Определение композиционного центра. От каких критериев зависит определение композиционного центра изделия
1. Собственной величины и величины остальных элементов.
2. Положения на плоскости. Вокруг элементов организуется пустое пространство, а все остальные сближаются и на главный элемент указывают силовыми линиями второстепенные.
3. Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.
4. Фактуры элемента, которая отличается орт фактуры других элементов.
5. Цвет. Путем применения контрастного (противоположного) цвета к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и, наоборот, хроматический цвет среди ахроматических, теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов; темный цвет среди светлых).
6.Проработки элементов. Главный элемент более проработан, чем второстепенные элементы.
7. Освещение элемента
5. Основные композиционные средства, использованные при создании изделия: контраст, нюанс, тождество, масштабность и пропорциональность и т.д.
Контраст – это резкое различие элементов:
1. Одномерный контраст, т.е. различие по одной категории.
2. Многомерный контраст, т.е. различие (противопоставление) по нескольким категориям.
Контрастные композиции активны по своему визуальному воздействию.
Нюанс – это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а отличия едва заметны.
Тождество – это повтор элементов одинаковых, по своим качествам (размер, форма, тон и т.д.)
Требования к тождественной композиции:
1. Элемент должен быть простой, выразительный, красивый.
2. Должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.
Масштабность и пропорциональность в композиции.
Масштабность - это наиболее сложное средство композиции, которое характеризует соразмерность предметов в сравнении друг с другом.
Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении друг относительно друга. Для характеристики соразмерности используют понятия масштаб и масштабность. При достижении масштабности большую роль играют мелкие детали. Достаточно свободно можно использовать масштабность, исходя, прежде всего из соображений художественной выразительности. Масштаб и пропорции неразрывно связаны между собой.
Пропорция – это закон размещения и выразительное сложное средство композиции, согласно которому отдельные части в целом находятся в определенном отношении друг к другу (т.е. высота к ширине или ширина к глубине). Пропорциональные величины зависят друг от друга на столько, что с увеличением одной в несколько раз, соответственно во столько же раз увеличивается другая величина. Пропорцианирование следует воспринимать как творческий процесс. Все должно быть взаимосвязано пропорциями, т.к. они определяют соразмерность и гармоническую согласованность всех элементов композиции, всех ее частей между собой и целым. Все необходимо выверить на столько, что чтобы ни прибавить, ни убрать ничего было бы нельзя. Ярким примером является золотая пропорция (сечение).
Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси, или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Виды симметрии:
1. Зеркальная – это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.
2. Осевая – это симметрия относительно оси, а ось – это линия пересечения двух или более плоскостей симметрии. В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение.
3. Зеркально-осевая или смешанная симметрия существует двух видов:
- когда в одном произведении совмещены зеркальная и осевая симметрии;
- когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.
4. Винтовая симметрия – элемент совершает одновременно поступательное и вращательное движение вокруг оси. Этот вид симметрии характерен только для объемных тел.
5. Асимметрия – это отсутствие или нарушение симметрии (дисимметрия). Т.е. это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей и плоскостей симметрии не наблюдается.
6. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важным признаком ритма является повторяемость элементов и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, нарастающими и убывающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.
Статический ритм состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.
- Простой ряд основан на повторе одного и того же с одним и тем же интервалам.
- Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:
- чередование на одинаковых интервалах.
- чередование одинаковых элементов с неравными интервалами.
- ряд с чередованием неравных элементов.
Динамический ритм – это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно.
1. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической прогрессии, т.е. постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами
2. Развитие динамических рядов может происходить по геометрической прогрессии, т.е. величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженного на постоянное число. Главное, в ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество не составляют ряд.
Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, — это обязательно работа с формой. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно, в чисто учебных (или познавательных) целях выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств.
Конечная же ее цель — достижение художественной выразительности формы. В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям к изделию.