Расчет площадей зон ТО и ТР.
Площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами:
1. По удельным площадям.
2. Графическим методом
Площадь зоны То или ТР:
Fз = fm Xз Kn
где fm— площадь, занимаемая машиной в плане (по габаритным размерам), м2;
Xз — число постов;
Kn - коэффициент плотности расстановки постов. Kn = 4-7
Расчет площадей производственных участков и постов.
Площади участков рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности его расстановки.
Площадь участка:
Fy = fоб Kn
где fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;
Kn - коэффициент плотности расстановки оборудования.
Для расчета Fy предварительно на основе Табеля и каталогов технологического оборудования составляется ведомость оборудования и определяется его суммарная площадь fоб по участку.
В отдельных случаях, для приближенных расчетов, площади участков и постов могут быть определены по числу работающих на участке:
Fy = fуд Р
где, fуд –удельная площадь на одного работающего, м2 fуд = 25м2 / чел.
Р – число технологически необходимых рабочих.
Расчет площадей складских помещений.
Для определения площадей складов используется метод расчета по удельной площади складских помещений на 10 единиц парка транспортно технологических машин.
Площадь склада:
Fск =0,1Ам fу
где Ам- - списочное число транспортно-технологических машин;
fу - удельная площадь склада на 10 единиц машин (приложение №.1), м2.
Планировка предприятий технического сервиса.
3.1 Общие положения
Под планировкой ПТС понимается компоновка или взаимное расположение производственных, складских, вспомогательных и административно-бытовых помещений в плане здания или отдельно стоящих зданий предназначенных для обслуживания и ремонта транспортно-технологических машин.. Удачная плакировка ПТС при способствует повышению производительности труда на 10-15%.
В основе планировочного решения лежат функциональная схема производственного процесса, технологические маршруты и производственная программа по видам обслуживания диагностирования и ремонта.
При разработке планировочных решений ПТС следует учитывать следующие положения:
- соответствие планировке схеме технологического процесса и технологическому расчету;
- расположение в одном здании основных производственных зон, участков и постов, если позволяют условия планировки;
- безопасность производства и удобство выполнения работ;
- создания наилучших условий освещения, вентиляции и изоляции шумных процессов производства;
- простота маневрирования ТТМ в здании;
- наличие внутреннего сообщения между производственными зонами;
- возможность изменений технологически процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания;
- возможность использования типовых постов и рабочих мест.
3.2 Строительные размеры зданий ПТС.
В современном промышленном строительстве одноэтажные производственные здания выполняться каркасными сеткой колон, имеющей шаг равный 6 или 12 м, пролеты с модулем 6, 12,18,24 м, и прямоугольную форму с высотой: 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6,0; 6,6; 7,2; 7,8; 8,4; 9,6; 10,8; 12 м. в зависимости от высоты ТТМ. Расстояние от верха автомобиля, находящегося еа подъемнике, или от верха поднятого кузова должно быть не менее 0,2 м.
Одноэтажные здания, как правило, проектируются с пролетами одного направления» одинаковой ширины и высоты.
3.3 Производственные помещения
Планировка производственно-складских помещений зависит от состава помещений, технологии проведения работ, а также требований предъявляемых противопожарным и санитарно гигиеническим условиям отдельных зон и производственных участков.
Состав помещений зависит от производственной программы ПТС и определяется технологическим расчетом.
В помещениях сварочного, жестяницкого участков допускается размещение постов для выполнения соответствующих работ непосредственно на ТТМ. Для аккумуляторных работ должно быть не менее 2 помещений: одно для ремонта другое для зарядки аккумуляторов.
Геометрические размеры зон ТО и ТР определяться габаритными размерами транспортно-технологических машин расстояниями между ТТМ на постах, а также между ТТМ и элементами зданий или оборудованием.
В зонах ТО и ТР с постами тупикового типа в основном применяют однорядную расстановку ТТМ с независимым их выездом.
Поточные линии ТО обычно оборудуют прямоточными канавами на всю длину линии.
Бытовые помещения, обслуживающие не посредственно нужды производства, располагаются в зонах ТО и ТР. Расстояние от сан узла до наиболее удаленного рабочего места должно быть не более 75 м.
Примерный состав, объем и содержание курсового проекта.
1.Введение (1-2 страницы), где кратко излагаются основные задачи, стоящие перед службой технической эксплуатации, а также указываются вопросы, рассматриваемые в проекте.
