Принципы проектирования предметов для сервировки стола (сервизов для кофе и чая) на примере златоустовского и кубачинского центров производства
Петрова О.Е.
Предметы быта, выполненные из металла, проработанные с основательностью произведений искусства, с давних времен привносили особый вклад в повседневную жизнь человека. Ювелирное искусство издревле являлось важной частью художественной культуры человечества, подчеркивая стремление людей укрепить и увековечить свое благосостояние в драгоценных и полудрагоценных металлах и камнях, разнообразить окружающую обстановку. Упоминание предметов, с помощью которых человек употребляет пищу, относится к истокам развития человеческого общества. Прием пищи в разные, исторические времена имел представительскую, обрядовую, ритуальные функции, подчеркивал социальное положение хозяина дома.
Предметы для сервировки стола позволяют нам судить о художественном уровне развития эпохи, стилистических направлениях, исторических традициях и эстетических представлениях общества.
Объектом, представляемым в данной теме, является группа предметов для сервировки стола, выполненных из металла. Предметом исследования является выявление принципов проектирования сервизов, которые непосредственно основаны на различных факторах: исторической стилизации, особенностях формообразования, функциональных, эстетических, пластических, технологических характеристиках предметов, входящих в кофейный и чайный сервизы.
С развитием промышленного производства и исторической сменой художественных стилей непрерывно менялись и традиции изготовления предметов сервировки, составлявших комплект посуды – сервиз. Использование новых материалов и технологий, развитие индустрии, изменение пищевых пристрастий и этнических представлений не могло не сказываться на искусстве изготовления предметов для организации сервировки стола.
Современные художественные вкусы отражаются во всех областях человеческой культуры и быта. Предметы для сервировки стола, посуда, выполненная из различных, в том числе из драгоценных металлов, не являются исключением. Воплощая в себе наиболее яркие черты ювелирного искусства современности, любая группа предметов для сервировки стола в то же время должна сочетать в себе эстетические представления и нести известную функциональную нагрузку, что будет обуславливать форму предметов и используемые материалы.
Вопрос является тем более интересным в эпоху всеобщей глобализации, когда национальные, этнические, культурные, исторические традиции грозят рухнуть под всеобщей лавиной товаров широкого потребления, в том числе касающегося и предметов для приема пищи. Не исключено, что общество массового потребления придет к решению о замене сервизов дешевыми предметами посуды. Такой вариант был бы крайне неблагоприятен для сложившихся культурных тенденций за огромный период времени, в течение которого человечество пользуется сервизами и предметами для организации сервировки стола. Постиндустриальное общество, ориентированное на массовое потребление, не должно утратить лучшие традиции искусства изготовления изделий, подчеркивающих индивидуальность, непохожесть, отражающих присущие им черты и особенности.
Весьма актуально и необходимо по достоинству оценить выработанные традиции изготовления сервизов, наметить основные пути и направления дальнейшего развития и совершенствования данной отрасли ювелирного искусства, учитывая, что сервиз сохраняет свою актуальность, пока человечество придает процессам приема пищи особую социокультурную роль.
Проектирование предметов из металла, для сервировки стола является малораспространенной темой, о чем свидетельствует недостаточно широкий ассортимент представленной на рынке продукции и что предполагает данное направление как перспективное.
При проектировании сервизов одним из наиболее значимых моментов является их соответствие общепринятым стандартам. Особенности формы определяются функциональным назначением предметов. Стандарты, принятые в обществе, определяются удобством в эксплуатации и эргономичностью формы, функциональное назначение сервизов основывается на исторически сложившихся традициях культуры приема пищи.
Современные технологии изготовления сервизов позволяют варьировать форму изделий, согласно различным самым смелым замыслам. Данные возможности позволяют сделать акцент в проектной работе на поиске новых образных решений, что, в свою очередь, выявляет глубокое взаимодействие между формой и функцией, являющимся основным условием проектной работы в данном направлении. Естественная потребность человека использовать для приготовления и употребления пищи столовые предметы, выполненные из благородных металлов, удобные в эксплуатации и доставляющие эстетическое удовольствие, была и остаётся насущной и актуальной.
