Экономическая эффективность управления качеством
5.7. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ
Управление качеством решает две основные экономические задачи:
определение наиболее целесообразного обеспечивающего необходимую конкурентоспособность уровня качества;
организация достижения этого уровня.
Эффективность управления качеством выражается в дополнительных доходах, полученных за счет этого процесса, в сравнении с затратами, необходимыми для его осуществления.
Улучшение качества продукции — одно из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства в целом и эффективности отдельного предприятия.
Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует росту эффективности произ-
водства, приводит к снижению затрат и увеличению доли предприятия на рынке. Производство высококачественных товаров может повлиять не только на увеличение прибыли отдельного предприятия, но и на подъем экономики в целом.
Связи между качеством продукции и эффективностью производства многообразны. В системе «качество - эффективность», особенно на низших уровнях управления, они изучены и выяснены еще недостаточно. Исследование этой проблемы в отношении агропромышленного производства имеет большое теоретическое и практическое значение.
В экономической литературе распространение получила концепция, согласно которой улучшение качества продукции, как правило, требует повышенных затрат на ее производство, а экономический эффект от этого получается в сфере потребления. Обычно имеются в виду не только дополнительные капитальные затраты на организационно-технические усовершенствования, но и повышение трудоемкости, возрастание затрат на материалы, новые сорта растений и породы животных, удорожание себестоимости и т. д.
Вывод «выше качество - выше затраты на производство» используется при установлении цен на продукцию повышенного качества, что нельзя признать верным. Затраты на производство единицы продукции улучшенного качества обычно сравнивают с затратами на производство единицы той же продукции прежнего качества. Подобное сопоставление нельзя признать правомерным, ибо общественная полезность, значимость продукции различного качества в удовлетворении соответствующих потребностей неодинакова. Следовательно, при использовании продукции разного качества сопоставление необходимо проводить на одинаковый объем удовлетворения потребностей. Надо сравнивать затраты на производство и воспроизводство единицы потребительской стоимости, общественной полезности продукции (на 1 т молока, пшеницы, сахарной свеклы и т.д.
В практической деятельности затраты на продукцию разного качества часто сопоставляют, не учитывая различные условия производства. При анализе затрат на ранее выпускаемую продукцию учитывают затраты (трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость, себестоимость и т.
д.) периода, когда уже был накоплен определенный опыт, были отработаны технология, конструкция и т.д. Для продукции более высокого качества, выпускаемой взамен прежней, используются показатели периода освоения или первого года серийного производства.
Любое предприятие АПК одновременно является и изготовителем продукции, и потребителем сырья, средств производства. Повышение качества продукции АПК означает, что сельскохозяйственные предприятия получают от своих поставщиков высококачественные семена, молодняк скота, материалы, запасные части, химикаты, полуфабрикаты, машины, приборы, оборудование и т.д. Таким образом, обеспечиваются материальные предпосылки для возрастания качества труда, его экономии на всех стадиях воспроизводства продукции общественно необходимого качества. Количество, качество и ассортимент продукции должны органически соединяться в комплексном критерии эффективности агропромышленного производства. Уровень качества применяемых в АПК ресурсов, включая природные, труда и выполнения работ, обусловливает конечный результат производственной деятельности - полезный общественный эффект использования единицы ресурсов.
Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть определена следующей формулой:
Качество • Объем выпуска (реализации) Эффективность = ———————————————————————
Затраты
Эффективность производства может возрастать даже при сокращении объемов реализации, если качество продукции повышается быстрее, чем снижаются объемы ее выпуска.
Для определения экономической эффективности улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
повышение качества требует дополнительных текущих и единовременных затрат;
экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у производителя, а у потребителя;
следует рассчитывать экономию от снижения брака;
при повышении качества предприятие получает экономическую выгоду от увеличения реализации продукции, возрастания продажной цены, роста экспорта, снижения брака.
Учитывая факторы, влияющие на качество продукции, можно выделить основные пути его повышения и укрепления конкурентоспособности предприятия:
повышение технического уровня производства;
рост квалификации персонала;
совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации;
внедрение выборочного и сплошного входного контроля качества поступающего сырья и материалов, комплектующих деталей и узлов; повышение эффективности служб качества;
воспитание гордости за качество выпускаемой продукции и ее марку;
материальное и моральное стимулирование персонала.
5.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Для удовлетворения потребностей человека товары должны иметь определенные свойства. Степень соответствия свойств изделия удовлетворяемым с его помощью потребностям определяет качество продукции, то есть мерой качества служит степень удовлетворенности потребителя, определяемая соотношением стоимости продукции и потребительской стоимости.
Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствуют продаже, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеет только та продукция, которая соответствует его ожиданиям (рис. 5).
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы - прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, экономическое и социальное развитие предприятия (рис. 6).
5.3. ЗАТРАТЫ НА УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Затраты на управление качеством играют важную роль в конкурентных позициях предпршггия, определяя их.
Одна из наиболее полных структур затрат на управление качеством была разработана А. Фейгенбаумом. В соответствии с ней эти затраты могут
быть разделены на три вида.