2.Общая часть (3-5 страниц), дается описание общей структуры системы ТО и Р предприятия, основные характеристики для поддержания работоспособности и перечень выполняемых при этом работ.
3.Расчетная часть (10-15 страниц) выполняется аналогично технологической части дипломного проекта, но используются исходные данные для заданных условий.
№ варианта | Заданная суммарная трудоемкость ТО и Р чел.ч |
До 3000 | |
От 3000-5000 | |
От 5000-7000 | |
От 7000-10000 | |
От 10000-12000 | |
От 12000-15000 | |
От 15000-20000 | |
От 20000-30000 | |
От 30000-40000 | |
От 40000-50000 | |
От 50000-60000 | |
От 60000-70000 | |
От 70000-80000 | |
От 80000-90000 | |
От 90000-100000 | |
От 100000-120000 |
4.Заключение (2-3 страницы), разработать технологический процесс ТО и Р на спроектированном предприятии, применяя самые различные способы (последовательность операций, различное технологическое оборудование, обслуживающий персонал, нормы времени по всем видам обслуживаний).Разработать технологическую карту на ТО или Р какого либо узла или агрегата или всей машины в целом.
5.Графическая часть включает:
- производственного корпуса с размещением постов ТО, производственных участков и технологического оборудования, 1 лист, формат А1;
- технологическую карту на ТО или Р какого либо узла или агрегата или всей машины в целом.
Методика выполнения заключительной части.
Эта часть предназначена для описания технологического процесса ТО и Р на разработанном предприятии.
Описывается последовательность процесса технического обслуживания, перемещений по постам, основных выполняемых операций.
Делаются выводы об уровне организации системы ТО и Р, перспективы ее совершенствования.
Приложения
Таблица № 1
Складские помещения | Удельные площади на 10 ед. ТТМ м2 . |
Запасные части, детали эксплуатационные материалы | 4,0 |
Двигатели, агрегаты и узлы | 2,5 |
Смазочные материалы | 1,6 |
Лакокрасочные материалы | 0,5 |
Инструменты | 0,15 |
Кислород и ацетилен в баллонах | 0,15 |
Металл | 0,25 |
Автомобильные шины | 2,4 |
Таблица 2
Периодичность плановых ТО
Группа машин | Периодичность обслуживания, мото-ч | ||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТР | КР | |
Тракторы и самоходные шасси | |||||
Технологические машины и оборудование (зерно-, кормоуборочные комбайны) |
Таблица 3
Периодичность ТО и Р тракторов в л изр. топлива и у. эт. га
№ п/п | Трактор, самоходное шасси | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТР | КР | |||||
Литр | Усл. эт. га | Литр | Усл. эт. га | Литр | Усл. эт. га | Литр | Усл. эт. га | Литр | Усл. эт. га | ||
Т-25А1, Т-25А3, Т-16М | |||||||||||
ЛТЗ-144 | |||||||||||
ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6АМ | |||||||||||
МТЗ-80, МТЗ-82 | |||||||||||
ДТ-75 МВ, ДТ-75 МЛ | |||||||||||
Т-4А, Т-170 | |||||||||||
Т-150 К, Т-150, ВТ-100 | |||||||||||
К-700 А | |||||||||||
К-701 М,Р |
Таблица 4
Периодичность ТО и Р технологических машин и оборудования
Вид ТО и Р | Единица измерения наработки | Модель технологической машины | |||
«Нива» | «Енисей» | «Дон-1500» | КСК-100 | ||
ТО-1 | Физические га Л. изр. топлива | ||||
ТО-2 | Физические га Л. изр. топлива | ||||
КР | Физические га Л. изр. топлива |
Таблица 5
Периодичность ТО и Р автомобилей
Тип подвижного состава | Периодичность обслуживания, км пробега | |||
ТО-1 | ТО-2 | ТР | КР | |
Легковые автомобили | ||||
Грузовые автомобили | ||||
Автобусы |
Таблица 6
Трудоемкость технического обслуживания тракторов, чел-ч.
Марка трактора | Трудоемкость одного технического обслуживания и ремонта, чел-ч. | ||||
ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | ТР | КР | |
Т-25А1, Т-25А3, Т-16М | 1,1 | ||||
ЛТЗ-144 | 1,9 | 8,5 | 18,5 | ||
ЮМЗ-6АЛ, ЮМЗ-6АМ, МТЗ-80, МТЗ-82 | 2,2 | 9,5 | 22,5 | ||
ДТ-75 МВ, ДТ-75 МЛ | 2,5 | 10,2 | |||
Т-4А, Т-170 | 3,4 | ||||
Т-150 К, Т-150, ВТ-100 | 4,5 | 13,7 | |||
К-700 А, К-701 М,Р | 3,6 | 12,5 | 31,5 |
Таблица 7
Трудоемкость
Т О и Р зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов
Марка трактора | Трудоемкость одного технического обслуживания и ремонта, чел-ч. | ||
ТО-1 | ТО-2 | КР | |
Дон 1500 Б | 5,6 | 7,4 | |
СК-5М «Нива» | 5,1 | 6,6 | |
Енисей 954 | 5,2 | 6,6 | |
Дон 680 | 4,3 | 7,4 | |
«Полесье» | 3,4 | 5,8 | |
Марал Е125 | 3,6 | 7,2 | |
КСК -100А | 2,7 | 7,2 |
Таблица 10
Трудоемкость технического обслуживания и ремонта автомобиля
Наименование и марка автомобиля | Трудоемкость одного технического обслуживания и ремонта, чел-ч. | |||
ТО-1 | ТО-2 | ТР | КР | |
Автомобили семейства ВАЗ | 2,3 | 8,8 | 34,9 | |
Легковые автомобили семейства ГАЗ | 2,6 | 9,2 | 36,5 | |
УАЗ-3303 | 1,8 | 7,2 | 28,5 | |
ГАЗ-3307 | 3,6 | 14,4 | 57,1 | |
ЗИЛ-431410 | 3,6 | 14,4 | 64,7 | |
Камаз- 5320 | 5,7 | 21,6 | 85,7 | |
Автобусы: ЛИАЗ, ЛАЗ ПАЗ | 6,4 5,5 | 25,9 | 71,4 |
Таблица 11
Распределение трудоемкости ТО и Р по видам работ (%)
Вид работы | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТО-3 | СО | ТР |
Уборочно – моечные 1) 2) 3) Заправочные 1) 2) 3) Крепежные 1) 2) 3) Контрольно–регулировочные и диагностические 1) 2) 3) Смазочные 1) 2) 3) Очистные 1) 2) 3) Разборочно–сборочные 1) 2) 3) Ремонт узлов и 1) агрегатов 2) 3) Слесарно – 1) механические 2) 3) ТО и ТР электро 1) оборудования 2) 3) ТО и ТР аккуму 1) ляторов 2) 3) ТО и ТР системы 1) питания 2) 3) То и ТР гидро 1) оборудования 2) 3) Сварочные 1) 2) 3) | 16,6 13,6 13,8 69,3 65,5 5,1 15,2 - 5,5 1,9 20,7 5,1 - - - - - - - - - - - - - - - - - 2,2 - - - - - - - - - - - | 29,9 14,9 4,6 19,8 27,7 14,3 15,1 1,4 24,8 25,1 2,3 10,5 6,4 18,9 - - - - - - - - - 0,8 2,7 2,5 10,2 1,4 1,3 1,3 1,1 - - - | 14,8 22,2 5,4 11,3 21,5 16,6 11,9 14,8 16,8 30,3 12,6 10,1 - - - - - - - - - 2,4 5,4 2,5 2,7 4,6 2,6 2,9 3,1 0,5 - - - | 6,2 11,6 1,2 5,2 15,2 10,6 16,6 43,6 7,8 14,7 40,1 10,1 - - - - - - - - - 0,9 2,5 1,8 4,6 0,8 3,8 0,7 - - - | - 2,9 - 2,2 - - 12,5 38,6 10,4 24,7 30,1 14,3 - - - - - - - - - 0,5 5,9 3,2 - - - - 1,7 - - - | 0,5 0,5 1,7 1,3 0,1 5,7 4,2 0,9 2,5 0,6 0,4 - 1,8 0,3 0,2 33,8 22,7 9,1 2,4 0,2 0,7 1,5 3,3 15,1 6,9 6,3 |
Продолжение таблицы 11.
