Расчет количества основных и вспомогательных постов предприятия
Более 50 % объема работ по ТО и ТР выполняется на постах, поэтому число постов во многом определяет выбор объемно-планировочного решения СЦ. Число постов зависит от вида, мощности и трудоемкости воздействий, метода организации ТО и ТР и диагностики автомобилей, режима работы производственных зон. Программа и трудоемкость воздействий по видам ТО и ТР определяются расчетом, методика которого приведена выше.
Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей
Посты ТО по своему технологическому назначению подразделяются на универсальные, где выполняют все или большинство операций данного воздействия, и специализированные, где выполняют только одну или несколько операций. Целесообразность применения универсальных или специализированных постов зависит прежде всего от производственной программы и режима производства.
По способу установки автомобиля посты могут быть тупиковыми или проездными. Въезд на тупиковый пост производится передним ходом, а съезд — задним, тогда как въезд на проездной пост и съезд с него — только передним ходом. Как тупиковые, так и проездные посты в зависимости от организации выполнения работ могут быть использованы в качестве универсальных или специализированных.
ТО автомобилей может быть организовано на отдельных постах или поточных линиях. Организация обслуживания на отдельных постах значительно проще, чем на поточных линиях. Так, на универсальных постах возможно выполнение неодинакового объема работ, например при ТО автомобилей разных моделей, при совмещении обслуживания и ремонта. Однако использование этого метода приводит к значительным потерям времени на установку автомобилей на посты и съезд с них, загрязнению помещения отработавшими газами при маневрировании автомобиля при въезде и съезде с поста, к необходимости дублирования оборудования, использованию рабочих-универсалов высокой квалификации, что увеличивает затраты на проведение ТО.
Прогрессивным методом организации ТО является выполнение его на поточных линиях. Поточная организация ТО обеспечивает:
· повышение производительности труда за счет специализации рабочих постов, мест и исполнителей;
· повышение степени использования технологического оборудования и оснастки вследствие проведения на каждом посту одних и тех же операций;
· повышение трудовой и производственной дисциплины вследствие непрерывности и ритмичности производства;
· снижение себестоимости обслуживания и повышение его качества;
· улучшение условий труда исполнителей и сокращение производственных площадей.
Организация производства поточным методом требует выполнения следующих условий:
· наличие соответствующих площадей и планировки помещений;
· одномарочный состав обслуживаемой группы автомобилей;
· достаточная сменная производственная программа;
· соблюдение графика постановки автомобилей на ТО;
· максимальная механизация работ;
· своевременное обеспечение запасными частями и материалами;
· выполнение ТР перед постановкой автомобилей на ТО.
Целесообразность применения того или иного метода организации ТО в основном определяется числом постов, т.е. зависит от суточной (сменной) программы и продолжительности технических воздействий. Поэтому в качестве основного критерия для выбора метода ТО может служить суточная (сменная) производственная программа соответствующего вида ТО. Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, составляет 12—15 ТО технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе обслуживание проводится на отдельных специализированных и универсальных постах. Этот метод применяется практически на всех существующих СЦ.
Постовые работы ТР могут выполняться на универсальных, специализированных (параллельных) постах.
Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации, а метод специализированных постов реализуется на нескольких постах, предназначенных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и проч.).
Специализация постов ТР возможна при технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти), загрузке поста не менее чем на 80 % сменного времени и позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих.
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на производственные, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.
Число производственных постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и ТР и входящих в технологический процесс обслуживания и ремонта), постов ТО, диагностики, разборочно-сборочных и регулировочных работ, кузовных и окрасочных работ ТР, а также вспомогательных постов для приемки и выдачи определяется по формуле
П = (2.18)
где: Тг – годовой объем постовых работ, чел.-ч (рассматривалось при определении штатного числа рабочих);
Кн = 1,15 - коэффициент неравномерности загрузки постов, отражающий случайный характер возникновения потребности в технических воздействиях, обусловливающий колебания потребности в технических воздействиях как по времени возникновения, так и по трудоемкости выполнения, что вызывает простои автомобиля в ожидании очереди;
Дрг – число рабочих дней в году;
Кисп – коэффициент использования рабочего времени поста, учитывающий потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей с постов (туалет, склад, другие участки и т.д.), а также из-за вынужденных простоев автомобилей в процессе выполнения работ, при расчетах принимается: коэффициент Кисп = 0,95 при одной смене работы СЦ, Кисп = 0,94 при двухсменной работе СЦ.
Входящее в формулу (2.18) число смен работы в сутки Н зависит в основном от назначения предприятия автосервиса и принимается в соответствии с табл. 2.11.
