Определение составляющих тягового баланса и Баланса мощности трактора
1. Определить значения составляющих тягового баланса трактора на основной рабочей и резервной передачах при работе на стерне и почве, подготовленной под посев при заданном рельефе. Результаты расчетов свести в таблицу 2.1.
Выявить, на каких передачах и фонах поля трактор нуждается в улучшении сцепных свойств. Перечислить способы улучшения сцепных свойств трактора.
2. Для основной рабочей передачи трактора построить график тягового баланса.
3. Определить составляющие баланса мощности и тяговый КПД трактора. Результаты расчетов свести в таблицу 2.1.
4. Пользуясь данными таблицы 2.1, установить причины изменения тяговой мощности при работе на одной передаче, но в различных почвенных условиях и при работе на разных передачах, но при одинаковых почвенных условиях.
Исходные данные:
Марка трактора…………………….
Основная рабочая передача……….
Резервная рабочая передача……….
Максимальный уклон поля, αmax….
Срок выполнения задания…………
Методические указания по выполнению задания №2
Цель задания: научиться оценивать количественно влияние на показатели тяговых свойств трактора таких факторов как параметры двигателя, трансмиссии, ходовой части трактора и режимов их работы, а также свойства и состояние грунта и склон поля.
Значения тяговых показателей и показателей мощности трактора подсчитывают отдельно для каждого (из двух) фона поля. Полученные результаты записывают в таблицу (см. табл. 2.1). Справочные материалы по тракторам приведены в приложениях 2, 3, 4, 5.
1. Уравнение тягового баланса трактора (без вала отбора мощности, движение установившееся, на подъем; сопротивлением воздуха пренебрегли) Ркн=Рf+Рα+Рнсц+Ркр, кН (2.1)
1.1. Номинальная касательная сила тяги Ркн=
где Nен в кВт; nн в об/мин (см.задание№1);
ίт – общее передаточное число трансмиссии;
ηмг – механический к.п.д. трансмиссии и гусеницы (для колесных тракторов
0,91-0,92, для гусеничных – 0,86-0,88);
rк – радиус качения ведущего колеса (звездочки), м;
Для колесных тракторов на пневматических шинах rк=r0+λh,
где r0 – радиус обода колеса, м;
h – высота пневматической шины (равная ее ширине), м;
λ – коэффициент усадки шины (для пневматических шин низкого давления 0,75-0,80);
Таблица 2.1
Результаты расчетов
Показатель | Стерня | Почва, подготовленная под посев | ||
Передача | Передача | |||
основная рабочая | резервная | основная рабочая | резервная | |
Номинальная касательная сила тяги Ркн, кН | ||||
Максимальная сила сцепления, Fс max, кН | ||||
Движущая сила РД, кН | ||||
Сила, неиспользуемая из-за недостаточного сцепления Рнсц, кН | ||||
Сопротивление качению Рf, кН | ||||
Сопротивление движению трактора на подъем Рα, кН | ||||
Сила тяги (тяговое усилие) трактора Ркр, кН | ||||
Теоретическая скорость движения, Vт, км/ч | ||||
Буксование δ, % | ||||
Рабочая скорость движения Vр, км/ч | ||||
Потери мощности, кВт: | ||||
- из-за недостаточного сцепления Nнсц | ||||
- в трансмиссии Nм | ||||
- на передвижение Nδ | ||||
- на подъем Nα | ||||
Тяговая мощность трактора Nкр, кВт | ||||
Баланс мощности ΣN, кВт | ||||
Тяговый к.п.д. трактора ηт |
Для гусеничных тракторов rк=rнo,
где rнo – радиус начальной окружности ведущей звездочки, м.
1.2. Максимальная сила сцепления
Fс max = μGc ,кН, (2.2)
где Gс – сцепной вес трактора, кН;
μ – коэффициент сцепления движителя с почвой [4. стр. 21, табл. 1.6]
Для гусеничного трактора или трактора с четырьмя ведущими колесами:
Gc=G cos α, (2.3)
где G – эксплуатационный вес трактора, кН;
α – уклон поля, град;
Для колесных тракторов с одной ведущей осью:
(2.4)
где L – продольная база трактора, м;
а – расстояние от центра тяжести трактора до вертикальной плоскости, проходящей через геометрическую ось качения ведущих колес, м;
Мк=Ркн rк – крутящий момент на ведущих колесах трактора, кН.м.
