Расчет площадей производственных цехов
Площади производственных цехов рассчитывают по одному из трех методов.
Первый метод- по удельной площади на одного работающего из числа одновременно работающих в цехе:
(5.45)
где f1,f2 - соответственно, удельная площадь на первого работающего и на каждого последующего, м" [24, таблица 6.1];
Рт - технологически необходимое число рабочих, одновременно работающих в наиболее многочисленной смене, чел.;
Рт принимается без учета совмещения профессий (таблица 5.3), т.е. каждая доля единицы принимается за единицу, так как при совмещении работ одним рабочим ему необходимо рабочее место по каждой из них. Данные расчета заносятся в таблицу 5.6.
Таблица 5.6. - Расчет площадей производственных цехов, цехов СО (ОГМ) и участков по подготовке производства СТОА
Этот метод является приближенным.
Второй метод - по площади помещения, занимаемой оборудованием в плане (fоб) и коэффициенту плотности его расстановки (кпл) [24, таблица 6.1 ].
Последовательность расчета следующая. Вначале, на основании [26,27] и др., составляется ведомость технологического оборудования по цеху (таблица 5.7). Количество оборудования корректируется по числу рабочих в данном цехе. Затем определяется суммарная площадь, занимаемая оборудованием.
Далее, зная fобi и Кпл, рассчитывается площадь цеха по Формуле:
(5.46)
Таблица 5.7-Ведомость технологического оборудования моторного цеха
Третий метод - по планировочному решению цеха. Это наиболее точный метод.
После подбора оборудования, в масштабе, производится планировка цеха с расстановкой оборудования. При этом проходы между оборудованием и расстояния от него до стен и колонн выбираются в соответствии с нормами размещения технологического оборудования [24, таблица 7.5]. Затем по данной планировке , используя масштаб, находится площадь цеха.
В основном площади цехов рассчитываются по второму методу. При небольших площадях (менее 10м2) допускается объединять некоторые цехи и размещать их в одном помещении, например, агрегатный и слесарно-механический; электротехнический и ремонта системы питания и др. Однако такие решения должны приниматься только после тщательной проверки на соответствие требованиям ОНТП-01-91 [22] и ВСН 01-89 [28].
5.6.3 Расчет площадей складов
Площади складов для городских СТОА рассчитываются по удельной площади на каждую 1 ООО обслуживаемых автомобилей:
FCK = 0,001 • A-fудск, (5.47)
где fудск - удельная площадь склада в м2 на 1000 обслуживаемых станцией автомобилей [24, таблица 6.15].
Площадь кладовой для хранения автопринадлежностей, снятых с автомобиля на период обслуживания, принимается из расчета 1,6 м2 на один рабочий пост.
Площадь склада для хранения мелких запасных частей и автопринадлежностей, продаваемых владельцам автомобилей (склад магазина), принимается в размере 10% от площади склада запасных частей.
Итоги расчета площадей складов рекомендуется представить в виде таблицы. Более точный метод определения площади складов, исходя из величины хранимых запасов материалов, приведен в учебнике [4, с. 73-76].
5.6.4 Определение площади зон ожидания и хранения
Укрупненно площадь зоны хранения может быть определена по следующим формулам. При хранении в закрытом помещении:
FxP = fa-Xxpkпл, (5.48)
где fa - площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;
кпл - коэффициент плотности расстановки автомобилей.
Величина кпл зависит от способа расстановки автомобилей и принимается кПЛ= 2,5-3,0 [5,с.82 ].
Для открытых стоянок, не оборудованных подогревом:
Fxp = Xxp.fyдxp, (5.49)
где fvд Чр - удельная площадь на одно место хранения, м2 .
Величина fya хр для легковых автомобилей может быть принята 18,5 м~ на одно место хранения [5, с.82].
Площадь зоны ожидания рассчитывается так же, как для зоны хранения.
5.6.5 Расчет площадей вспомогательных помещений
Состав и площади вспомогательных помещений определяются в соответствии со СНиП 2.09.04-87.
При этом учитываются штаты предприятия: производственный, вспомогательный, ИТР и руководящий персонал (таблица 5.4).
Площади административных помещений рассчитывают, исходя из штата руководителей по следующим нормам: комнаты отделов - 4м" на одного работающего; кабинеты руководителей - 10-15% от площади комнат отделов.
Площади бытовых помещений рассчитываются по числу работающих в наиболее многочисленной смене. Например, число душевых сеток принимается из расчета от 3 до 15 чел. на один душ. Площадь пола на один душ (кабину) с раздевалкой принимается равной 2м'. Аналогичным образом по нормам рассчитываются площади и других вспомогательных помещений.
Площади технических помещений принимаются:
- для компрессорной станции - (15-18)м2 на один компрессор.
- трансформаторной подстанции - 9x9 или 12х 18м.
Кроме того, для городских станций предусматривается помещение для клиентов.
Площадь комнаты для клиентов (клиентской) определяется из расчета на один рабочий пост; 8-9 м2 - для станций до 15 постов; 7-8 м“ - для станций на 16-25 постов; 6-7 м" - для СТОЛ с числом постов более 25.