Таблица 2.11. – Рекомендуемый режим производства на СЦ
СЦ и вид работ | Число дней работы в году | Число смен работы в сутки | Период выполнения (смены) |
Городские СЦ | |||
Все виды работ ТО и ТР | I и II | ||
Продажа автомобилей, запчастей и автопринадлежностей | 1-2 | I и II | |
Дорожные СЦ | |||
Все виды работ ТО и ТР | I и II |
Продолжительность рабочей сменыТсм для производств с нормальными условиями труда не ограничена, но при общей продолжительности работы не более 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: 5 ч – для работников в возрасте от 15 до 16 лет;
7 ч — в возрасте от 16 до 18 лет;
7 ч – для инвалидов, в соответствии с медицинским заключением.
Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
8 ч при 36-часовой рабочей неделе;
6 ч при 30-часовой рабочей неделе и менее.
В расчетах принимают продолжительность смены Тсм:
8 ч при 5-дневной рабочей неделе;
6.7 ч при 6-дневной рабочей неделе.
Для вредных условий труда Тсм равна:
7 ч при 5-дневной рабочей неделе;
5,7 ч при 6-дневной рабочей неделе.
Общее число рабочих часов в год как при 5-дневной, так и при
6-дневной рабочей неделе одинаково.
Численность одновременно работающих на одном постуРв формуле (3.1) принимается равной:
· 2 работающих для постов моечно-уборочных работ, ТО и ТР;
· 1,5 работающего для кузовных и окрасочных работ;
· 1 работающий для приемки-выдачи автомобилей.
Число рабочих постов для выполнения косметической (коммерческой) мойки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, определяется исходя из суточной производственной программы, продолжительности выполнения работ и производительности моечного оборудования:
П = , постов (2.19)
где: Ас — суточная производственная программа, ед.;
Тв— продолжительность выполнения работ, ч;
Ри— производительность моечного оборудования, авт./ч
Число вспомогательных постов. Вспомогательные посты — это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (посты приемки и выдачи автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на окрасочном участке).
Число постов на участке приемки автомобилейПпр определяется в зависимости от числа заездов автомобилей на СЦdи времени приемки автомобилей:
Ппр = NСЦd𝜑/ДргТпрАпр , постов (2.20)
где: NСЦ — число автомобилей, обслуживаемых СЦ (мощность СЦ);
𝜑 = 1,1 — 1,5 — коэффициент неравномерности поступления автомобилей;
Тпр — суточная продолжительность работы участка приемки автомобилей, ч;
Апр = 2—3 — пропускная способность поста приемки, авт./ч.
Для расчета числа постов выдачи автомобилей условно можно принять, что ежедневное число выдаваемых автомобилей равно числу заездов автомобилей на СЦ. В остальном расчет аналогичен расчету числа постов приема автомобилей.
Число постов контроля после обслуживания и ремонта зависит от мощности СЦ и определяется исходя из продолжительности контроля.
Число постов сушки (обдува) автомобилей на участке уборочно-моечных работ определяется исходя из пропускной способности поста, которая может быть принята равной производительности механизированной мойки.
Число постов сушки после окраски определяется производственной программой и пропускной способностью оборудования. Пропускная способность комбинированной окрасочно-сушильной камеры согласно технической характеристике может быть принята 5—6 автомобилей в смену.
Общее число вспомогательных постов на один рабочий пост составляет 0,25—0,50.
Автомобиле-места ожидания — это места, которые занимают автомобили, ожидающие постановки на рабочие или вспомогательные посты, или ремонта снятых с автомобиля агрегатов, узлов и приборов.
В планировочном отношении разница между постами и автомобиле-местами ожидания заключается в нормативных расстояниях между установленными на них автомобилями, а также автомобилями и элементами конструкции здания. Нормируемые расстояния принимаются по ОНТП-01-91. Общее число автомобиле-мест ожидания на производственных участках СЦ составляет 0,5 на один рабочий пост. Места ожидания рекомендуется размещать непосредственно в помещениях зоны постов ТО и ТР автомобилей.
Автомобиле-места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей и автомобилей, принятых на ТО и ТР. При наличии магазина необходимо иметь автомобиле-места для продажи автомобилей (в здании) и для хранения на открытой стоянке магазина.
Для хранения готовых автомобилей число автомобиле-мест Пх равно
Пх = NСЦТпр / Тв , авт.-мест (2.21)
где:Тв— продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч;
Гпр — среднее время пребывания автомобиля на СЦ после его обслуживания до выдачи владельцу (около 4 ч).
Общее число автомобиле-мест для хранения автомобилей, ожидающих обслуживания и готовых к выдаче (стоянки), следует принимать из расчета на один рабочий пост:
· 3 места — для городских СЦ;
· 1,5 места — для дорожных СЦ.
Число мест для стоянки автомобилей клиентов и персонала СЦ вне территории следует принимать из расчета 2 места стоянки на 1 рабочий пост.
На открытой стоянке магазина число автомобиле-мест хранения
По = Nп Дз / Драб. м , авт.-мест (2.22)
где:Nп— число продаваемых автомобилей в год;
Дз = 20 — число дней запаса;
Драб м — число рабочих дней магазина в год.
Число автомобиле-мест хранения на дорожных СЦ принимается из расчета 1,5 автомобиле-места на один рабочий пост.