Участники инновационного процесса
· Фундаментальные и прикладные исследования выполняют институты Академии наук, вузы и крупные корпорации.
· Опытно-конструкторские (ОКР) и опытно-технологические (ОТР) разработки осуществляют институты Академии наук, крупные корпорации и предприятия (объединения).
· Производство и распространение инноваций осуществляют предприятия изготовители, торговые и внедренческие организации.
· Внедрение и использование инноваций осуществляют потребители инноваций, юридические и физические лица.
Инновационный процесс рассматривают также как инновационный цикл, как периодически повторяющийся процесс создания, распространения и использования инноваций, который содержит перечисленные выше стадии:«исследования – разработки – производство – распространение – использование инноваций – прекращение использования и утилизация».
Инновационный процесс (инновационный цикл) реализуется благодаря инновационной деятельности предприятий и организаций.
Инновационная деятельность – это деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций; это процесс создания инноваций, включающий в себя прикладные исследования, подготовку и пуск производства, а также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, научно-технические услуги, маркетинговые исследования, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность [32].
Таким образом, инновационная деятельность – это деятельность по созданию, коммерческому распространению и использованию инноваций.
В настоящее время, для обеспечения успеха в конкурентной борьбе, предприятия и организации должны непрерывно заниматься инновационной деятельностью.
В Законе Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» инновационная деятельность определяется как деятельность по преобразованию новшества в инновацию [29].
В статистической отчетности Республики Беларусь к инновационной деятельности относят [16, 33]:
1. Выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию (НИР).
2. Разработка новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, создание новых услуг, новых организационно-технических решений (ОКР и ОТР).
3. Выполнение работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии, подготовке применения новых организационно-технических решений.
4. Производство новой или усовершенствованной продукции, производство продукции на основе новой или усовершенствованной технологии.
5. Введение в гражданский оборот или использование для собственных нужд новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических решений.
6. Иная деятельность, направленная на преобразование новшества в инновацию.
Таким образом, инновационная деятельность предприятий и организаций – это все виды научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической, производственной, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, обеспечивающие разработку, производство и распространение инноваций на рынке.
Система разработки и постановки новой продукции на производство на предприятиях предусматривает выполнение следующих работ:
1. Анализ и прогнозирование спроса на новую продукцию, анализ и прогнозирование достижений науки и техники, разработку технических заданий ТЗ на НИР, выполнение НИР.
2. Разработку ТЗ на ОКР на основе результатов выполненных НИР, которое включает прогнозируемые показатели качества продукции, технико-экономические требования к продукции, эффективность применения;
3. Выполнение ОКР: разработку конструкторской и нормативно-технической документации, изготовление и испытания образцов новой продукции.
4. Приемку результатов разработки (ОКР).
5. Подготовку и освоение производства.
Стадии и этапы инновационной деятельности предприятий по созданию новых продуктов представлены в табл. 1.5.
Таблица 1.5 – Стадии и этапы инновационной деятельности предприятий
Стадии | Этапы |
1. Поиск новых идей для создания инноваций | - маркетинговые исследования рынка; - исследование направлений развития инноваций в своей области; - генерация и отбор идей для разработки и реализации инноваций |
2. Экономическое обоснование и планирование реализации инноваций | - технико-экономический анализ и обоснование инноваций; - разработка бизнес-плана инновации; - финансовое обеспечение разработки и реализации инноваций |
3. Научные исследования (НИР) | - прикладные научно-исследовательские работы; - изготовление макетов |
4.Опытно-конструкторские (ОКР) и опытно-технологические (ОТР) работы | - проектирование, создание и испытание опытного образца новой продукции, доработка опытного образца; - разработка технологии производства новой продукции |
5. Подготовка производства | - инвестиции в производство, закупка оборудования, сырья, материалов, комплектующих - организация производства |
6. Производство нового продукта | - производство промышленных партий новой продукции |
7. Коммерческая реализация инноваций | - распространение, продажи, продвижение и техническое обслуживание инноваций на рынке |
Инновационная деятельность на предприятиях и в организациях осуществляется в рамках реализации инновационных программ и проектов.