При недостаточном сцеплении Мк=Fс max rк, тогда ,
1.3. Движущую силу Рд определяют из условия:
-если Ркн > Fc max, то Рд = Fc max; -если Ркн ≤ Fc max, то Рд = Ркн;
1.4 Сила, неиспользуемая из-за недостаточного сцепления (т.е. Ркн > Fc max)
Рнсц = Ркн – Fc max. (2.5)
1.5. Сопротивление качению трактора Рf = G*f f, (2.6)
где f – коэффициент сопротивления качению трактора [4, стр.21, табл. 1.6].
1.6. Сопротивление движению трактора на подъем:
Рα = G sin α G , (2.7)
где ί – уклон поля, % (sin α tg α = ).
1.7. Сила тяги трактора Ркр = Рд – (Рf + Рα) (2.8)
2. График тягового баланса трактора (см. рис. 2.1) строят по данным таблицы 2.1 применительно к основной рабочей передаче. На оси абсцисс отмечают точки, соответствующие двум фонам поля. Расстояние между этими точками произвольное.
3. Формула баланса мощности трактора (без вала отбора мощности):
Nен = Nнсц + Nм + Nf +Nα + Nкр+Nδ, кВт (2.9)
3.1. Для определения составляющих баланса мощности вычисляют теоретическую Vт и рабочую Vр скорости трактора, км/ч
Теоретическая скорость движения Vт (2.10)
Рабочая скорость движения: Vр = Vт (1- ) (2.11)
где δ – буксование, % (находят из рисунка 1.3 или таблицы 1.4);
n – фактическая частота вращения коленчатого вала, об/мин;
При недостаточном сцеплении n = nн + (nх – nн) (2.12)
Рис. 2.1. График тягового баланса трактора
3.2. Мощность двигателя, не используемая по условиям сцепления
Nнсц = , (2.13)
3.3. Потери мощности в трансмиссии трактора и на ведущих участках гусениц
NM=Neн(1-ηМГ) (2.14)
При недостаточном сцеплении вместо Рнсц подставляют
(2.15)
3.4.Потери мощности на буксование
Nδ = , или Nδ = Nен ηмг , (2.17)
3.5. Затраты мощности на передвижение трактора Nf = . (2.18)
3.6. Затраты мощности на преодоление подъема Nα = . (2.19)
3.7. Тяговая мощность трактора (на крюке) Nкр = . (2.20)
3.8. Баланс мощности ΣN;
Если расчеты проведены правильно, то ΣN = Nен ;
4. Тяговый к.п.д. трактора ηт = ,
при достаточном сцеплении Nе = Nен;
при недостаточном сцеплении Nе = Nед;
5. Пользуясь данными таблицы 2.1 и рисунка 2.1, легко установить причины изменения тяговой мощности трактора при работе на одной и той же передаче, на различных фонах поля и при работе на одном и том же фоне поля, но на разных передачах.
Контрольные вопросы к заданию № 2
1.Зависит ли Ркн от типа почв и ее механического состава?
2.Каким образом можно увеличить сцепной вес у колесных и гусеничных тракторов (и те и другие тракторы оборудованы раздельно-агрегатной гидросистемой)?
3.За счет каких мероприятий можно увеличить Fс max?
4.За счет каких мероприятий можно уменьшить Рf и Рα?
5.В каких случаях будет иметь место Pнсц?
6.В условиях недостаточного сцепления чему равна РД?
7.Какая разница между теоретической и рабочими скоростями?
8.Почему Nкр трактора при работе на одной и той же передаче, но на различных фонах поля (см. табл. 2.1), имеет различное значение?
9.Какими мерами можно уменьшить буксование колесного трактора?
10.На каком фоне поля тяговый к.п.д. трактора выше? За счет каких мероприятий можно увеличить его?
ЗАДАНИЕ № 3.