Рекомендации по устранению скручивания ветвей грузового каната
Критерии предельного состояния элементов тормозов кранов мостового типа.
Шкивы тормозные | 1. Трещины и обломы, выходящие на рабочие и посадочные поверхности. 2. Износ рабочей поверхности обода более 25% первоначальной толщины. |
Накладки тормозные | 1. Трещины и обломы, подходящие к отверстиям под заклепки. 2. Износ тормозной накладки по толщине до появления головок заклепок более 50% первоначальной толщины. |
3. Что такое грузоподъемность крана?
Масса наибольшего рабочего груза, на подъем которого рассчитан грузоподъемный кран, называется грузоподъемностью крана.
Масса наибольшего рабочего груза = вес груза + вес грузозахватного приспособления (стропов, захватов или траверсы) + вес тары.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
БИЛЕТ №2
Цель статических испытаний мостового крана.
Проверка прочности мостового крана и его отдельных элементов.
Порядок проведения статических испытаний следующий:
176. Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста, делается первая высотная засечка положения одного из поясов главной балки (с помощью металлической струны, оптическим прибором или лазерным дальномером). Затем контрольный груз весом 125% от паспортной грузоподъемности поднимают краном на высоту 50 - 100 мм, делают вторую высотную засечку положения того же пояса главной балки и кран выдерживается в таком положении в течение 10 минут. В случае обнаружения произвольного опускания поднятого груза испытания прекращают и результаты их признаются неудовлетворительными.
По истечении не менее 10 минут груз опускается, после чего делается третья высотная засечка положения того же пояса главной балки. Если значение третьего измерения совпало с первым, остаточная деформация моста крана отсутствует, и испытания прошли успешно.
При наличии остаточной деформации (отсутствия равенства первого и третьего проведенных измерений), явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения специализированной организацией причин деформации и определения возможности его дальнейшей работы.
Перечень грузов, запрещаемых поднимать кранами.
При эксплуатации грузоподъемных машин запрещается поднимать грузы:
- масса которых превышает допустимую грузоподъемность для данного вылета;
- неизвестной массы и ее не представляется возможным определить каким-либо доступным методом;
- одновременно груз и людей;
- поднимать грузы, находящиеся в неустойчивом положении;
- отрывать грузы примерзшие, заваленные грунтом, заложенные другими грузами;
- подтягивать грузы при косом натяжении подъемных канатов, оттягивать грузы при подъеме;
- опасные и токсичные грузы без наличия письменного разрешения от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами или от владельца груза;
- любой груз при отсутствии наряда-допуска при работе вблизи ЛЭП, не получении целевого инструктажа или отсутствии лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;
- любой груз при выводе из действия или неисправности тормозов, приборов и устройств безопасности.
Причины закручивания грузового каната.
1. Наличие в канате внутренних напряжений, образующихся при его изготовлении.
2. Неправильная запасовка нового каната после замены изношенного.
Рекомендации по устранению скручивания ветвей грузового каната
По опыту специалистов ОАО «КАЗ»
После замены на кране грузового каната новым, в процессе подъема груза возможны случаи скручивания ветвей каната, возникающие из-за …… (см. выше).
Для устранения скручивания ветвей грузового каната его рекомендуется размотать с бухты и разложить прямолинейно, оберегая от загрязнения. Если размеры производственных площадей из-за длины каната сделать это не позволяют, то необходимо грузовой канат не наматывать сразу с бухты на барабан грузовой лебедки, а предварительно наматывать на промежуточный барабан, отрезав необходимую длину и предоставив концу каната свободно раскручиваться. При сматывании последней 1/3 каната с бухты на промежуточный барабан конец каната необходимо принудительно раскрутить в обратную сторону. Промежуточный барабан для намотки грузового каната можно выполнить с ручным приводом (Рисунок 1).
При сматывании каната с промежуточного барабана на грузовую лебедку промежуточный барабан должен быть заторможен, чтобы на грузовую лебедку канат наматывался с усилием 0,5 — 1,0 т (Рисунок 2).
При навивке каната на барабан необходимо обращать внимание на правильность укладки первого слоя, чтобы витки ложились вплотную один к другому и плотно обхватывали барабан. Навивать канат на барабан лебедки и сматывать с него желательно плавно, без рывков, чтобы исключить нарушение структурной целостности каната при перегибе на блоках и барабане.
При пуске нового каната в эксплуатацию обязательно необходима его приработка в течение 20 — 30 циклов с грузом 10% от номинального. Для устранения скручивания ветвей грузового каната необходимо установить кран на выносные опоры, выдвинуть стрелу и произвести «вытяжку» каната. Эта операция уменьшает также выпучивание проволок в виде петель, способствует выравниванию напряжения между прядями каната, что в результате повышает его долговечность.
Вытяжку каната рекомендуется производить при длине стрелы 14,0 м и кратности полиспаста n=8 с постепенным увеличением нагрузки (50%, 75%, 100% от номинальной) на соответствующем вылете используемой грузовой характеристики на высоте 100 — 200 мм от уровня земли с выдержкой в этом положении 10 — 15 минут в течение двух-трех рабочих смен.
ВНИМАНИЕ! Если не удается устранить скручивание каната указанным способом, то необходимо выполнить следующие операции:
1. поднимите тот же груз на высоту 100 — 200 мм от уровня земли, предоставьте ему возможность самопроизвольно вращаться, придерживая его от быстрого вращения, сосчитайте число сделанных оборотов «n» до остановки, опустите груз;
2. опустите стрелу до положения, при котором расстояние между оголовком стрелы и уровнем земли соответствует 1,5 — 1,8 м, при этом крюковая подвеска должна опуститься на рабочую площадку. Для обеспечения доступа к оголовку стрелы допускается дополнительно выдвинуть секции стрелы;
3. снимите клиновую втулку с оголовка стрелы;
4. снимите с каната зажим;
5. выбейте из клиновой втулки клин и выньте из клиновой обоймы канат;
6. снимите коуш с концом грузового каната с оголовка стрелы и освободите грузовой канат от крюковой обоймы;
7. произведите вращение коуша с канатом вокруг оси каната в направлении закручивания ветвей каната. Число оборотов вращения коуша «N» должно быть на 1 — 5 оборотов больше числа оборотов закручивания ветвей каната «n», замеренных в п.1;
8. пропустите грузовой канат через блоки крюковой подвески в зависимости от необходимой кратности запасовки, установите и закрепите коуш с канатом на оголовке стрелы;
9. поднимите стрелу;
10. поднимите максимально допустимый груз на соответствующем вылете используемой грузовой характеристики на высоту 100 — 200 мм от уровня земли и выдержите груз в этом положении 10 — 15 минут;
11. произведите 5 — 8-кратный подъем (опускание) на максимальную высоту груза массой 4,0 т на вылете 8,0 м при длине стрелы 21,7 м.
12. При повторном скручивании ветвей каната операции 1 — 11 необходимо повторить.
Дополнение к рекомендациям:
если конец каната на крюковой (нечетная запасовка) - то конец крутить в сторону закручивания, если на оголовке (четная запасовка) - то в противоположную сторону.
Запасовка каната (т.е. расположение по блокам) по паспорту. Крепление конца во втулке - рабочий конец должен входить по прямой стороне трапеции корпуса - ось каната должна совпадать с осью крепления втулки к конструкции крана.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
БИЛЕТ № 3