Понятие и сущность самоменеджмента
Введение
В настоящее время в условиях развития процессов глобализации экономики, высокой скорости научно-технического развития и структурных изменений в экономике при формировании конкурентных преимуществ возникает необходимость акцентировать внимание, прежде всего на нематериальных активах, таких как носители знаний. Современные менеджеры, понимая, что именно знания формируют основу конкурентного преимущества, ставят задачу не только накопления новых знаний, но и получения дохода от таких активов. Одним из важнейших компонентов таких интеллектуальных активов в современном бизнесе являются носители знаний и их практические навыки в области самоменеджмента.
Исследования различных аспектов самоменеджмента представлены в работах отечественных и зарубежных ученых. Так Л. Зайверт, представитель немецкой рациональной школы менеджмента, акцентирует внимание в своей концепции на рациональном использовании и сбережении такого ресурса как время. Концепция М. Вудкока и Д. Френсиса построена на идее ограничений. В. И. Андреев в своей концепции самоменеджмента основывается на стремлении к саморазвитию в себе творческой личности. А. Хроленко развивает идею повышения личной культуры деловой жизни. В свою очередь, концепция Б. и Х. Швальбе сосредоточена на проблемах достижения личного делового успеха. В работе Н. Лукашевича предложена адаптивно-развивающаяся концепция самоменеджмента, которая раскрывает внутренние механизмы процесса деловой карьеры, объясняет его мотивацию, движущие силы. Вместе с тем, несмотря на большое количество работ посвященных самоменеджменту нет единства в подходах определения его сущности, структуры, целей и задач.
Объект исследования – самоменеджмент, как путь профессионального роста менеджера.
Предмет исследования – внутриорганизационные отношения, возникающие при внедрении и использовании основ самоменеджмента.
Целью данной курсовой работы является обобщение концептуальных подходов в раскрытии сущности самоменеджмента, как основного пути развития к профессиональному росту менеджера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие и сущность самоменеджмента;
- Изучить методы и особенности самоменеджмента в организациях;
- Обосновать необходимость внедрения самоменеджмента для сотрудников компании ООО «Инженерный центр»;
- Описать технологию развития самоменджмента в организации;
- Выявить значение управления и внедрения технологии самоменджмента.
Курсовая работа состоит из следующих структурных элементов: введения, двух основных глав, заключения и библиографического списка 29 наименований.
Теоретические аспекты самоменеджмента
Понятие и сущность самоменеджмента
Современная ситуация в области управления экономическими системами требует от менеджеров: непрерывного саморазвития; умения управлять собой; использования своего творческого потенциала. Известный американский исследователь Питер Друкер в одной из своих работ отмечает, что в новое время одной из важнейших задач научного менеджмента становится проблема управления на уровне отдельного человека, т.е. самоменеджмент. Самоменеджмент направлен на максимальное использование работником собственного потенциала и осознанное управление своим рабочим временем, а также на самоорганизацию в деятельности менеджера.
Самоменеджмент – современное направление, возникшее в середине 90-х годов и относящееся к области управленческих знаний[1]. Основными предпосылками развития самоменеджмента являются: возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития; нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой; превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками; исчерпание возможностей многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.
Существующие изменения выдвигают повышенные требования к управленческому персоналу, его профессионализму, обучению и переподготовке. Однако, как отмечают М. Вудкок и Д. Френсис[2], организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров. Это привело бы к истощению ресурсов организации и подрыву ее стабильности. Поэтому поддержание своего постоянного роста и развития становится необходимостью для каждого менеджера. Заметим, что в Украине и других странах бывшего Советского Союза ситуация усугубляется кризисным состоянием экономики и практическим отсутствием устоявшихся традиций менеджмента. При этом самоуправление и саморазвитие персонала становятся фактором их выживания, становления экономики в рыночных условиях, укрепления позиций менеджмента в странах СНГ и формирования класса профессиональных менеджеров[3].
В ходе исследования было выявлено, что существуют различные подходы к интерпретации понятия «самоменеджмент» (таблица 1).
