Кронблоки и талевые блоки
Кронблок (рис. 6) является неподвижным элементом талевой системы.
Шкивы 3 кронблока вращаются на неподвижных осях 6, установленных на раме 1. Смазка к подшипникам качения подводится индивидуально по каналам 7, просверленным в осях. Шкив 5 используется для вспомогательных работ. Секции шкивов 3 закрываются кожухами 3. Для предотвращения выскакивания каната из желоба шкива зазор между шкивом и кожухом не должен превышать 0,15 диаметра талевого каната.
В талевом блоке (рис. 7) число шкивов на один меньше, чем в парном с ним кронблоке. В отличие от кронблока талевый блок не испытывает усилий от натяжения ходового и неподвижного концов талевого каната, поэтому грузоподъемность его меньше, чем кронблока.
Масса талевого блока должна быть достаточной для обеспечения необходимой скорости его спуска с порожним элеватором.
Шкивы кронблоков и талевых блоков имеют одинаковую конструкцию и размеры. Диаметр шкива по дну желоба, профиль и размеры желоба существенно влияют на срок службы и расход талевых канатов.
Смазка опор (подшипников) шкивов талевого блока осуществляется индивидуально по каналам 5 внутри оси 6.
Усталостная долговечность каната возрастает с увеличением диаметра шкивов, т. к. при этом уменьшаются повторно-переменные напряжения изгиба, возникающие в канате при сгибании в желобе шкивов. Оптимальным следует считать диаметр шкива по дну желоба равный 36-40 диаметрам талевого каната.
Основными параметрами, характеризующими соответствие кронблока и талевого блока условиям их эксплуатации в составе буровой установки, являются:
-статическая грузоподъемность (от 1400 до 5000 кН);
-число канатных шкивов (от 4 до 7);
-диаметр шкива по дну желоба (от 1000 до 1500 мм);
-диаметр талевого каната (от 28 до 38 мм);
-масса (от 2,5 до 12,5 т).
Рис. 6. Кронблок
1 - рама сварная; 2 - опора оси разъемная; 3 - шкив основной; 4 - опора шкива основного; 5 - шкив вспомогательный; 6 - ось; 7 - каналы в оси для подачи смазки; 8 - распорное кольцо; 9 - крышка-кожух.
Рис. 7. Талевый блок
1 - щека; 2 - накладка; 3 - нижний кожух; 4 - стяжка; 5 - каналы в оси для подачи смазки; 6 - ось; 7 - стопорная планка; 8 - опора шкива; 9 – шкив; 10 - верхний кожух-крышка; 11 - траверса ; 12 - гайка крепежная.