Кодирование и маркировка тары и упаковки
Эффективному, сбалансированному управлению торговым предприятием во многом способствует использование технологии штрихового кодирования.
Штриховой код представляет собой последовательность черных и белых полос, которая содержит информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Под кодом может быть помещена расшифровка в виде ряда цифр.
Применяют различные способы кодирования информации, называемые шрихкодовыми кодировками или символиками.
Линейные штрихкоды читаются по горизонтали в одном направлении. Обычно они содержат до 30 символов в виде цифр и считывают их с помощью недорогих сканеров.
Двумерные символики используют для кодирования более обширной информации и считывают ее при помощи специального сканера двумерных кодов. Применение такой технологии позволяет быстро и безошибочно вводить большой (до нескольких страниц) объем информации.
Применение штрихкодов в торговле значительно упрощает труд кассира. При этом примерно на треть сокращается время обслуживания покупателя и ввода данных в ЭВМ, а также существенно уменьшается вероятность ошибок при вводе информации. Все это позволяет в любой момент оперативно подучил информацию об объемах продажи товаров в денежном выражении за определенный период времени, оценить уровень спроса на отдельные товары, своевременно сделать заказ на пополнение товарных запасов.
Штриховое кодирование облегчает и ускоряет процесс приемки и отгрузки товаров со склада, упрощает их учет.
Для печати этикеток обычно используют этикеточный принтер, с помощью которого можно наносить буквенно-цифровую и графическую информацию, логотипы, штрихкоды.
Одним из важнейших средств товарной информации является маркировка. Она выполняет информационную, идентифицирующую, эмоциональную и мотивационную функции.
Основной является информационная функция маркировки. Идентификационная функция маркировки также очень важна, так как она позволяет отслеживать товарные партии на всех этапах товародвижения. Две последние функции (эмоциональная и мотивационная) связаны межу собой и обеспечиваются красочным оформлением маркировки, поясняющими текстами, а также применением общепринятых символов.
Маркировка может включать в себя текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки.
На товары и упаковки наносят следующие виды знаков;
•знаки соответствия или качества (они могут быть национальные и транснациональные);
• штриховой код;
• компонентные (содержат информацию о добавках или других компонентах, свойственных или несвойственных товару)
• размерные (для обозначения физических величин, определяющих количественные характеристики товара);
• эксплуатационные (для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки товаров);
• манипуляционные — знаки, Предназначенные для информации о способах обращения с товарами («Верх», «Открывать здесь!», «Хрупкое. Осторожно!» и др.);
• предупредительные — предупреждающие об опасности или о действиях по безопасному использованию («Ядовито», «Легко воспламеняется» и др.);
• экологические. Их подразделяют на три группы:
- информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;
- информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации тары и упаковки;
- информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
Маркировку, характеризующую тару (кроме мешков), изготовитель наносит следующим образом:
на ящиках — в левом верхнем углу торцовой стенки;
на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки, характеризующей груз (по соглашению с потребителем она может быть нанесена на обечайку);
на флягах и баллонах — на дне.
Маркировка должна содержать следующую информацию:
• наименование предприятия-изготовителя тары или его товарный знак;
• обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации, в соответствии с которыми изготовлена тара;
• надпись «Многооборотная» (для многооборотной тары).