Таблица 1
Интерпретация понятия «самоменеджмент»
Автор | Интерпретация |
Л. Зайверт[4] | представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни. |
Продолжение таблицы 1
М. Вудкок и Д. Френсис[5] | всесторонняя проверка имеющихся способностей и поиска реальных путей развития личных и деловых качеств. Основывается на идее ограничений. Под ограничением понимают фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы "системы" организации в целом, группы или индивида. |
Экономический словарь[6] | управленческая деятельность, направленная на самого себя, элементами которой являются самовоспитание, саморазвитие, самореализация. |
К. И. Варламов[7] | последовательное и целенаправленное использование руководителем (специалистом и т.д.) апробированных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей. |
В. Карпичев[8] | саморазвитие индивида-менеджера или личная тектология (организационная наука управления самим собой). |
С. Д. Резник[9] | это целенаправленное и последовательное применение испытанное наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. |
М. Лукашевич[10] | последовательное и целенаправленное использование эффективных методов, приемов и технологий самореализации и саморазвития своего творческого потенциала. |
М. С. Доронина, В. И. Пересунько[11] | самостоятельное управление работником своей деятельностью с использованием знаний и интуиции, направленное на развитие собственного интеллектуального потенциала и эффективное его использование на свою пользу, и пользу организации. |
В. И. Андреев[12] | стремление к саморазвитию в себе творческой личности, направлен на формирование и развитие профессиональных навыков менеджера. |
Таким образом, можно отметить, что не существует единой точки зрения относительно интерпретации понятия «самоменеджмент». Трактовки авторов разнятся, и поэтому возникает необходимость в проведении анализа сущности понятия «самоменеджмент» по ключевым словам (таблица 2).
Таблица 2
Анализ сущности понятия «самоменеджмент»
Автор | Ключевое слово | С помощью чего? | Ожидаемый результат |
Л. Зайверт | последовательное и целенаправленное использование | испытанных методов; собственных возможностей | оптимизация использования своего времени |
К. И. Варламов | апробированных методов и практических приемов работы | повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей | |
М. Лукашевич | методов, приемов и технологий самореализации и саморазвития | повышение творческого потенциала | |
С. Д. Резник | методов и приемов менеджмента | эффективное использование времени, способностей умение преодолевать внешние обстоятельства | |
М. Вудкок и Д. Френсис | преодоление ограничений | всесторонняя проверка имеющихся способностей и поиска реальных путей развития личных и деловых качеств | повышение потенциала |
Экономический словарь | управленческая деятельность | самого себя | самовоспитание, саморазвитие, самореализация |
В. Карпичев | личная тектология | саморазвития | управление самим собой |
М. С. Доронина, В. И. Пересунько | самостоятельное управление своей деятельностью | знаний и интуиции | развитие собственного интеллектуального потенциала и эффективное его использование |
В. И. Андреев | стремление к саморазвитию | развитие в себе творческой личности | формирование и развитие профессиональных навыков менеджера |
В результате мы выявили, что большинство ученых в своих работах К.И. Варламов, Л.Зайверт, Н.П. Лукашевич, С.Д. Резник определяют понятие «самоменеджмент» как последовательное и целенаправленное использование апробированных методов и практических приемов работы, собственных возможностей, методов, приемов и технологий самореализации и саморазвития, менеджмента. М. Вудкок и Д. Френсис[13] рассматривают самоменеджмент как всестороннюю проверку имеющихся способностей. В. И. Андреев[14] отмечает, что это стремление к саморазвитию в себе творческой личности. В отличие от предыдущих ученых М.С. Доронша, В.Карпичев, верно, отмечают, что «самоменеджмент» это самостоятельное управление своей деятельностью, управление самим собой посредством использования знаний и интуиции. Анализ показал, что самоменеджмент способствует: оптимизации использования своего времени; повышению эффективности выполняемых процедур и операций, достижению намеченных целей; развитию собственного интеллектуального потенциала и эффективное его использование; развитию умения преодолевать внешние обстоятельства; самовоспитанию, саморазвитию, самореализации; формированию и развитию профессиональных навыков менеджера.
Следовательно, по результатам проведенного исследования «самоменеджмент» можно определить как самоуправление своей деятельностью направленное на формирование собственного потенциала, развитие качеств менеджера и эффективное их использование, основанное на непрерывном получении и накоплении новых знаний. Необходимо отметить, что первостепенным в самоуправлении является самопознание и самосовершенствование. В процессе самоуправления человек является субъектом и объектом управления одновременно. Самоменеджмент предполагает сознательное воздействие на психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую деятельность, собственное поведение и т.д. с целью поддержания заданного характера их функционирования.
К целям самоменеджмента можно отнести: развитие необходимого уровня осознания себя для выявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни и профессиональной деятельности; улучшение ориентации в собственных целях; управление собственными ресурсами; обеспечение гармоничных отношений с окружающей средой; получение и накопление новых знаний.
Задачами самоменеджмента можно признать осуществление оптимальной деятельности, в том числе профессиональной, которая включает в себя: самооценку, самоконтроль, составление программы действий, технологий, обеспечение новых характеристик личности менеджера. Критерием оптимальности самоменеджмента можно считать максимизацию эффективности деятельности менеджера с сохранением целостности, гармоничности системы. Таким образом, самоменеджмент является основным фактором развития менеджера как личности и как профессионала.
В связи с этим, самоменеджмент можно образно представить в виде модели - требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (рисунок 1)[15]. Представленная модель качеств менеджера: «Умение управлять самим собой» состоит из двух уровней: первый уровень - это основные группы качеств и второй уровень - это первичные качества, которые детализируют и раскрывают сущность первого уровня.
