Отдел оперирования авиакомпаний в базовом аэропорту
Контроль за подготовкой ВС на перроне и выполнением рейсов авиакомпаний, а также за взаимодействием служб при выполнении взлетно посадочных операций в базовом аэропорту осуществляет отдел оперирования.
Отдел оперирования отвечает за своевременное обеспечение рейсов на всех этапах их подготовки, с последующим контролем за ходом выполнения рейсов авиакомпаний и информированием заинтересованных в этом лиц, а также отвечает за реализацию Программы пунктуальности полетов, в части ее касающейся.
В состав отдела оперирования входят:
- заместители начальника по оперативной работе и по обеспечению полетов;
- старший эксперт аналитической группы;
- начальники смен;
- диспетчеры групп подготовки и контроля движения ВС;
- старший супервайзер группы контроля подготовки ВС на перроне;
- супервайзеры группы контроля подготовки ВС на перроне;
- диспетчеры (старшие диспетчеры) группы по обеспечению полетов.
Отдел оперирования выполняет следующие виды работ:
- согласовывает полученные заявки на выполнение регулярных и чартер-ных рейсов, согласовывает получение дипломатических разрешений иностранных государств на пролет и посадку по диспетчерским и диплома-тически каналам;
- согласовывает суточный производственный план полетов авиакомпании со службами, непосредственно связанными с подготовкой рейсов, а также с ПДСП, СОПП аэропорта; осуществляет предварительную подготовку вылета рейсов из базово аэропорта;
- получает и передает информацию о взлете и посадке ВС авиакомпании внутри страны и за рубежом, а также согласовывает при необходимости, использование запасных аэродромов;
- формирует суточный план на основании месячного производственно плана полетов;
- разрабатывает и согласовывает со всеми заинтересованными службам технологические графики обслуживания ВС;
- оформляет акты по задержке отправлений ВС и готовит документы на применение штрафных санкций к соответствующим службам базовое аэропорта;
- составляет отчеты по регулярности выполнения рейсов и разрабатывает рекомендации по ее повышению.
Основная функция отдела оперирования заключается в обеспечении суточного производственного плана полетов и пунктуальности его выполнения. Выполнение этой задачи связано с оперативным и четким взаимодействием всех служб, их сменного персонала. Передачу информа-ции между службами и контроль за решениями и предпринимаемыми действиями персонала осуществляет ПДСП.
Диспетчер группы подготовки воздушного судна ПДСП входит в состав объединенной диспетчерской авиакомпаний и в оперативном порядке подчинен ответственному дежурному по авиакомпаний.
При организации и решении вопросов обеспечения суточного производственного плана полетов и пунктуальности оформления рейсов диспетчер группы подготовки ВС постоянно взаимодействует с диспетчерами группы обеспечения полетов и контроля движения ВС, супервайзерами группы контроля подготовки ВС на перроне, сменным персоналом авиакомпаний в базовом аэропорту, а также в тесном взаимодействии с соответствующими службами (ПДСП, СОПП,. АДП и др.) аэропорта .
Диспетчер непосредственно решает вопросы:
согласования суточного плана полетов со службами авиакомпаний и аэропорт;
осуществляет предварительную подготовку вылета рейсов из базового аэропорта
осуществляет контроль выполнения технологического графика подготовки к ВС полету;
обеспечивает подачу требуемых средств перронной механизации и спецавтотранспорта.
Диспетчеры группы контроля движения работают в тесном взаимодействии с диспетчерами группы подготовки ВС, постоянно следят и контролируют движение ВС авиакомпаний и своевременно доводят информацию о месте нахождения ВС до заинтересованных служб авиакомпаний и аэропорта.
Диспетчеры группы контроля движения ВС, обеспечения полетов и подготовки ВС, а также супервайзеры группы контроля подготовки ВС на перроне непосредственно подчинены начальнику смены ПДСП.
От их совместной оперативной и четкой работы зависит выпол-нение суточного плана полетов и обеспечение строгого выполнения ежедневного расписания воздушного движения самолетов авиаком-паний.
Обеспечение регулярных полетов авиакомпаний во многом зависит от оперативности и ответственности при выполнении своих обязанностей супервайзерами.
Супервайзер на перроне непосредственно у ВС осуществляет обеспечение и координацию всех видов наземного, технического и коммерческого обслуживания ВС, связанного с подготовкой к полету.
Супервайзер контролирует своевременность и точность выпол-нения операции при обслуживании ВС согласно технологическому графику и конкретным требованиям данного рейса.
Супервайзер решает следующие вопросы:
- организации своевременной загрузки/разгрузки ВС;
- контроля выполнения технологических операций при обслуживании ВС;
- обеспечения средствами перронной механизации и спецтранспортом, а также учета работы запрашиваемых средств с последующим докладом диспетчеру группы подготовки ВС отдела оперирования авиакомпании;
- контроля за исправностью используемой техники, технической аппара-туры и нормальной ее эксплуатации;
- принятия решения при возникновении сбойной ситуации на перроне, незамедлительного информирования начальник смены (диспетчера группы подготовки ВС) отдела оперирования авиакомпании о ситуации;
- при задержке отправления ВС - установления причины и виновных в задержке;
- соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.
Подготовка ВС к полету или встреча ВС по прилету должны быть обеспечены обязательным присутствием супервайзера непосредственно у ВС для того, чтобы четко выполнялись все требования по обслужи-ванию ВС и была возможность принятия оперативного решения и соответствующего действия при нестандартной ситуации, возникшей при отправке или встрече ВС, а также для обеспечения отправки ВС строго по расписанию.
11.2. Диспетчеризация технологического процесса подготовки ВС к вылету на перроне
Общии положения
Диспетчер- должностное лицо, осуществляющее оперативный контроль и управление производственными звеньями по выполнению технологических операций, связанных с обеспечением суточного плана и регулярности полетов.
Практика работы гражданской авиации показывает, что наиболее успешно задачи взаимодействия решаются путем внедрения диспетчерской системы управления и контроля, то есть диспетчеризацией. При диспетчеризации каждая группа несет ответственность за выполнение той или иной операции, и диспетчер имеет полномочия требовать выполнение операций в установленные графиком сроки.
Внедрение диспетчеризации позволяет:
- улучшить организацию и управление воздушными перевозками в аэропорту;
- быстро устранять возникающие в ходе работы неисправности, отказы и промедления;
- контролировать ход технологического процесса;
- внедрять компьютерные системы с установкой терминалов на рабочем месте диспетчеров.
Диспетчеризация предусматривает организацию четкого взаимодействия служб аэропорта (авиакомпаний) в процессе подготовки воздушного судна к отправлению по следующим вопросам:
По техническому обслуживанию воздушных судов;
По заправке воздушных судов;
По дополнительным видам обслуживания (уборка салонов, заправка специальными жидкостями и водой, подогрев и охлаждение салонов);
Подготовка полетной документации (план полета, штурманский расчет, метеосводка);
По обслуживанию пассажиров и по загрузке ВС (багаж, почта, груз);
По оформлению сопроводительных документов (багажная ведомость, ведомость регистрации, центровочный график, почтово-грузовая ведомость, сводно-загрузочная ведомость);
По эксплуатации радиотехнического оборудования и связи аэропорта;
По обеспечению электросветотехнического обеспечения полетов;
По обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.
Основная цель взаимодействия служб аэропорта и авиакомпаний заключается в четком соблюдении разработанного технологического графика наземного обслуживания ВС, обеспечивающего выполнение расписания авиарейсов и эффективность деятельности аэропорта.