Участники инновационного процесса

· Фундаментальные и прикладные исследования выполняют институты Академии наук, вузы и крупные корпорации.

· Опытно-конструкторские (ОКР) и опытно-технологические (ОТР) разработки осуществляют институты Академии наук, крупные корпорации и предприятия (объединения).

· Производство и распространение инноваций осуществляют предприятия изготовители, торговые и внедренческие организации.

· Внедрение и использование инноваций осуществляют потребители инноваций, юридические и физические лица.

Инновационный процесс рассматривают также как инновационный цикл, как периодически повторяющийся процесс создания, распространения и использования инноваций, который содержит перечисленные выше стадии:«исследования – разработки – производство – распространение – использование инноваций – прекращение использования и утилизация».

Инновационный процесс (инновационный цикл) реализуется благодаря инновационной деятельности предприятий и организаций.

Инновационная деятельность – это деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций; это процесс создания инноваций, включающий в себя прикладные исследования, подготовку и пуск производства, а также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, научно-технические услуги, маркетинговые исследования, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность [32].

Таким образом, инновационная деятельность – это деятельность по созданию, коммерческому распространению и использованию инноваций.

В настоящее время, для обеспечения успеха в конкурентной борьбе, предприятия и организации должны непрерывно заниматься инновационной деятельностью.

В Законе Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» инновационная деятельность определяется как деятельность по преобразованию новшества в инновацию [29].

В статистической отчетности Республики Беларусь к инновационной деятельности относят [16, 33]:

1. Выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию (НИР).

2. Разработка новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, создание новых услуг, новых организационно-технических решений (ОКР и ОТР).

3. Выполнение работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии, подготовке применения новых организационно-технических решений.

4. Производство новой или усовершенствованной продукции, производство продукции на основе новой или усовершенствованной технологии.

5. Введение в гражданский оборот или использование для собственных нужд новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических решений.

6. Иная деятельность, направленная на преобразование новшества в инновацию.

Таким образом, инновационная деятельность предприятий и организаций – это все виды научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической, производственной, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, обеспечивающие разработку, производство и распространение инноваций на рынке.

Система разработки и постановки новой продукции на производство на предприятиях предусматривает выполнение следующих работ:

1. Анализ и прогнозирование спроса на новую продукцию, анализ и прогнозирование достижений науки и техники, разработку технических заданий ТЗ на НИР, выполнение НИР.

2. Разработку ТЗ на ОКР на основе результатов выполненных НИР, которое включает прогнозируемые показатели качества продукции, технико-экономические требования к продукции, эффективность применения;

3. Выполнение ОКР: разработку конструкторской и нормативно-технической документации, изготовление и испытания образцов новой продукции.

4. Приемку результатов разработки (ОКР).

5. Подготовку и освоение производства.

Стадии и этапы инновационной деятельности предприятий по созданию новых продуктов представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5 – Стадии и этапы инновационной деятельности предприятий

Стадии Этапы
1. Поиск новых идей для создания инноваций - маркетинговые исследования рынка; - исследование направлений развития инноваций в своей области; - генерация и отбор идей для разработки и реализации инноваций
2. Экономическое обоснование и планирование реализации инноваций - технико-экономический анализ и обоснование инноваций; - разработка бизнес-плана инновации; - финансовое обеспечение разработки и реализации инноваций
3. Научные исследования (НИР) - прикладные научно-исследовательские работы; - изготовление макетов
4.Опытно-конструкторские (ОКР) и опытно-технологические (ОТР) работы - проектирование, создание и испытание опытного образца новой продукции, доработка опытного образца; - разработка технологии производства новой продукции
5. Подготовка производства - инвестиции в производство, закупка оборудования, сырья, материалов, комплектующих - организация производства
6. Производство нового продукта - производство промышленных партий новой продукции
7. Коммерческая реализация инноваций - распространение, продажи, продвижение и техническое обслуживание инноваций на рынке

Инновационная деятельность на предприятиях и в организациях осуществляется в рамках реализации инновационных программ и проектов.

Наши рекомендации