Площадь магазина по продаже запасных частей, автопринадлежностей и материалов принимается из расчета 6-8 м" на 1000 обслуживаемых авгомобилей-
Результаты расчета административных, бытовых, технических и других помещений необходимо свести в таблицу и определить общую площадь административно-бытового корпуса.
В качестве замечания к расчету площадей помещений предприятий автосервиса следует отметить, что фирмы-изготовители автомобилей в стандартах для сервисных служб своих дилеров предъявляют требования к площадям помещений, отличающиеся от ОНТП -01-91 [22].
В п. 3.3 пособия приводились требования по производственным площадям компании «Фольксваген» при подборе дилеров.
ВАЗ в проектах своих фирменных СТОА и автоцентров обслуживания также применяет нормативы, несколько отличающиеся от OHTTI-01-91.
В книге Волгина В.В. [8, с. 49-51] приведен перечень рекомендуемых помещений и минимальных норм их площадей для сервисных служб дилеров фирмы «Мерседес-Бенц» в России. Аналогичные стандарты имеет большинство автомобильных фирм.
При проектировании фирменных предприятий автосервиса, несомненно, необходимо иметь в виду эти стандарты, но в любом случае на территории России применяемые нормы площадей помещений должны быть не ниже предусматриваемых ОНТП 01-91.
Подготовка данных к планировке СТОА
Результаты технологического расчета следует обобщить и представить в виде, удобном для использования при разработке планировочного решения СТОА.
Для определения площади здания станции выполняется группировка зон, цехов, складов и вспомогательных помещений по месту их расположения на плане СТОА (таблица 5.8).
При составлении таблицы 5.8 необходимо ориентироваться на блокированный способ застройки как наиболее экономичный.
По данным таблицы 5.8 определяется суммарная расчетная площадь в м2 СТОА:
(5.50)
где Fi - площадь зон, цехов, складов и других помещений, вошедших в состав здания.
по каждой услуге отдельно. В общем виде годовой объем работ по i-й услуге в чел.-ч. находится:
(7.1)
где dj - число заездов одного автомобиля в год на данную услугу;
ti - средняя трудоемкость одного заезде на i-ю услугу, чел.-ч.
Далее, исходя из Тri, по традиционным формулам (см. п.5) определяются: технологическое (Рti) и штатное (Pшi) число рабочих; число рабочих постов (Xpi) и производственная площадь (Fi); необходимые для оказания i-й услуги.
Точность расчета годовой трудоемкости работ по услуге повышается, по сравнению с общепринятым методом расчета, за счет более точного определения путем маркетинга di и разовой трудоемкости услуги ti из конкретных технологий, а не по средним общим значениям для класса легкового автомобиля из норм проектирования.
Порядок технологического расчета специализированного предприятия автосервиса на основе изложенного выше подхода представлен на рисунке 7.1. Алгоритм реализован в виде программы для компьютера. Расчет начинается с выбора вида предприятия (станция мойки, пункт ремонта шин и колес, пункт антикоррозионной обработки и т.д.) и набора услуг для него. Далее осуществляется ввод основных исходных данных (блок 1, рисунок 7.1):
А- число легковых автомобилей в сфере обслуживания предприятия;
Дрг – число дней работы в году предприятия;
С- число смен работы предприятия;
Тсм - продолжительность смены, ч.;
N - количество наименований оказываемых услуг;
М - число видов вспомогательных постов, кроме постов приемки-выдачи;
S- число наименований складов;
V- число наименований вспомогательных помещений.
Величины коэффициентов неравномерности поступления автомобилей (φ) и использования рабочего времени поста (η), а так же длина (La) и ширина (Ва) автомобиля вводятся на основе данных [24].
Расчет, как уже указывалось выше, ведется по каждой услуге отдельно в цикле (блоки 2, 3). Особенностью данного алгоритма является возможность расчета производственной мощности предприятий, выполняющих обслуживание и ремонт на постах (с заездом автомобиля) и на рабочих местах (ремонт и обслуживание отдельных узлов и элементов, снятых с автомобиля, например, аккумуляторов, колес, камер, покрышек и т.д.). Для этого в исходных данных по услугам (блок 3) вводится индекс:1 - обслуживание на постах, 0 - обслуживание на рабочих местах.
В соответствии с этим расчет площадей для постов (блок 5) ведется, исходя из их числа и коэффициента плотности расстановки постов, а при обслуживании на рабочих местах - по удельной площади на одного работающего (блок 6), Остальные необходимые пояснения к алгоритму приведены на рисунке 7.1.
Применение программы на основе данного алгоритма для расчета специализированных предприятий автосервиса показало ее работоспособность и достаточную для проектных расчетов точность (около 20 %).
Основными преимуществами предложенного способа автоматизированного технолог ического расчета предприятий автосервиса являются:
- оперативность расчетов;
- более высокая точность результатов расчета;
- возможность применения для широкого спектра специализированных предприятий автосервиса (станции мойки, пункты по ремонту шин и колес, ПИК и, ремонтно-зарядные станции, предприятия по ремонту и покраске кузовов, антикоррозионной обработке автомобилей и др.).
По формулам, изложенным на схеме алгоритма (рисунок 7.1), технологический расчет указанных предприятий может быть выполнен и без применения компьютера.