Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта

Для введения агрегатного метода ремонта создается оборотный фонд агрегатов, узлов и деталей Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru за счет приобретения новых и ремонта снятых с локомотивов. Оборотный фонд состоит из технологического запаса Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru , определяемого требованиями технологического процесса и программой ремонта, и страхового запаса Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru для замены агрегатов при неплановых аварийных ремонтах, а также агрегатов, не подлежащих восстановлению или требующих для своего восстановления особых условий и времени больше нормативного:

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru .

При стационарной форме ремонта технологический запас сменных агрегатов (узлов, деталей) данного наименования (А) можно определить, пользуясь схемой рис.6.

Рис. 6. Расчетная схема для определения технологического запаса агрегатов при агрегатном методе ремонта

В схеме приняты следующие обозначения: Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - время от начала ремонта локомотива до демонтажа агрегата А; Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru и Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - время демонтажа и монтажа агрегата А, Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - время отсутствия агрегата А на локомотиве по графику технологического процесса; Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - время от момента окончания монтажа агрегата А на локомотиве до окончания его ремонта; Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru — фактический простой локомотива в ремонте с учетом отклонения Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru от нормированного; Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru — фактический простой агрегата А в ремонте с учетом отклонения Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru от нормированного.

Необходимое количество запасных агрегатов

( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

где Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - число однотипных агрегатов на локомотиве;

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - число, дополняющее величину Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru до ближайшего большего целого числа.

Если одновременно параллельно ремонтируются Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru локомотивов, то

, ( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

За расчетный период

, ( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

где Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - годовая программа ремонтов локомотивов;

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - фонд времени за расчетный период.

Тогда окончательно

. ( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

Для исключения сверхнормативных простоев локомотивов в ремонтах отклонение Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru следует принимать максимальное (из графиков распределения отклонений).

При Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru организация агрегатного метода ремонта возможна без создания фонда технологического запаса агрегатов.

Страховой запас

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru ,

где Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru — коэффициент сменяемости необходимых для неплановых ремонтов агрегатов (узлов, деталей), не подлежащих восстановлению или требующих для ремонта повышенного времени. Утверждается ЦТ МПС.

Коэффициент сменяемости Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru определяется по статистическим данным за достаточно большой период:

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru ,

где Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - число замененных однотипных агрегатов (узлов, деталей) за расчетный период.

В депо часто выполняется несколько различных видов ремонта локомотивов (например ТР-3 и ТР-2). При этом агрегаты (узлы, детали), снятые при одном виде ремонта, могут устанавливаться на локомотив, который находится в другом виде ремонта. Тогда технологический запас может быть определен по формуле:

( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

После преобразования получим

, ( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

где Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - программы ТР-3 и ТР-2 за расчетный период Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru ;

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - продолжительность ремонта агрегата (узла, детали) соответственно при ТР-З и ТР-2;

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - продолжительность отсутствия данного агрегата (узла, детали) на локомотиве соглас­но графику технологического процесса соответственно при ТР-З и.ТР-2.

Часть агрегатов как технологического, так и страхового запаса может ремонтироваться в централизованном порядке (в других депо или мастерских). В этом случае время ремонта (с учетом времени на транспортировку) может увеличиваться до Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru и Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru .

Тогда оборотный фонд

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

, ( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

где Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - коэффициенты учитывающие количество агрегатов, направляемых для централизованного ремонта соответственно при ТР-3 и ТР-2;

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - коэффициенты сменяемости агрегатов соответственно при ТР-3 и ТР-2

Необходимое число запасных агрегатов при поточной форме организации ремонта локомотивов больше, чем при стационарной, в ап раз, где aп - число позиций (постов) поточной линии. Однако программа при том же простое в ремонте будет тоже больше в ап раз и запас агрегатов на единицу ремонта при поточной форме остается на том же уровне, что и при стационарной. Дополнительные расходы С1 связанные с приобретение mа запасных агрегатов могут быть определены по формуле:

, ( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

где Са - стоимость одного запасного агрегата;

tиз - установленный срок износа агрегатов, лет;

эа - годовые отчисления за пользование основными фондами (по агрегатам).