Группа предметов для сервировки стола составляет комплект посуды – сервиз. Он рассчитан на определенное количество человек и состоит из предметов, связанных между собой не только утилитарным назначением, но и единым художественным направлением. По составу и количеству предметов сервизы весьма разнообразны. По своему назначению они делятся на обеденные, чайные и кофейные, реже встречаются сервизы десертные и банкетные. Таким образом, сервиз от обычной группы сервировочных предметов отличает, прежде всего, единство художественного решения. Например, к группе предметов для питья можно отнести различные по функциям предметы: сосуды для чая и кофе, сосуды для вина, сосуды для льда, передачи (сосуды для охлаждения), кувшины, черпаки, перколяторы, чашки, кубки и др. Если рассматривать кофейный сервиз, то в его состав входят:
1. Главные предметы: джезва (турка), подставка, кофейная чашка, ложечка для помешивания кофе.
2. Второстепенные предметы: вилки, ножи, сахарницы, щипцы для сахара, сливочники, наборы для специй.
3. Различные аксессуары: подсвечники, пепельницы, кольца для салфеток, блюдца для лимона.
В состав чайного сервиза входят:
1. Главные предметы: чайник для кипятка (или бульотка), чайник заварочный, подставка,
2. Второстепенные предметы: ложки, вилки, ножи, сахарницы, конфетницы, щипцы для сахара, сливочники, ситечки для заварки, чашки, блюдца.
3. Различные аксессуары: подсвечники, пепельницы, кольца для салфеток, блюдца для лимона и сладостей.
4. Форма каждого предмета в сервизе, при всем разнообразии столовых принадлежностей, определяется его функциональным назначением. Данные условия формируют круг пропорций, нарушение которых приведет к созданию концептуальных объектов, лишенных практического применения. Все входящие в сервиз предметы должны разрабатываться с применением одних и тех же стилистических приемов и материалов.
Теперь непосредственно обратимся к продукции, выполненной в жанре кофейного либо чайного сервизов в златоустовском и кубачинском центрах производства.
Изделия, производимые в ауле Кубачи, получили широкую известность еще в VII веке в странах Ближнего Востока и Закавказья. Жители этого места с давних пор занимались изготовлением разнообразного оружия, такого как кольчуги, шлемы кинжалы, мечи, луки, ножи; различных ювелирных изделий и посуды из меди и серебра.
Традиции, складывающиеся веками, наложили свой исторический отпечаток на изделия, которые производятся в наши дни. В этом населенном пункте сложно найти дом, в котором не было бы мастера, работающего с металлом. В своеобразных домашних музеях в течение многих веков собирались произведения искусства как самих кубачинцев (древние историки востока называли жителей аула зирехгеранами), так и мастеров из Ирана, стран Западной Европы, Египта. Времена менялись, а в домах жителей Кубачей накапливались коллекции редких экспонатов посуды таких как кунне (кувшины с носиком для омовения), кутка (кувшины без носика), мучалы (сосуды для ношения воды), нукнусы (ведра для сыпучих материалов), различные предметы для сервировки стола, украшения интерьера, а также ювелирные изделия. Кубачинцы по богатству домашнего музея и наличию в нем подлинно художественных изделий оценивали значение рода либо определенной фамилии потомственного мастера в развитии местного ремесла.
В 1924 году на базе ремесленной артели был создан Кубачинский художественный комбинат. В течение последних десятилетий комбинат выпустил множество ювелирных изделий, а также различных предметов, относящихся к посудной группе: ваз, подстаканников, графинов и рюмок, стопок, чашек с блюдцами, кувшинов, молочников, сахарниц, солонок и наборов для специй, ложек и ножей.
В качестве основного материала для изготовления изделий используется серебро и медь, также применяется золото, в основном для золочения серебряных поверхностей.
Характерной особенностью изделий, производимых в Кубачах, является сложный орнамент, покрывающий всю поверхность изделия. Отличительные черты орнамента: изящность, выразительность, национальный колорит. Только в Кубачах орнамент выполняется методом глубокой гравировки, также из техник используются чернение, золочение. В работах кубачинских мастеров прослеживается очень яркий национальный колорит, который впитал в себя древность традиций, влияние Ближнего Востока, народов Средней Азии, и Кавказа.
