Инновативность как фактор конкурентоспособности организаций
Становление концепции инновационного менеджмента.
Ю. В. Яковцев «Школа научного циклизма», в которую входят: 1-й этап: 1910 – 1930-е гг - Длинные волны Кондратьева; 2-й этап: 1940 – 1960-е гг. - Циклы деловой активности Шумпера; 3-й этап: с середины 1970 гг. - Современные теории: «Теория технологических укладов Сергея Глазьева».
Длинные волны Кондратьева: 1785 – 1835 гг. «Текстильная промышленность», 1835 – 1885 гг. «ЖД транспорт», 1885 – 1935 гг. «Менеджмент ».
Циклы деловой активности Шумпера: Короткие волны 3, 3 года (40 месяцев), Средние волны 7 – 11 лет, Длинные волны Кондратьева.
Современные теории: «Теория технологических укладов Сергея Глазьева»: 1785 – 1835 гг. Технический уклад на основе новых технологий, 1835 – 1885 гг. железнодорожный транспорт, 1885 – 1935 гг. Использование в промышленности электроэнергии, 1935 – 1985 гг. Развитие энергетики с использованием нефти, 1985 – 2035 гг. Развитие микроэлектроники, биотехнологии, генной инженерии и т.д.
2. Инновационный менеджмент: сущность и содержание, цели и задачи в условиях рыночной экономики.
Сущность: наука инноватики, изучающая логику создания и внедрения новых знаний в практикум.
Объект: инновация (внедренное в практику новшество)
Предмет: инновационная деятельность (деят-ть по генерированию новых идей, созданию, разработки, распространению и внедрению новшеств).
Цель: обеспечение долгосрочного функционирования инновационных процессов в различных сферах деятельности и в различных направлениях деятельности организаций для обеспечения конкурентоспособности реализуемой продукции и услуг и организации в целом.
Задачи: - формирование инн-ой политики; - разработка инн-ых стратегий; - разработка инн-ых программ и проектов;- изучение и использование передового опыта конкурентов; - разработка орг-ых форм и структур упр-ия инн-ми программами и проектами; - орг-ция произ-ва и реализации инн-ой продукции и услуг.
Управленческие подходы к инновационной деятельности.
Управленческие подходы делятся на общие и специфические.
Общие включают в себя: системный, ситуационный, процессный.
Специфические подходы включают в себя: логистический, инновационный, глобальный, виртуальный, стандартизационный, эксклюзивный, деловой, структурный, воспроизводственно-эволюционный, функциональный, маркетинговый, нормативный, комплексный, интеграционный. динамический, оптимизационный, директивный, поведенческий.
Инновативность как фактор конкурентоспособности организаций.
Инновации - Конкурентоспособность – способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции.
Конкуренция – экономическое соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Виды конкуренции: совершенная – чистая, несовершенная: монополия, олигополия.
Методы: ценовая и неценовая.
Факторы, определяющие конкуренцию в отрасли по М. Портеру: микроэкономические, макроэкономические. Микроэкономические - соперничество между существующими конкурентами; угроза появления новых конкурентов; способность покупателей торговаться; угроза появления товаров и услуг – заменителей; способность поставщиков торговаться.
Макроэкономические - источник преимущества; кол-во имеющихся у фирмы явных источников преимущества; постоянная модернизация производства и других видов деятельности.
Причины новаций, дающих конкурентное преимущество по М. Портеру: новые технологии, новые или изменившиеся запросы покупателей; появление нового сегмента; изменение стоимости производства; изменение правительственного регулирования. Параметры конкурентоспособности: широта ассортимента, качество, цена.
Факторы конкурентоспособности товаров и услуг:производственные, рыночные, сбытовые, сервисные.
По Шумпетеру инновации как факторы обеспечения эффективности производства: новые виды товара, новые виды сырья, новые технологии и способы производства, новые организационно-управленческие формы, новые рынки сбыта.
Методы оценки конкурентоспособности: по используемому принципу –органолептические; регистрационные; измерительные; экспериментальные; расчетные; социологические; экспертные; статистические; аналитические; маркетинговые; по номенклатуре критериев – прямые и косвенные; по стадии оценки ЖЦП - применяемые на стадиях проектирования и изготовления; применяемые на стадиях реализации и эксплуатации, по форме представления данных:графические; расчетные; матричные; комбинированные: расчетно-матричные и расчетно-графические.
5. Нововведения (инновации) как объект инновационного менеджмента: содержание понятий инновации, ее свойства и функции.
Сущность:Инновация - внедренное в практику новшество. Нововведение – новый товар, способ, метод, изобретение и т.п. Новация – это новшество, которого не было раньше.
1 аспект: Инновация – как конечный результат интеллектуальной деятельности в виде продукта, идеи, изобретения.
2 аспект: Инновация – как процесс генерации новых идей, разработки и создания новшества и его практического внедрения.
Свойства: Новизна– свойство, характеризующее радикальность объекта, отличающее его от предшествующих объектов и дающее ему право называться новым. Виды: 1) абсолютная, 2) относительная, 3) стоимостная, 4) рыночная, 5) частная, 6) условная, 7) целесообразная.
Функции: 1. Воспроизводная, 2. Инвестиционная, 3. Стимулирующая.
Виды: По Шумпетеру:новые товары,новое сырье,новые технологии,новые рынки сбыта,новые организационные структуры.