Экономический эффект от применения агрегатного метода возрастает с увеличением программы ремонта. Наиболее экономически целесообразным агрегатный метод будет при концентрации ремонтов в определенных депо или на ремонтных базах.

Минимальная годовая программа ремонта ( Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru ), начиная с которой экономически целесообразно применять агрегатный метод ремонта, определяется неравенством;

, ( )
Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru

где Са ,С'а - стоимость оборотного запаса агрегатов соответственно при агрегатном и неагрегатном методах ремонта;

еа , ел амортизационные квоты соответственно на агрегаты и локомотивы, % (ориентировочно можно принять еа = ел);

Расчет запаса агрегатов и технико-экономическая эффективность агрегатного метода ремонта - student2.ru - срок окупаемости капитальных вложений, годы (для железнодорожного транспорта установлен 10 лет);

Ц - стоимость одного тепловоза, грн;

t1,t2 - простои тепловоза в ремонте соответственно при сравниваемом варианте и при агрегатном методе, сут.

Крупноагрегатный метод ремонта локомотивов требует хорошо налаженного снабжения депо запасными частями (узлы, детали, агрегаты) и материалами, развитой кладовой.

Локомотивостроительные заводы поставляют МПС основные узлы оборотного фонда (дизель-генераторы, воздуходувки, тележки, компрессоры, аккумуляторные батареи, выпрямители и др.) как запасные части к локомотивам, распределяет их по дорогам, депо и локомотиворемонтным заводам.

Запасные части и материалы поступают в депо через систему материально-технического обеспечения МПС, включающую Главное управление материально-технического обеспечения МПС (ГУМТО), главный дорожный материальный склад (НХГ), материальный склад отделений железной дороги (НХЧ) и производственную кладовую депо.

Кладовая депо получает запасные части и материалы через материальный склад отделения дороги, организует учет хранение и выдачу заготовок, а также новых и отремонтированных узлов и деталей на рабочие места, поддерживает неснижаемый запас агрегатов, узлов, деталей и материалов. В кладовых в качестве подъемно-транспортных средств применяются электропогрузчики, краны-штабелеры, мостовые краны грузоподъемностью 2-10 т. Кладовая со всеми ремонтными участками связана внутридеповской диспетчерской связью и удобными транспортными путями.

В крупных депо на дорогах организуются группы нормирования запасных частей и материалов. Они разрабатывают нормы расхода запасных частей и материалов по видам ремонта и на 1 млн. локомотиво-км пробега.

Служба локомотивного хозяйства эти нормы корректирует и направляет в ЦТ МПС. Здесь устанавливают среднесетевые и дифференцированные по дорогам нормы, согласовывают их с отделом норм ГУМТО МПС, утверждают у заместителя министра путей сообщения и направляют на дороги. Каждая железная дорога разрабатывает дифференцированные нормы по вида ремонта в депо. Нормы утверждаются приказом начальника дороги и рассылаются в локомотивные депо и отделы материально-технического обеспечения отделений дороги (НОДХ).

На основании программы ремонта и норм расхода запасных частей и материалов локомотивные депо в установленные сроки составляют заявки на предстоящий год и направляют их в НОДХ. Там заявки корректируются с привлечением НОДТ и после утверждения начальником отделения направляются в управление дороги. Служба локомотивного хозяйства заявки всех отделений объединяет, корректирует и после утверждения начальником дороги направляет в Главное управление материально-технического обеспечения МПС.

По мере изменения межремонтных пробегов, сроков службы узлов и деталей, совершенствования технологии ремонта нормы расхода запасных частей и материалов систематически корректируются.

О расходе запасных частей и материалов, экономии их или перерасходе из кладовой депо судят по лимитным картам, в которых отражаются как нормы так и фактические расходы запчастей и материалов.

Наши рекомендации