственные товары (примерно 3—5 %), в то время как в зарубежных странах — 35—40 %.
Недостаточно эффективно используется материально-техническая база магазинов самообслуживания. Прежде всего структура площадей магазинов самообслуживания не соответствует этой форме продажи. Если в зарубежных магазинах соотношение торговых и вспомогательных площадей 3:1, то в наших, наоборот, 1:3. Неэффективно используется торговая площадь магазинов, в большинстве из них коэффициент установочной площади составляет 0,15—0,20 (по нормативу — в среднем 0,30), экспозиционной — 0,50—0,60 (по нормативу — 0,70—0,85). Анализ планировочных решений показывает, что многие проекты магазинов самообслуживания разрабатываются с большими отклонениями от оптимальных решений как торгового, так и технологического процесса.
Продажа продовольственных товаров на основе предварительных заказов покупателей способствует более полному удовлетворению потребностей определенных групп населения в продуктах питания, снижению затрат времени покупателей при покупке примерно в 5—7 раз, а также уменьшению нагрузки на продовольственные магазины в часы пик после окончания смен и рабочего дня на промышленных предприятиях, в организациях, учреждениях.
При этой форме продажи покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже в специализированных магазинах заказов, отделах заказов продовольственных магазинов с универсальным ассортиментом товаров, пунктах приема и выдачи заказов на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы. Для продажи товаров по предварительным заказам обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса:
прием и оформление заказов
комплектование заказанных товаров
доставка, расчет и выдача заказов
ейнеры с наборами.
Продажа продовольственных товаров по предварительным заказам имеет больше социальное значение, чем экономическое. При применении этой формы сокращаются затраты времени на покупку; в условиях недостаточности ресурсов по отдельным продуктам питания (мясо, мясопродукты, некоторые виды молочных, рыбных, бакалейных товаров) дает возможность лучше использовать ресурсы для обеспечения рабочих, служащих, ветеранов и т.п.
В повышении культуры торговли важное место отводится такой прогрессивной форме продажи, как продажа товаров по образцам, когда в торговом зале магазина выставляются только образцы товаров, имеющихся в продаже. Покупатель выбирает товары самостоятельно или с помощью продавца, который дает консультации о свойствах товаров и демонстрирует их в действии. Этим методом могут реализовываться ткани, стройматериалы, пианино, мебель, холодильники, телевизоры и другие крупногабаритные и технически сложные товары. При продаже по образцам после оформления и оплаты покупки товар может быть доставлен покупателю как из магазина, так и со складов торговой организации или непосредственно промышленного предприятия.
При этой форме обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса:
самостоятельно или с помощью продавца осмотр покупателями образцов товаров, имеющихся в продаже
оформление и расчет за покупку и услуги
оказание услуг покупателям.
В магазинах, торгующих по образцам, могут применяться и другие формы продажи (самообслуживание, продажа товаров с индивидуальным обслуживанием).
Экономическая эффективность продажи товаров по образцам обеспечивается за счет:
централизации хранения товарных запасов на складах оптовой торговли, промышленных предприятий;
более эффективного использования складских площадей;
сокращения потребности в подсобных помещениях магазинов и расширения торговых площадей;
обеспечения необходимых условий хранения товаров и сокращения их потерь;
снижения доли ручного труда на погрузочно-разгрузочных работах в розничной сети;
снижения транспортных расходов.
Социальный эффект достигается за счет улучшения обслуживания покупателей, сокращения времени на приобретение товаров, транспортировку, разгрузку и установку или сборку изделий на месте их потребления.
Продажа товаров в форме индивидуального обслуживания, в том числе с открытой выкладкой— это форма продажи, при которой ознакомление покупателей с имеющимся ассортиментом товаров осуществляется самостоятельно или с помощью продавца, а проверка качества, консультация, упаковка и отпуск товаров производятся продавцом.
При открытой выкладке товары размещаются на рабочем месте продавца. Покупатели, не ожидая очередности обслуживания продавцом, самостоятельно осматривают и выбирают нужные изделия, при необходимости пользуются консультацией продавца. Отпуск товаров производится продавцом.
Если товары закрыты стеклом, целлофаном и доступ к ним регулирует продавец, то эту форму продажи нельзя считать открытой выкладкой.
При продаже товаров по форме индивидуального обслуживания, в том числе с открытой выкладкой, обязательными являются методы организации торгово-технологического процесса:
ознакомление покупателей с ассортиментом имеющихся товаров
расчет с покупателями, оформление и отпуск покупки.