Намного позже получил распространение промысел производства посуды из металла на Урале. В XVIII веке на Южном Урале, в Златоусте, месте богатом рудой, драгоценными и полудрагоценными камнями, был построен один из первых чугунолитейных заводов.
В 1815 году на базе чугунолитейного завода П.П. Аноковым была открыта оружейная фабрика, которая стала производить сабли, шпаги, палаши, клинки и другое оружие. Тогда же зародилась и златоустовская гравюра на стали. В 1816 году из города Золиген (Германия) на фабрику по приглашению прибыли талантливые мастера, привнесшие европейские традиции изготовления изделий из металла, в частности, клинков и ножей. С начала ХХ века Златоустовская оружейная фабрика широко производит не только клинки, но и различные предметы посудной группы, пано, сувениры.
Характерная особенность изделий Златоуста – комбинация стали с чистым золотом и никелем. В элементах декора изделий присутствует традиционный растительный орнамент.
Оба промысла по художественной обработке металла являются очень традиционными и обладают ярко выраженными характерными особенностями. В первую очередь их отличают художественность и техника исполнения.
Изделия, производимые в ауле Кубачи, имеют свои отличительные черты. Во- первых, кубачинский промысел является более древним. В изделиях весьма заметно присутствие влияния искусства Византии, Персии и других стран Ближнего Востока, откуда пришла традиционная форма изделий, которая со временем только оттачивалась, и элементы декора, украшающие данную форму.
Лучшие образцы изделий кубачинских мастеров выполнены на основе традиционной формы с использованием характерного восточного декора. Работа над изделием выполняется вручную, одним мастером на протяжении всего процесса. Художественный уровень изделия определяет в первую очередь вкус мастера. Характерным декоративным элементом, украшающим форму кубачинских изделий, является спиралевидный завиток с небольшими стилизованными листьями, используемыми для создания ритмического звучания декора. Подобные решения декоративных элементов, украшающих форму изделий, встречаются в работах русских мастеров XVI-XVII веков, ныне хранящихся в Оружейной палате.
В изделиях златоустовских мастеров широко представлен растительный декор, а также присутствуют элементы, характерные для стилей – ампир и классицизм, привнесенные мастерами западной Европы еще в XIX веке вместе с традициями изготовления клинков. Представлены такие элементы декора как растительные гирлянды, ленты, картуши, монограммы, шрифтовые композиции, а также медальоны и вставки со стилизованными и натуралистическими изображениями сцен охоты, животных и прочими мотивами. Принципы построения формы изделий привнесены стилем классицизм, влиянием европейских традиций. В изделиях златоустовских мастеров широко представлены исторические мотивы, интерпретированные в современной форме.
При рассмотрении технологических особенностей изготовления художественных изделий из металла выделяется ряд отличий.
В Кубачах не так широко распространено золочение в качестве основного декора. В основном используется традиционный черневой рисунок и отгравированный в оброн в контррельеф чистый серебряный фон. На фоне штихелями гравируется рисунок, затем в углубления прокладывается чернь, далее изделие шлифуется для снятия излишек черни. Проявившийся черневой рисунок дополняется гравировкой в оброн второстепенных, декоративных элементов на чистой поверхности серебра.
Златоустовский промысел предполагает использование большого количества технологий и материалов. В отличие от кубачинского промысла, в Златоусте в качестве основного материала для изготовления художественных изделий из металла используется сталь. Помимо этого в Златоусте широко распространена техника обронного гравирования по стали в рельеф графчиками, а также техника инкрустации золота по стали.
В отличии от кубачинского промысла, в Златоусте активно используется золочение разных цветов, также применяется техника воронения стали. В результате, на поверхности изделия в поддержку декора присутствует широкая цветовая гамма: цвет золота, цвет чистой стали и воронение. В настоящее время для ускорения процесса используется травление.
Златоустовский промысел, хоть и является очень молодым, по сравнению с традицией изготовления художественных изделий из металла в Кубачах имеет ряд собственных преимуществ. Изделия, производимые в Златоусте, в целом выглядят более богато, интересно и разнообразно, так как златоустовский промысел наиболее открыт новым решениям формы и декора предметов.
