Основные формы, методы, этапы организации современного урока
Теоретические основы организации урока.
В теории урока, необходимо рассмотреть соотношение следующих значимых понятий: часть урока, элемент урока, шаг урока, компонент, этап и звено урока. Максимальный набор элементов урока или этапов урока, образующих его макроструктуру:
– организационный этап;
– этап проверки домашнего задания;
– этап актуализации субъективного опыта учащихся;
– этап изучения новых знаний и способов деятельности;
– этап первичной проверки понимания изученного;
– этап закрепления изученного;
– этап применения изученного;
– этап обобщения и систематизации;
– этап контроля и самоконтроля;
– этап коррекции;
– этап информации о домашнем задании;
– этап подведения итогов учебного занятия;
– рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний.
В процессе обучения, находящегося в прямой зависимости от системы образования, реализуются идеи личностно-ориентированного подхода в образовании с использованием различных личностно-ориентированных технологий обучения. Например, такие технологии, как:
· адаптивная система обучения,
· технология дифференцированного обучения,
· технология модульного обучения,
· информационные технологии обучения (компьютерные технологии),
· технология полного усвоения знаний,
· технология коллективного способа обучения,
· технология интегрированного урока.
Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развивающие требования.
Образовательные требования
1. Целенаправленность урока.
2. Рационализация и дифференциация информационного наполнения урока.
3. Обоснованный выбор средств, методов и приемов.
4. Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
5. Вариативный подход к формированию структуры урока:
– использование современных технологий обучения;
– рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;
– творческая основа.
6. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
Воспитательные требования
1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей.
2. 2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач.
3. Организация сотрудничества в процессе урока.
Развивающие требования
1. Развитие умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности).
2. Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.
3. Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности.
4. Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития».
5. Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.
6. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным документам.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
Как известно, система уроков по любому предмету имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:
изучение нового материала;
закрепление материала;
повторение изученного ранее;
контроль (диагностика) знаний;
применение знаний к решению задач;
формирование практических умений и навыков.
В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит различные их виды:
уроки изучения нового материала;
комбинированные уроки;
уроки применения знаний, формирования практических умений и навыков;
уроки повторения;
уроки контроля.
В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфические занятия в силу особенностей данного предмета как области науки или практики.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Беседа — метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала, к последующим выводам и обобщениям. Беседа активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают учащиеся. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе урока.
Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр. Развитие диалогической речи в школе происходит в процессе бесед, в старших классах — обсуждений, реже — диспутов. Методика диалога пока мало разработана, поэтому диалог формируется в основном в быту. Чаще всего диалог используется на уроках иностранного языка как способ развития речевого общения.
Демонстрация на уроках — методический прием, показ на уроке всем учащимся одновременно таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, кино- и диафильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью графопроектора (кодоскопа).
Динамические таблицы, в отличие от готовых, статичных, — таблицы, составляемые самим учителем на небольшом стенде, имеющем горизонтальные рейки-подставки. Удобство динамических таблиц в том, что они быстро обновляются, позволяют изменять ситуацию в процессе урока. Используются динамические таблицы не только при сообщении нового материала, но и при закреплении, при проверке знаний и умений. Подвижные элементы динамических таблиц, которые могут сниматься и заменяться другими, называются демонстрационными карточками. Такие карточки могут накапливаться в предметном кабинете по всем темам курса.
Дифференцированный подход в обучении — форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по национальному составу классах — по степени владения русским языком.
Дозировка материала на урок. При поурочном планировании очень важно измерять насыщенность каждого урока.
Доказательство при изучении предметов — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательства (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на уроках, так и в домашних заданиях учащимся.
Доклад — публичное сообщение на определенную тему.
Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала.
Зачет — форма проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся, используемая в средней школе.
Пересказ — вид работы учащегося, средство развития речи на основе образца.
Перфокарта — устройство для ускоренной проверки выполненных заданий, а также для самопроверки.
Компьютер — современное техническое средство обучения.
Повторение материала на уроке — возвращение в процессе учебной работы к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, с целью обобщения и систематизации изученного, установления внутрипредметных и межпредметных связей.
Индивидуальное обучение — форма организации учебных занятий с отдельным учеником, вне классного коллектива.
Индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса — один из принципов обучения. Предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика.
Консультация — форма учебных занятий, на которых преподаватель разъясняет учащимся отдельные вопросы курса.
Конференция — собрание, на котором обсуждается какой-либо актуальный вопрос. Используется как прием развития познавательных интересов и устной речи учащихся.
Лекционный метод в обучении — один из методов сообщения нового материала. Состоит в устном связном, последовательном, полном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.
Оборудование урока — комплекс (комплект) учебных пособий, используемых на данном уроке: учебник, дополнительные учебные пособия, дидактические материалы.
Открытый урок — форма обмена опытом работы.
Методическая работа с учителями предусматривает оказание им помощи, повышение их квалификации.
Методическая библиотека учителя — необходимое условие педагогического творчества и формирования мастерства учителя.
Практическая методика — новый, недавно появившийся тип методического пособия для учителей различных предметов.
Обобщение знаний по предмету — методический прием работы, опирающийся на мыслительную операцию обобщения и позволяющий добиваться понимания изученного материала учащимися.
Критерии оценки — средство измерения знаний, умений, навыков учащихся.
Работа над ошибками — одно из важнейших направлений обучения, неотъемлемая часть системы обучения.
Развитие речи учащихся — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей.
Разноуровневое образование — тип организации дифференцированного подхода, обусловленный такими факторами, как интересы самих школьников, пожелания их родителей, уровень развития ребенка, позволяющий ему выйти на высокий уровень, его здоровье и способности.
Ролевая игра — методический прием обучения речи по коммуникативной методике.
Самоконтроль в учебной деятельности учащихся — необходимый этап учебного действия, который формируется с первых дней обучения в школе, опирается на осознание школьниками своих познавательных действий.
Самостоятельная работа учащихся — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия.
Учебные таблицы по предмету — традиционный, распространенный вид печатных пособий, реализующий зрительную наглядность.
Теория речевой деятельности — относительно новая отрасль науки. Изучает речь как деятельность, ее функции, мотивы, связь с мышлением, процесс порождения речевого высказывания, механизмы речи, виды речи и особенности каждого вида.
Технические средства обучения — современное оборудование учебного процесса, позволяющее воздействовать на слух, зрение учащихся, реализовать принципы наглядности и интереса в обучении.
Тестирование учащихся. В последние годы в школах активно используется тестирование учащихся по учебным предметам. Созданы центры тестирования при различных учреждениях высшего профессионального образования.
Факультативные курсы по предметам — форма углубленного изучения одного из предметов по выбору самих учащихся, средство развития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся. В отличие от внеклассных занятий факультативные курсы проводятся по утвержденным Министерством образования программам, по расписанию, в рамках отведенного времени, с постоянным составом учащихся.
Воспитание внимания на уроках — одно из важнейших условий успешного обучения. Внимание — направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуационную значимость.
Восприятие учебного материала — процесс отражения совокупности свойств изучаемого явления, их узнавание и отнесение к определенной категории уже известных свойств и явлений, их осмысление.
Мотивация в учении школьников — побуждения, вызывающие их активность.
Развитие логического мышления на уроках. Основой развития логического мышления является усвоение системы языковых понятий, понимание структуры языка, закономерностей его функционирования..
Развитие памяти в обучении. Память состоит в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком его знаний, опыта.
Развитие познавательного интереса к предмету — один из элементов мотивации учения, активное отношение учащихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой учащихся.