Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
ОГЭ по русскому языку. 2017 год.
Начало формы
Прочтите текст и выполните задания 2-14.
(1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана. (2)Спинка и бока у нее были голубовато-стального цвета, брюшко – оливкового, отливающего серебристо-белым, а крупные плавники-крылья – пыльно-серого оттенка. (3)Пойманная рыба была сравнительно крупным экземпляром – длиной в фут и почти в фунт весом.
(4)Что и говорить, двум таким изголодавшимся людям её хватило, что называется, на один зуб. (5)Но все-таки немножко она их подкрепила.
(6)Надо ли даже упоминать о том, что съели они её сырой. (7)Конечно, при других обстоятельствах они сочли бы это тяжёлым испытанием, но сейчас им даже в голову не пришло разбирать, сырая она или варёная. (8)Она им показалась настоящим деликатесом, и они только пожалели, что им досталось так мало.
(9)Но вот пришла новая беда. (10)Теперь, когда они слегка заморили червячка, жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась. (11)Может быть, виновата в том была рыба с ее солоноватыми соками, но только не прошло и нескольких минут после того, как они её съели, а жажда стала уже нестерпимой.
(12)Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело. (13)Но нигде она не бывает так мучительна, как в море. (14)Самый вид обилия воды, которую нельзя пить, потому что ею так же невозможно утолить жажду, как и сухим песком в пустыне, непосредственная близость этой водной стихии скорее распаляют жажду, чем облегчают её. (15)Стоит только взять в рот немножко этой горьковато-солёной влаги, как слюнные железы моментально пересыхают и всю внутренность начинает жечь с удвоенной силой.
(16)Бен Брас хорошо знал это и раз или два, когда юнга, зачерпнув ладонью немного морской воды, подносил её к губам, чтобы выпить, матрос уговаривал его не делать этого, потому что это только усилит мучения. (17)Обнаружив у себя в кармане свинцовую пулю, Брас дал её мальчику, посоветовав взять в рот и сосать. (18)Это, учил его Бен, усилит выделение слюны, и рот не будет так пересыхать. (19)Конечно, это жажды не утолило, но стало как будто легче терпеть.
(20)Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.
(21)Но всё это служило только жалкими средствами уменьшить страшную жажду, которая вытеснила у них все мысли, все чувства – и весёлые и грустные.
(22)Из этого настроения его внезапно вывело одно обстоятельство, на которое юнга, хотя и заметивший его, не обратил никакого внимания. (23)Неведомо откуда вдруг взявшаяся туча закрыла солнце – только и всего.
(24)«Что это его так удивило?» – подумал Вильям, увидев, как поразило его товарища это незначительное явление. (25)Действительно, Бен Брас, заметив тучу, вскочил и жадно уставился на небо. (26)Лицо его преобразилось. (27)Глаза, в которых только что читалось одно мрачное отчаяние, заблестели надеждой. (28)Поистине, туча, омрачившая лик солнца, произвела, казалось, прямо противоположное действие на лицо матроса.
(по книге М. Рида «Затерянные в океане»)
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Бен Брас дал юнге свинцовую пулю и посоветовал сосать её во рту?»
1) Бен считал, что это развлечёт мальчика.
2) Бен считал, что юнга будет молчать и не будет просить еды.
3) Бен считал, что это усилит выделение слюны и рот не будет так пересыхать.
4) Бен считал, что так юнга быстрее уснёт.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана.
2) Теперь, когда они слегка заморили червячка (слегка утолить голод), жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась.
3) Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело.
4) Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.
4. Из предложения 14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что после неё следует глухой согласный – распаляют(что слышим, то и пишем: слышим «с» и пишем «с»; «д» - звонкий, парный «т» - глухой).
5. Из предложений 3-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН» - пойманная(причастие образовано от глагола совершенного вида – поймать – испытывает действие на себе, поэтому страдательное, «страдает»).
6. Замените книжное слово «изрядно» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним – сильно, очень.
7. Замените словосочетание «свинцовая пуля» (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание – пуля из свинца(при управлении между словами часто ставится предлог).
8. Выпишите грамматическую основу предложения 12 – переносить тяжело – неделимая, т.к. глагол «переносить» безличный в значении «испытывать какие-либо негативные ощущения», а не переносить предмет с места на место.
9. Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения – 25(заметив тучу – деепричастный оборот – обособленное обстоятельство).
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятые при вводном слове.
Надо ли даже упоминать о том, (1) что съели они её сырой. Конечно,(2) при других обстоятельствах они сочли бы это тяжёлым испытанием, (3)но сейчас им даже в голову не пришло разбирать, сырая она или варёная.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой – 5 (Бен Брас знал; юнга подносил; выпить; матрос уговаривал…; это усилит)– находим грамматические основы и в главной части, и в придаточных.
12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Может быть,(1) виновата в том была рыба с её солоноватыми соками,(2) но только не прошло и нескольких минут после того, (3) как они её съели, (4) а жажда стала уже нестерпимой.
13. Среди предложений 12-15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения – 15(имеют одинаковое значение и отвечают на один и тот же вопрос, произносятся тоном перечисления: (как слюнные железы моментально пересыхают) и (как) всю внутренность начинает жечь с удвоенной силой)).
14. Среди предложений 9-11 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения – 11.
Конец формы