Кузнечно – 1) рессорные 2) 3) Медницко – 1) жестяницкие 2) 3) Арматурно – 1) кузовые 2) 3) Малярные 1) 2) 3) | - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - | - - - - - - - - - - - - | 0,9 0,5 1,2 0,5 2,5 0,4 0,1 0,5 |
Таблица 12
Коэффициент плотности размещения оборудования и удельные площади отделений на одного рабочего
Отделение | ||
Зоны ТО и ТР Слесарно – механическое Кузнечно – рессорное Медницкое Жестяницкое Сварочное Обойное Арматурное Электротехническое Малярное Шиноремонтное, шиномонтажное Аккумуляторное Карбюраторное Агрегатное Кладовая Механизированное маслохозяйство | 4-5 3,5 5,0 3,5 4,5 4,5 3,5 4,5 3,5 4,0 4,0 3,5 3,5 4,0 2-2,5 2,5 | - 8/5…12/10* 20/15 10/8 12/10 15/10 15/10 8/5 10/5 30**/15 15/10 15/10 8/5 15/12 - |
* - в числителе указана площадь на первого рабочего, в знаменателе – на каждого последующего;
** - с учетом ввода автомобиля в отделение.
Варианты планировки
производственных помещений
Таблица 13
Примерные показатели структуры и планировки предприятия технического сервиса
Показатели | Значение показателя | Примечание |
Основные технико-экономические показатели | ||
Коэффициент застройки участка | 0,15...0,25 | — |
Коэффициент использования площади участка | 0,45...0,55 | — |
Относительные показатели на одну списочную машину | ||
Необходимая площадь участка, м2 | 60... 80 | До 120, если большая часть машин в нерабочее время находится на базе |
Площадь основного производственного корпуса, м2 | 8...12 | — |
В том числе зон обслуживания, м2: для технологических машин, для автомобилей | 1...2 5...6 | — |
Средний годовой объем работ, чел.ч | 600...900 | До 1200 для баз подъемно-транспортных машин |
В том числе по техническому обслуживанию машин, чел. ч | 200...350 | До 500...600 для баз подъемно-транспортных машин |
Из них выполняемых непосредственно на базе, чел. ч | 60...150 | До 300...500 для баз подъемно-транспортных машин |
Число единиц технологического оборудования | 0,18...0,22 | 70...90 % единиц оборудования устанавливается на базе, остальное в летучках |
В том числе оборудование: металлорежущее кузнечно-прессовое сварочное и наплавочное подъемно-транспортное печи термические и нагревательные стенды | 0,04...0,08 0,02...0,03 0,01...0,03 0,05...0,07 0,006...0,012 0,05...0,08 |
Таблица 14
Коэффициенты перевода физических тракторов в эталонные
Марка трактора | Коэффициент перевода физических тракторов в эталонные |
К-700А | 2,2 |
К-701, К-744 | 2,7 |
Т-130, Т-170 | 1,76 |
Т-150, ВТ-100, ВТ-150, Т-150К, ХТЗ-1721 | 1,65 |
Т-4А | 1,45 |
ДТ-75М | 1,1 |
Т-70С | 0,9 |
МТЗ-82 | 0,75 |
МТЗ-80 | 0,73 |
ЮМЗ-6Л | 0,6 |
ЛТЗ-55 | 0,54 |
Т-25А | 0,3 |
Т-16М | 0,22 |
Литература
1. Черноиванов В.И. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. М.: ГОСНИТИ, 2003.
2. Варнаков В.В. Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения. М.: «КОЛОС», 2004.
3. Саньков В.М. Основы эксплуатации транспортных т технологических машин и оборудования. М.: «КОЛОС», 2001.
4. Семин А.Н. Экономика предприятия агротехнического сервиса. Екатеринбург, Издательство Уральской государственной сельскохозяйственной академии, 2005.
5. Акимов А.П. Справочная книга тракториста – машиниста. М.: «КОЛОС», 1995.
6. Дмитриенко В.М. Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностирования подвижного состава автотранспортных средств. Пермь: изд. Пермского ГТУ, 2002.
7. Домке Э.Р. и др. Курсовое и дипломное проектирование: методика и общие требования. Учебное пособие. Пенза: изд. ПГУАС, 2003.
8. Кудрин А.И. Основы расчета нестандартизованного оборудования для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей: учебное пособие. Челябинск: изд. Ю.- УР. ГУ, 2003.
9. Луканин В.Н. и др. Промышленно – транспортная экология. М.: Высшая школа, 2001.
10. Носенко А.С. и др. Сервис транспортных и технологических машин: учебное пособие. Шахты: изд. ШИ ЮРГТУ (НПИ), 2003.