Для кубачинских художественных изделий из металла характерно единство техники исполнения и стилистического решения, некий консерватизм, так как в промысле используются классические приемы и традиции, накопленные за многие века существования, что придает художественным изделиям из Кубачей лаконичность и утонченную красоту образа.
В свою очередь, у мастеров Златоуста в изделиях менее заметно стилистическое единство образа и формы, так как присутствует постоянный эксперимент и поиск новых тенденций, что не всегда приводит к положительным результатам, но открывает путь к новизне в целом для всего златоустовского промысла.
Рис.1. Чайный набор. Златоуст.1996 г. |
Далее обратимся к конкретным примерам. Рассмотрим сервизы, выполненные в Златоусте. Например, чайный набор, произведенный в 1996 году (рис 1.) Набор состоит из металлического подноса прямоугольной формы с округло решенными краями и ручкой, чайника с изящно проработанным носиком и крышкой, вазы для конфет (или сахарницы), подсвечника с ярко выраженной вертикальной направленностью, небольшой чашки и плоского диска возле нее, круглого плоского блюда для фруктов или сладостей. В целом набор решен в одном стиле, присущем златоустовским образцам. В сервизе широко применяются следующие характерные приемы: обильное использование золоченых поверхностей, сочетающихся с чистыми плоскостями белого оттенка металла, присутствует растительный орнамент (он ярко прослеживается по внутренней части блюда, на крышках чайника и сахарницы). В форме изделий заметно присутствие мотивов стиля классицизм и подражаемость западно-европейским образцам. В то же время на крышках чайника и сахарницы присутствует элемент необычной куполообразной формы, который привнесен скорее под влиянием русских традиций декоративно-прикладного искусства, что вносит эклектичное звучание в формообразование сервиза.
Рис.2. Чайный набор. Златоуст.1999 г. |
Второй рассматриваемый образец: чайный набор 1999 года выпуска, также произведенный в Златоусте (рис.2). Сервиз состоит из следующих предметов: подноса округлой формы с круглыми декоративными накладками по всему диаметру, на котором достаточно плотно расположены три металлических подстаканника со стаканами и чайными ложками. В этом наборе наиболее ярко прослеживается стиль в декорировании предметов, характерный для златоустовского промысла: обилие золоченого сложного орнамента, сочетающегося с вставками из полированных плоскостей металла белого оттенка. В орнаментальных мотивах, украшающих данный образец, широко представлены растительные и анималистические стилизованные мотивы – характерные черты стиля ампир, располагающиеся на круглых медальонах блюда и подстаканников. Необычна форма ручки подстаканников в форме цилиндрических элементов, что вносит также долю эклектичного звучания в общий облик чайного набора. Затруднительно определить в данном сервизе основное стилевое направление. Между собой перекликаются эклектичные мотивы, классицизм, ампир, к тому же пышно представлен золоченый растительный декор. Сочетание таких элементов позволяет предположить, что в златоустовской школе обработки металла сложилось свое особенное направление формообразования и декорирования изделий. Смелые эксперименты с формой дают почву для дополнительных стилевых поисков в декоре.
Рис.3. Кофейный сервиз фирмы «Дилон-Альянс». 2005 г. |
Кофейный сервиз, произведенный фирмой «Дилон-Альянс» (рис.3), является ярким представителем изделий, производимых из металла на Кавказе. Сервиз представляет собой набор из множества предметов, выполненных в едином стилевом решении. Набор состоит из прямоугольного подноса с округлыми краями, лаконичного кофейника, турки с деревянной ручкой, сахарницы, шести чашек и шести блюдец. Форма предметов сервиза является прекрасным примером достоинств кубачинской посуды. В декоре широко представлены традиционные решения: гравировка в оброн, использование черни на посеребренной поверхности металла и традиционного восточного завитка в качестве основного орнаментального растительного мотива. Все эти элементы создают представление об изделии кубачинской школы как о лаконичном, строго выдержанном наборе, отвечающем всем сложившимся за долгие времена канонам. Наряду с этим набор очень консервативен: декор и форма остались на том же уровне что и много лет назад. Кубачинскому промыслу с его прекрасной лаконичностью образов и накопленным многовековым опытом обработки металла стоит поискать новых, не известных промыслу ранее решений формы и декора предметов посудной группы.
