Виды контроля на производстве, характеристика
При рыночных отношениях производитель стремится добиться стабильного качества своей продукции, использовать все инструменты, выработанные мировой и отечественной практикой. Важнейшим из них является система обеспечения качества.
Качество продукции общественного питания зависит, прежде всего, от качества поступающего сырья. Фирмы или отдельные предприятия, заключая договор на поставку продовольственных товаров должны быть уверены в поставщике. Критерием оценки надежности поставщика является система управлением качества продукции.
Доброкачественность товара определяется двумя способами:
- проверка, контроль самого товара (при закупке небольших партий товара);
- проверка способности предприятий выпускать продукцию с качеством, удовлетворяющим потребителя.
Объектом процесса улучшения качества может быть любой элемент производства (технологический процесс, внедрение НОТ, современного оборудования, инвентаря, повышение квалификации кадров).
Документом при разработке и внедрении системы качества является «Руководство по качеству», где изложены справочные данные (нормативно-технологическая документация, стандарты, документы, планы по НОТ и др.).
Все элементы системы качества должны быть предметом постоянной и регулярной проверки и оценки.
Проверки могут быть внутренними и внешними.
Внешний контроль – контроль со стороны местной администрации, санэпиднадзора, торговой инспекции и др. Оценки по качеству пищи заносятся в контрольный журнал, бракеражный журнал. При обнаружении нарушений составляется акт проверки в 2х экземплярах, один экземпляр остается на предприятии.
Внутренний контроль – осуществляет администрация предприятия: директор, завпроизводством и их заместители, начальники цехов, повара-бригадиры. Ежедневный контроль за качеством пищи называется – бракераж.
Правильность технологического процесса, соблюдение рецептур, качество поступающего сырья, готовой продукции и п\ф контролируется санитарно-пищевыми лабораториями. При помощи лабораторных исследований определяют физико-химические (доля сухих веществ, доля жира, соли и др.), микробиологические показатели (бактерии кишечных палочек, патогенные микроорганизмы).
Затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные – на предупреждение дефектов, потери от производства дефектной продукции (потери от брака, возмещение ущерба).
Непроизводственные затраты – подтверждение качества продукции (сертификация продукции и системы качества).
Систематически проводимые мероприятия по предупреждению возникших несоответствий могут быть направлены на замену оборудования, инструментов, устаревшей документации.
Понятие о петле качества
Наиболее важным инструментом управления качеством является система качества. Ее принцип заключается в охвате всех стадий жизненного цикла продукции – этапы «петли качества».
Этапы «петли качества»:
- маркетинг, поиски и изучение рынка (точно определение рыночного спроса и реализации продукции, необходимых для планирования объемов производства, объективно оценивать требования потребителя, осуществлять сбор информации о претензиях);
- разработка технических требований к продукции, стандартов предприятия (разработка фирменных блюд, блюд из новых видов сырья, проводятся эксперименты, испытания, проверяется качество лабораторным способом);
- материально-техническое снабжение (обеспечение стабильного качества поступающего сырья, п\ф, выбор надежных поставщиков);
- подготовка и разработка производственных процессов (применение методов планирования: по выбору оборудования, изучения рынка поставки оборудования; создание оптимальных условий производства, освоение новых технологий);
- производство (обеспечение стабильности производства для выпуска продукции в соответствии с требованиями);
- контроль и проверка качества (контроль обеспечения технологической дисциплины, стимулирование работников предприятия);
- техническая помощь и обслуживание (проведение погрузо-разгрузочных работ, строгое соблюдение требований сохранности продукции, создание оптимальных условий хранения; техническая помощь в обслуживании оборудования);
- реализация и распределение готовой продукции.
Выделяются три направления: