Технология КДД: понятие и сущность

Технология культурно - досуговой деятельности: понятие и сущность

Многообразные виды, типы и формы культурно-досуговой деятельности, которыми занимается человек, чтобы влиять на динамику своего развития, обладают определенными характеристиками отложившихся значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов поведения на основе потребностей, мотивов, целей, условий и средств достижения результатов; действий и операций; предмета и продукта деятельности и являются составляющими механизма технологии.

Технология культурно-досуговой деятельности обеспечивает по своей линии "внутреннюю" жизнедеятельность учреждения культуры и в то же время является концентрирующим началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны. Разработка понятия "технология культурно-досуговой деятельности" вызвана нарастающей потребностью в обобщающей, логически четкой конструкции нового управленческого подхода, способного отразить принципы, формы, методы оптимального взаимодействия как внутренних, так и внешних процессов, присущих учреждениям культуры.

Анализ основных составляющих технологии культурно-досуговой деятельности, — "организация" и "методика", —показывает, что они характеризуются как производное понятие — профессиональная деятельность, направленная на объект (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленная влиянием социально-экономических и культурных факторов. Поэтому слияние организации и методики культурно-досуговой деятельности и их переход их друг в друга, уровень этой связи и определяют облик каждого учреждения культуры, эффективность его функционирования и влияния на домашний досуг.

Целостная система технологического процесса предполагает активное воздействие на свои компоненты, включая их в действие согласно поставленным целям, содержанию и структуре, добиваясь осязаемого результата. А. Левинсон считает, что "под технологией в данном случае следует понимать набор приемов труда культпросвет работника, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Как и везде, здесь мы можем увидеть труд ручной, кустарный, индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащенный и т.д." И далее: "Технология в своих основах закладывалась в эпоху становления современной сети клубных учреждений, т.е. в эпоху культурной революции в нашей стране. Тогда же формулировались основные цели и задачи клубов. Постановка клубного дела отражала общую ситуацию с технологией в других отраслях материального и духовного производства. В большинстве этих отраслей господствовал ручной, иногда кустарный труд"1. Как следует из данных рассуждений, А. Левинсон понимает технологию учреждений культуры как технологию производства. Здесь многое верно, но параллели полностью, вероятно, проводить нельзя.

Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (ее компоненты — штатное расписание, долж-ностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.); подсистема методической деятельности (состоит из следующих компонентов: сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.); психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д.). Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого (технология), учреждения культуры "вписана" в систему культурно-досуговой деятельности региона.

Важнейшие черты технологии культурно-досуговой деятельности:

· целостность,

· целесообразность,

· функциональное единство составляющих ее компонентов.

Как целостная система технология культурно-досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям обществен-ного развития.

Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание,

форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Результатом этого процесса является программа, ее содержание взаимоотношения между субъектом-объектом-объектом-субъектом, их личностный характер.

Технология культурно-досуговой деятельности включает следующие основные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы. Расчленение на этапы позволяет нагляднее и глубже разобраться в технологии подготовки и проведения программы.

Оптимальный технологический процесс как научно-обосно-ванная система культурно-досуговой деятельности способствует глубокому осмыслению действительности, "высвечиванию" человека во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества, микро- и макросреды. Поэтому следует сделать вывод о том, что технология культурно-досуговой деятельности оптимально функционирует при опоре не на частные, случайные, зачастую произвольные мотивы, которые движут отдельных специалистов при ее осуществлении в конкретной ситуации, а исходя из значимого смысла и содержания, того общего результата, который складывается из всей совокупности человеческих стремлений, характеризующихся определенной внутренней целеустремленностью, направленностью на решение четко определенных задач.

Технология КДД: понятие и сущность

Т.-набор приемов труда работника, организ.труда и испол-е инструментов и приспособлений; научно обоснованная система знаний об условных формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей практич.испол-ие которых обеспечивает направленное воздействие на дух. Мир личности.

1)современ. Уровень развития производст. И соц. Деятельности целенавправл. Разграничением процесса деятел. На отдельные этапы и послед. Сменяющие друг друга операции.

2)условие достижения исполн. Результат – фиксирование способов выполнения каждой фазы и операции.

3)оптимал.условие достижения эффекта деятельности – специализация деятельности в конкретных фазах процесса.

4)специализ. И интеграция видов деятельн. В систему внутренне связанных процедур и операций – закономерная особенность совр. СК процессов.

5)интегративность процесса преобразов.деятельности созд. Объективных условий научного знания.

Технология КДД как система состоит из нескольких подсистем.

1)организационная подсистема:

-управление

-финансирование

-штатное расписание

-должностные инструкции

-наличие отделов

2)метод-ая подсистема:

-сценарии, сценар.разработки

-метод. Рекомендации

-описание опыта

3)режиссерская подсистема:

-реж.замысел

-план репетиций

- прогон

-показ

4.Псих.подсистема:

-мотивирующая сфера и структура личности

Технолог.процесс в КДС:

-объект деятельности: обслуживание населения

-субъект деятельности: руководители, специалисты, актив

-деят-сть и её компоненты: цель + содержание, формы организации, средства и методы
Все эти подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого, учреждения культуры "вписана" в систему КДД региона. В целостной системе технологии КДД взаимодействия частей возникает новое качество, которое, в свою очередь, подчиняет себе эти части, преобразует их. В целостной системе технологии КДД действуют не механические, а сложные способы причинной зависимости друг от друга. Целостная система технологии КДД движется к определенной цели и характеризуется прежде всего целесообразностью. Цель выступает в системе технологии КДД как ее важнейший системообразующий и синтезирующий компонент. Достижение цели требует средств, форм и методов, операций, действий, оптимальных в конкретных условиях. Следовательно, цель является стимулом всей системы технологии, а задачи служат целями организационного и методического видов деятельности.Здесь надо отметит, что действие является важнейшим элементом в системе технологии КДД. В связи с выделением действия как важнейшего элемента системы технологии КДД подчеркнем, что всегда сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает совокупность действий, которые связаны между собой жесткой последовательностью.

Черты технологии КДД:

1.целостность

2.целесообразность

3.функциональное единство составл. Её компонентов

Структура технологич.процесса в КДУ:

Соц.заказ, уель, содержание, формы, методы, средства, субъектно-объектные, объектно-субъектные отношения, материальн.-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели.

Осн.компоненты технологического процесса:

-организаторская

-методические виды КДД

Основные этапы технолог.процесса:

1.анализ обстановки

2.формулировка цели

3.планирование программы

4.создание программы:и корректировка цели по надобности.

5.репетиции

6.проведение программы

7.анализ.


Наши рекомендации