Все эти факты позволяют судить о том, что златоустовскому направлению обработки металла не хватает единства в стилевых решениях посудной группы. К сожалению, при таких прекрасных технологиях производства не всегда подобные эксперименты проходят удачно. Современные производители должны выбрать единую стилевую линию производства посуды: оперирование четкими классическими образцами или поиск собственного единого определенного решения в формообразовании предметов посудной группы. Яркий пример такого единения – прекрасные образцы оружия, производимые в Златоусте, являющиеся подлинными образцами искусства, с гармоничным сочетанием декора, формы и функции. Такого же замечательного стилевого единения хочется пожелать современным производителям предметов посудной группы в Златоусте.
Проектирование обычных предметов для сервировки стола является сложной задачей. От мастера требуется, сохранив пропорции формы, найти при этом интересное образное решение, предмета как такового, основанное на функциональном предназначении, без нарушения его классического понимания.
Литература
1. «The Zlatoyct tradition of Russian decorative art», ред.Тихомирова Е.В., Гнутова С.В. – М.: «Интербук-Бизнес», 2004 г.
2. Бреполь Э. «Теория и практика ювелирного дела», 3-изд. под ред. Гутова Л.А. и Оболдуева Г.Т.– Л.:«Машиностроение», 1977 г.
3. Гутов А. , Никитин М. «Справочник по художественной обработке металлов». – М., 2000 г.
4. Персал Р. «Краткий курс в историю антиквариата. Серебро». Издательство «Белфаксиздатгрупп» русская версия. 1998г.
5. Постникова-Лосева М., Платонова Н. «Золотое и серебряное дело XV-XX веков». – М.: «Юнвес», «Трио», 1995г.
6. Форрест Т., Аттербери П. «Антиквариат, серебро и фарфор». – Изд-во «Эгмонт Россия ЛТД», 2001 г.
7. Новиков В., Павлов В. «Ручное изготовление ювелирных изделий». – С-Петербург: «Континент», 2003 г.
Петрова Ольга Евгеньевна,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения,
доцент Борщ Е.В.
Эскизный проект (ЕСКД ГОСТ 2.119-73) |
Настоящий стандарт устанавливает требования к выполнению эскизного проекта на изделия всех отраслей промышленности.
Общие положения
Требования к выполнению документов
Перечень работ выполняемых при разработке эскизного проекта
Общие положения |
Эскизный проект разрабатывают, если это предусмотрено техническим заданием или протоколом рассмотрения технического предложения.
Эскизный проект разрабатывают с целью установления принципиальных (конструктивных, схемных и др.) решений изделия, дающих общее представление о принципе работы и (или) устройстве изделия, когда это целесообразно сделать до разработки технического проекта или рабочей документации.
На стадии разработки эскизного проекта рассматривают варианты изделия и (или) его составных частей. Эскизный проект может разрабатываться без рассмотрения на этой стадии различных вариантов.
При разработке эскизного проекта выполняют работы, необходимые для обеспечения предъявляемых к изделию требований и позволяющие установить принципиальные решения. Перечень необходимых работ определяется разработчиком в зависимости от характера и назначения изделия и согласовывается с заказчиком, если изделие разрабатывается по заказам Министерства обороны.
Примерный перечень работ для изделий народнохозяйственного назначения приведен в приложении.
Примечание. На стадии эскизного проекта не повторяют работы, приведенные на стадии технического предложения, если они не могут дать дополнительных данных. В этом случае результаты ранее проведенных работ отражают в пояснительной записке.
В комплект документов эскизного проекта включают конструкторские документы, в соответствии с ГОСТ 2.102-68 предусмотренные техническим заданием и протоколом рассмотрения технического предложения.
Конструкторские документы, разрабатываемые для изготовления макетов, в комплект документов эскизного проекта не включают.
На рассмотрение, согласование и утверждение представляют копии документов эскизного проекта, скомплектованные по ГОСТ 2.106-96. Допускается по согласованию с заказчиком представлять подлинники документов эскизного проекта.