А15.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм

1) (6) И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:

— (7)Не могу.

2) (36) Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.

3) (24) Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра — всё равно.

4) (44) Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он с облегчением засмеялся.

А16. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЛИШЬ все согласные звуки мягкие.

2) В слове ОБЛАДАЮТ звуков больше, чем букв.

3) В слове СУДИТЬ все согласные звуки имеют пару по глухости – звонкости.

4) В слове ПАУЗЫ три слога.

Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите Ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

Ответы к заданиям B1-B2 запишите словами.

В1.1. Укажите способ образования слова «летом» (предложение 1).

В1.2. Укажите способ образования слова «засиделся» (предложение 1).

В1.3. Укажите способ образования слова «кто-то» (предложение 1).

В1.4.Укажите способ образования слова «поздно» (предложение 5).

В1.5. Укажите способ образования слова «поспешно» (предложение 6).

В1.6. Укажите способ образования слова «засмеяться» (предложение 23).

В1.7. Укажите способ образования слова «подробно» (предложение 32).

В1.8. Укажите способ образования слова «сразу» (предложение 33).

В2.1. Из предложений 17 ‒ 24 выпишите подчинительные союзы.

В2.2. Из предложения 1 выпишите неопределенное местоимение.

В2.3. Из предложений 4 ‒ 6 выпишите личные местоимения.

В2.4. Из предложений 11 ‒ 16 выпишите указательное местоимение.

В2.5. Из предложений 14 ‒ 18 выпишите наречия.

В2.6. Из предложений 21 ‒ 22 выпишите частицу.

В2.7. Из предложений 25 ‒ 29 выпишите частицу.

В2.8. Из предложений 32 ‒ 33 выпишите относительное местоимение.

В2.9. Из предложений 35 ‒ 38 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

В2.10. Из предложений 40 ‒ 43 выпишите притяжательное местоимение.

В2.11. Из предложений 48 ‒ 50 выпишите сочинительные союзы.

В2.12. Из предложения 53 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

Ответы к заданиямВ3-B4 запишите цифрами.

В3. Среди предложений 2 – 6 найдите простое с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

В4.Среди предложений 30 – 37 найдите предложение(я) с деепричастным(и) оборотом(и). Напишите номер(а) этого (этих) предложения(ий).

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите Ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).

С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему рассказчик решил, что мальчик, когда вырастет, будет настоящим человеком?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных Вам предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Правила и теоретические сведения

А1. Морфологические нормы

Морфологические нормы— это нормы образования форм различных частей речи.

В содержание заданий, нацеленных на проверку усвоения морфологических норм русского литературного языка, включены примеры ошибочного образования и употребления различных грамматических форм слов, например:

1. Нарушения в употреблении форм имен:

—неправильное образование форм множественного числа существительных, напр.: вкусные торта (из разговорной речи, норма: торты);

—неправильный вариант формы слова, напр.: пирожки с повидлой (норма: ...с повидлом); новый туфель (норма: туфля);

—неверное образование падежных форм: в аэропорте (норма: ...аэропорту); у новых туфлей (норма: у новых туфель); пара сапогов (норма: пара сапог);

—ошибка при образовании степеней сравнения: звончее (норма: звонче); более моложе (форма сравнительной степени данного прилагательного избыточна);

—неправильное образование местоименных форм: вокруг их (норма: вокруг них); выше него (норма: выше его); ихние книги (норма: их книги...);

—ошибки в склонении числительных: в двух тысяч первом году (норма: в две тысячи первом году); менее семьдесят пяти рублей (норма: менее семидесяти пяти рублей).

2. Неправильное образование глагольных форм:

—ошибки в образовании личных форм глаголов: пробежи сто метров (норма: пробеги); жгёт костёр (норма: разжигает);

—неверное образование видовых форм глаголов: давай попробоваем (норма: попробуем);

—неверное образование возвратных форм глагола: оденьтеся теплее (норма: оденьтесь теплее);

—ошибки при образовании деепричастий: прочитая рассказ (норма: прочитав); пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует).

Наши рекомендации