Порядок внедрения стандартов ИСО на предприятии
{Подход к внедрению системы качества
Он состоит из следующих ступеней: 1) Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон 2) Определение политики и целей в области качества организаций 3) Установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества 4) установление и определение необходимых ресурсов, обеспечение ими для достижения целей в области качества 5) Разработка методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса, направленного на достижение целей в области качества. 6) Применение результатов этих измерений для определения текущей эффективности и результативности каждого процесса. 7) Определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. 8) Поиск возможностей уменьшения риска и повышения эффективности и результативности процессов. 9) Разработка и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества. 10) планирование стратегии процессов и ресурсов с целью реализации улучшений. 11) Выполнение плана. 12) Контролирование эффективности улучшений. 13) оценивание результатов в сравнении с ожидавшимися выходными данными. 14) Анализ деятельности по улучшению для разработки соответствующих последующих действий. Аналогичный подход может применяться для поддержания в рабочем состоянии разработки и улучшения имеющейся системы менеджмента качества. }
Порядок внедрения стандартов ИСО на предприятии. Внедрение стандартов ИСО на предприятии предполагает создание организационных, ресурсных, методических и социально-психологических условий для обеспечения качества продукции в соответствии с рекомендациями и требованиями этих стандартов. Реализация ст-тов начинается с оценки нужд предприятия в совершенствовании действующей на предприятии СК. При этом необходимость применения ст-тов ИСО может мотивироваться либо руководством предприятия, либо внешними заинтересованными лицами. Можно выделить следующие 5 этапов внедрения СК: 1. Организация работ по созданию СК, 2. проектирование СК, 3. Документирование СК, 4. Внедрение СК, 5. Подготовка к сертификации СК. {6. Сертификация СК}
Этап 1.Организация работ по созданию СК: 1)принятие решения о внедрении, 2)выбор консультирующей фирмы, 3) определение стратегии внедрения стандартов, 4) создание руководящих и рабочих органов по разработке и внедрению СМК, 5) базовое обучение руководителей и ведущих специалистов, 6) разработка политики и целей в области качества. Цель данного этапа – создание организационных предпосылок для внедрения СК. При выборе стратегии внедрения ст-тов предпочтительной представляется стратегия, при которой создание СК включается в процесс улучшения деятельности организации на долгосрочной основе. Долгосрочные цели организации в области качества могут быть представлены в виде либо отдельно реализуемых, либо системы связанных между собой целей. Для каждой сформулированной цели разрабатывается соответствующая программа, в которой устанавливаются: а) мероприятия и ресурсы, необходимые для достижения целей, б) должностное лицо, ответственное за реализацию программы, в) сроки выполнения программы, г) ожидаемые результаты. Организация работ по созданию СК, соответствующей требованиям и рекомендациям ст-тов ИСО серии 9000, включает: 1) издание приказа о разработке СК, 2) назначение должностных лиц, ответственных за организацию проведения работ, 3) обеспечение участников работ ст-тами и другими документами, 4) привлечение внешних консультантов для методической обоснованности и минимальной вероятности ошибочных решений в ходе создания СК, 5) диагностирование действующей СК, представляющее собой предварительный анализ и оценивание степени соответствия СК требованиям ИСО 9001. Диагностирование, выполняемое чаще всего специалистами организации совместно с внешними консультантами, направлено на определение необходимости внесения в действующую систему конкретных изменений. 6) проведение специального обучения участников работ и разъяснительной работы с персоналом организации, 7) выделение ресурсов, необходимых для выполнения работ в установленные календарные сроки.
Этап 2. проектирование СК: 1) определение процессов, 2) установление основных видов деятельности в СК, 3) распределение ответственности и полномочий высшего руководства в СК. Цель этапа – создание организационной структуры СК.
Этап 3. Документирование СК: 1)определение структуры и состава документации СК, 2) составление календарного графика разработки документации СК, 3) формирование и обучение группы разработчиков документа, 4) организация контроля за разработкой документа. Цель этапа – создание организационной основы СК. Для определения состава и состояния документации СК необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и определить те документы, которые служат для выполнения подразделениями своих функции в СК. Полный состав документации СК опр-ют после неоднократного рассмотрения многих нормативных документов. При этом выделяют документы, которые потребуется разрабатывать вновь или дорабатывать, приводя их в соответствие с рекомендациями ИСО серии 9000 и конкретными условиями предприятия. После определения состава и состояния документации СК проводят разработку и корректировку конкретных нормативных документов, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в СК. Для этого необходимо составить соответствующий план-график с указанием исполнителей и сроков работ. При этом необходимо исключить возможное дублирование документов и предотвратить пропуски документов, необходимых для выполнения тех или иных функций. В составе документов СК могут также потребоваться планы качества для особо ответственной продукции. Такие планы разрабатываются как правило по требованию заказчиков или по инициативе самих поставщиков. В них составляется поузловой график проектирования и изготовления продукции, устанавливается контроль наиболее ответственных этапов работ, указываются основные параметры и характеристики, подлежащие контролю, указываются необходимые средства измерений или даются ссылки на соответствующие документы, указываются программы и методики испытаний.
Этап 4. Внедрение СК: 1) создание службы внутреннего аудита, 2) обучение персонала 3) введение в действие документов СК, 4) необходимое корректирование, 5) составление акта о внедрении СК. Цель этапа – обеспечение функционирования СК в соответствии с требованиями. После разработки новой или доработки существующей СК, необходимо внедрить СК в работу, проверить ее функционирование и, если потребуется, провести корректировку. Для этого проводятся внутренние проверки СК. При этом обычно проверяется: а) достаточно ли предусмотрено в системе функций для эффективного управления качеством продукции, б) определены ли исполнители всех функций СК, в) все ли этапы производства охвачены воздействием СК, г) имеются ли все необходимые методы работ и оформлены ли они документально, д) выполняются ли части и функции СК на рабочих местах, е) нуждаются ли в корректировке структура, функции и документация СК. Возглавлять сис-му кач-ва и отвечать за ее эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью СК. После создания сис-мы кач-ва руководство предприятия периодически проводит анализ ее функционирования и оценку ее эффективности по результатам плановых внутренних аудитов, в ходе которых проверяется выполнение подразделениями своих функций. Главными критериями эффективности СК служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции, уровень потерь от брака и рекламации, темпы модернизации и обновления выпускаемой продукции, внедрение достижений науки и техники.
Этап 5. Подготовка к сертификации СК: 1) выбор органа по сертификации, 2) оформление договора на сертификацию СК, 3) проведение предсертификационного аудита, 4)подготовка персонала. По желанию предприятия может проводиться оценка СК независимым органом путем ее сертификации. Целью такой оценки является подтверждение соответствия сис-мы кач-ва требованиям и рекомендациям ст-тов ИСО серии 9000. Орган по сертификации проверит руководство по качеству, а также выборочно документацию СК и ее выполнение на практике. Это позволит оценить внедрение проверенных частей СК и соответствующих рекомендаций ст-тов ИСО.