Рисунок 1. – Модель качеств менеджера: «Умение управлять самим собой»
В модели выделено семь основных групп качеств:
1. Способность формулировать жизненные цели - это оптимальная направленность и мобилизация собственных способностей и жизненных ресурсов. Заметим, что постановка целей важнейший компонент управленческой деятельности. Цель определяет не только результат, но и в значительной степени путь к его достижению. Цели, которые вы ставите перед собой, задают направление вашего движения. Таким образом, менеджеру необходимо развивать: способность познать самого себя; умение формулировать свои жизненные цели; умение принимать решения; умение планировать карьеру.
2. Личная организованность предполагает способность жить и работать по системе. Для развития этого качества необходимо научиться: следовать системному подходу; формировать умения: ценить и эффективно использовать время; сосредоточиваться на главном; все делать по порядку; не упускать из виду мелочей; учитывать и анализировать затраты времени.
3. Самодисциплина - это умение подчинять свои действия определенным требованиям, управлять своим поведением: «держать себя в руках». Для формирования этого качества необходимо воспитывать в себе обязательность, способность держать слово; пунктуальность, точность исполнения; собранность, умение не разбрасываться; наличие чувства ответственности; умение отказываться от удовольствий ради главного.
4. Знание техники личной работы предполагает накопление знаний о правилах и приемах организации личной работы и умение ими пользоваться. Для этого необходимо развивать: умение организовать рабочее место; умение пользоваться организационной и вычислительной техникой; умение работать с информацией; умение составлять документы; умение говорить по телефону; умение слушать; умение планировать свои дела; знание методов рационализации личного труда; умение пользоваться записной книжкой; умение менять занятия; знание технологии коммуникаций; умение найти и получить работу; умение адаптироваться в коллективе; умение взаимодействовать с секретарем; умение делегировать полномочия.
5. Самоорганизация личного здоровья данное качество направлено на поддержание хорошего состояния здоровья, гигиену умственного труда, посредством умеренных физических нагрузок; правильного питания; сна, дыхания, водных процедур; закаливания; борьбы с шумом; тренированностью нервной системы; развития умения расслабиться; отказа от вредных привычек; рационального режима труда и отдыха.
6. Эмоционально-волевой потенциал - это способность управлять своей волей, воспитывать оптимизм и жизнерадостность. Для этого необходимо развитие таких качеств как воля; трудолюбие; упорство в работе; целеустремленность; решительность; напористость; умение заинтересовать, мотивировать себя; оптимизм и жизнерадостность; увлеченность работой; преданность работе и коллективу; семейное благополучие; уверенность в самом себе; психологическая подготовка к работе.
7. Самоконтроль личной жизнедеятельности - это способность постоянно контролировать процессы своей деятельности и ее результаты, что предполагает овладение знаниями о функциях самоконтроля; контроле процессов; контроле времени; контроле результатов; самоконтроле дня; умением создавать и контролировать собственный имидж.
Отметим, что предпосылкой развития описанных качеств менеджера являются сложившиеся условия, в которых осуществляется деятельность человека и цели, которых он стремиться достичь. В современных условиях проблемы самоменеджмента рассматриваются на трех уровнях. Первый - глобальный. Законы социума требуют рациональной организации самодеятельности в ответ на усложнившиеся процессы человеческого проявления во всех его сферах. Быстрое изменение внешней среды заставляет постоянно наращивать и повышать интеллектуальный и инструментальный потенциал менеджера. Второй - связан с «великим парадоксом управления». Менеджеру в современном мире приходится контролировать все менее управляемые ситуации, уметь принимать неординарные решения. Работа в нестандартных ситуациях обусловливает необходимость опережающего отражения действительности и своевременного реагирования. Третий уровень представляет самоменеджмент как способ организации труда. Это включает в себя следующее: преобразование личности; экономия времени; рациональная организация самодеятельности; выявление уроков, анализ ошибок, прогноз опасностей и потерь; проектирование внешней среды, преодоление обстоятельств.
Современный менеджер для повышения своей конкурентоспособности должен овладеть наукой и искусством управления самим собой, освоить приемы и методы самоменеджмента, которые позволят: эффективно организовывать свой личный труд и труд своих подчиненных; кратчайшим путем достигать профессиональных и жизненных целей; постоянно повышать свой квалификационный уровень; избегать стрессовых ситуаций, повышать и сохранять высокую работоспособность; достигать наилучших результатов труда; получать удовольствие от выполняемой работы.
По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Новые условия хозяйствования вызвали необходимость в изменении требований, предъявляемых к уровню профессионализма современных менеджеров. Соответствие этим требованиям для менеджеров невозможно без личностного роста, без повышения уровня эффективности их самоуправления.